Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Рассказы [1160]
Миниатюры [1145]
Обзоры [1459]
Статьи [464]
Эссе [210]
Критика [99]
Сказки [251]
Байки [53]
Сатира [33]
Фельетоны [14]
Юмористическая проза [163]
Мемуары [53]
Документальная проза [83]
Эпистолы [23]
Новеллы [63]
Подражания [9]
Афоризмы [25]
Фантастика [163]
Мистика [82]
Ужасы [11]
Эротическая проза [8]
Галиматья [309]
Повести [233]
Романы [84]
Пьесы [33]
Прозаические переводы [3]
Конкурсы [16]
Литературные игры [40]
Тренинги [3]
Завершенные конкурсы, игры и тренинги [2447]
Тесты [31]
Диспуты и опросы [117]
Анонсы и новости [109]
Объявления [109]
Литературные манифесты [261]
Проза без рубрики [484]
Проза пользователей [130]
Путевые заметки [20]
Лучшее за 3-й квартал 2019 года. Елена Шилова. Комментарии
Обзоры
Автор: ПКП
Вместо вступления: стихи читала в анонимном файле, дабы сохранить объективность, хотя некоторых авторов не могла не узнать. Прошу прощенья, если отдавила чью-то мозоль, это все сугубо в оздоровительных целях.)

1-е место

29. Берендеево лето

2-е место

5. О гуманизЬме
19. Издержки интернета
25. Закатное
27. Бурлак

3-е место

13. Слеза царевны
15. Взрослое... почти
18. Мы разъехались
26. Персона нон грата



1. Миг

Подкупает своим романтически-приключенческим колоритом, смесью фатализма и залихватской удали. Сразу почему-то вспоминаются фильмы про гардемаринов. Дружба, удача, судьба, всадники, залпы – люблю это все. Есть удачная звукопись («залп зарю разбудит», «пуля птицей свистнет»). Ритм нравится. Но, при том, что настроением и атмосферой я прониклась, есть и всякие досадные недочеты. Глагольная рифма в первом же катрене, однокоренная «не был/небыль», перенос с рифмой на «чтобы», просторечное «нету», неудобочитаемый стык «блеск свой». К образам тоже есть вопросы: золото погона – оно все же не расплавленный металл, чтобы литься. Да и вспыхивающая гильза смущает. Финал тоже подпортил впечатление: в нем можно услышать самодовольную интонацию, да и пафосно слишком.

2. без войны

Трогательная история, но так рвано и путано рассказана, что в процессе разбирательства в тексте теряется весь эмоциональный отклик. С синтаксисом беда-бедища, с пунктуацией тоже, в местоимениях и обозначенных ими персоналиях я заблудилась сразу же, рифмы весьма приблизительные, «обещанно» и «пошто» даже ворд подчеркивает – в этом случае к нему стоило прислушаться (или приглядеться). Ну, главное, что кот мурлычет.

3. Мы вместе

Меня, признаться, уже первый катрен надолго оставил в задумчивости. Во-первых, сравнение Кавказа (то есть огромной территории) с пулей (огненной!), пробивающей сердце, - это очень сложно себе вообразить. Во-вторых, кровожадно ластиться – это практически оксюморон, и не сказала бы, что удачный. В общем, начало показалось весьма эпатажным, и дальше продолжилось в том же духе. Патриотизм чувствуется, но форма его выражения очень далека от совершенства. Фразы построены странно, сложные предложения буквально разваливаются на части, ибо придаточные части не согласуются с главными. С временами неразбериха. С препинаками тоже все плохо. Архаичный, пафосный стиль изложения вкупе с упомянутыми недочетами убивает на корню любую попытку сопереживания.

4. Исцеление

Я равнодушна к рыбалке, но стиш понравился. Очень атмосферный и притягательный. Вроде простой, но если копнуть глубже, весьма интересный – и по части образов, и по части рифм. Единственное, что малость царапнуло, - «повод для исцеления души». Повод обычно нужен для какого-то необязательного действия, а исцеление – зачастую острая необходимость. К тому же повод обычно является результатом этого действия (например, выйти из дома, чтобы купить хлеба), а здесь наоборот.

5. О гуманизЬме

Уж начто я безжалостна к комарихам (о даааа, я за ними гоняюсь именно с маньячным клекотом в груди), не могла не проникнуться их трагической судьбой.)) Здесь как раз возвышенный стиль вполне оправдан, во многом на нем и держится комический эффект. И абсурдная система образов (комарихи, рожающие детей, материна грудь, протянутые ноги, необходимость опериться) тоже отлично придумана и продумана. Спасибо, поулыбалась.)
Одно маленькое замечание – все-таки «стихОм».

6. Эхо

Интересное, нервное такое, похожее не только на эхо, но и на танец. Интересный прием с повторами: «не-не-не», «и-и-и». Отсутствие знаков препинания тут, мне кажется, вполне оправдано. Но немного не хватило оригинальности образов. Сердце, склеенное из крупиц (из текста именно это получается), - на мой взгляд, не слишком удачно. Устаревшее «утеха» выпадает из контекста. Но в целом все равно симпатично.

7. Это такая ночь

Я не поняла, зачем было разбивать переносом последнюю строку. Тут он как раз подчеркивает интонационный разрыв, которого не должно быть.
В целом – мистический стиль выдержан, атмосфера есть, метания ЛГ переданы вполне достоверно. Финал отчаянный такой, искренний. Рифмы местами интересные. Но, опять же, не хватило чего-то своего, авторской изюминки. Ну и вот эту фразу я не поняла: «Небо опять молчит, истину проповедуя кротким смиреньем, но слишком размыта истина».

8. Долгожданное

Интересно передано время: начинается с «а дальше», то есть как будто с середины рассказа, продолжая уже описанные события. Потом упоминается утро, и тут же – снова вечер, переходящий в ночь. Создается ощущение, что мы видим случайным образом вырванный из суточного цикла фрагмент. И то, что можно, в принципе, с любого момента в него включиться – с ночи ли, с утра, - здорово показывает непрерывность и повторяемость жизни.
Не очень понравилось наречие «закатно» (или здесь просто дефис потерян?), да и вся выделенная серединка в целом - как-то оно слишком идиллически, что ли, как рекламная картинка, имеющая мало общего с реальностью. Первая и третья части все же более душевные, личные, показывающие мир глазами конкретного человека. Непонятно, к чему стремится поток любви. Может быть, струящийся поток? «Подчас» в конце кажется втычкой, хотя «курлычет небо звёздной стаей» очень понравилась.

9. Октябрь

«Заря в зарёванном окне» - это прям ах! Еще из удачных находок – паук, похожий на брошку («необычный с виду плод», который еще и «иль», правда, тут же портит картину). Клюющий дождь – тоже хорошо, правда, возникает вопрос, каким образом просо воспоминаний (ну ладно, допустим), оказалось на крыше. Кстати, чьи все-таки воспоминания – ЛГ или его близких? Если первое, то запятая потерялась. В первом катрене некрасивый перенос: «солнце заходящим» самодостаточно, а тут вдруг веер какой-то, создающий, кстати, причастный оборот, который тоже надо было выделить запятыми. Ящер, перегрызающий луч, - красиво, но все портит зыбкость этого луча: грызть имеет смысл нечто твердое, не нужно было подчеркивать нематериальность там, где изюминка как раз в обратном. Далее поразила солома, которая и громом гремит, и настигает беглецов. Я так понимаю, деепричастный оборот просто прилеплен не туда, его нужно отделить от соломы. Хотя бы так: «Но миг спустя волною грома настигнет тщетных беглецов».
В целом – сыровато и разрозненно, а финал так и вовсе внезапен.

10. 8 сентября

Ну, классическое такое осеннее стихотворение, использующее стандартную палитру красок и образов. Не хуже многих, но и чего-то особенного я в нем не увидела. Из замечаний: рекомендую хотя бы в тексте исправить на «Восьмое сентября». Не надо цифири в поэтический язык протаскивать. Ну и «непрочные они» - это ужас-ужас, надо подумать, как перекроить предложение, чтобы эпитет относился к существительному, а не к местоимению.

11. Объятия

«Нешто», конечно, малость царапает, но в целом стихотворение горькое такое, искреннее. Да, бывает такое, что матери недодают детям ласки, просто потому что не получают ее сами и не понимают, насколько это важно. Порой важнее, чем обуть-одеть-накормить. И хорошо, что ЛГ это понимает и умеет поставить себя на место матери.
Из зацепок – в одном месте сливаются разнородные образы: получается, что дым тянется с цыплячьей нежностью.

12. Последняя ромашка

Рифмы интересные, да и вообще чувствуется, что написано опытной рукой. И ирония к месту («в суставах пестуя артрит», и словотворчество («головеточность»), и образы (ветер, зовущий на вальс ромашку, особенно понравился, хотя там что-то с препинаками не то). Немного вымученно воспринимается первая строка (все же привычнее было бы либо «не скупится», либо «не скупа», нежели полная форма прилагательного). Не совсем понятна роль слова «включая» - приводится ли оно в значении «в том числе» или «приводя в рабочее состояние». В предложении про головеточность очень много идущих друг за другом дополнений: громоздкая конструкция получается. А так хорошо, атмосферно.)

13. Слеза царевны

Нет, ну есть, конечно, к чему придраться. И идущая рыбка (нет, рыбы ходят, но либо на нерест, либо косяком, а тут вполне подошло бы и плаванье). И «мОя доня», которая к тому же стилистически выбивается – царевна все же, а словечко совсем просторечное. Про алые сгустки на бирюзе вообще не поняла. Но в целом – определенно нравится. Отличная задумка про «всуе звякнувшее слово», оно же «брильянтик», который долгое время был дороже истинных сокровищ. И без которого «тиара потеряла вид». Вся соль в финале, в общем.

14. Кувшин

Порадовала задумка о кувшине, вмещающем весь мир (вернее, миры – и книжные, и реальный), и то, как она вырулила в итоге к Лермонтову. Симпатичный стиш, хотя хочется его слегка причесать. «Прорастает» и «ростком» в одной строке – однокоренные. «Снаружи времени и света» - «снаружи» здесь смотрится чужеродно, все же время и свет – это не ограниченное пространство. «Грудной обед» тоже как-то не понравился. «Суфии» ударяются на первый слог. Ну и «заломленная книга» - прям целая книга, не страница?
А так увлекательно, бодро, в меру фантазийно и жизнерадостно.

15. Взрослое... почти

Замечательная задумка и удачная реализация: рассказ о взрослении, который, по сути, собран из узнаваемых детских стишат. При этом есть и вкусные авторские образы – солнце, плещущееся вместе ребятней, облака, мочащие бока в море, время, плывущее за буйки. Ритм малость пошатывается, но, поскольку бычок делает то же самое, это как-то даже гармонично, что ли. «Ребятнёю/море» - вот это даже на мой вкус слишком ассонансно. А в остальном понравилось.

16. На полянке

Вроде хорошо все начиналось (ну, не считая того, что у многих стай одно гнездо), но в итоге рассыпалось, как недособранный паззл. Вот уж действительно «иные моменты ввергают в транс».
Со мной транс случился на четвертом катрене, когда я прочитала про отблеск, нюанс, намёк, отпечатавшиеся в породе ильной. Тут я поняла, что вообще ничего не понимаю. Интуитивно улавливается, что это про перерождение душ, про принятие неизбежности своего ухода и надежду на возвращение. Но очень уж сюрреалистичная для меня картина.
У мимов, кстати, множество выражений может быть, вернее, не у мимов даже, а у их лиц. А что касается «вернуться в нас» - а куда возвращаться-то, если «остаются пыльца и пыль от смиренно увядших»? Вернутся они (если вернутся) уже в другие тела.

17. Уход в процент

Извините, это совсем не мое. Рифмы, размер, даже некоторые образы вижу, поэзии – нет. Оно вроде как злободневная сатира, но сатира должна быть точной и хлесткой, а здесь все довольно неуклюже и вымученно.

18. Мы разъехались

Хоть я не знаю человека, которому посвящено это стихотворение, и ни разу не бывала в казахских степях, но получилось проникнуться, прочувствовать, ощутить горечь автора, как свою собственную. Умение вызвать сопереживание налицо.)
Очень атмосферное стихотворение с хорошим, веским финалом. Пара ложек дегтя: «вернуться опять» попахивает плеоназмом. А в словосочетании «вонзает жало» мне не хватило дополнения: куда именно вонзает-то? После «значит» нужен какой-то знак препинания.

19. Издержки интернета

Вооот, вот для чего существует формат А4.) Здесь он и впрямь чрезвычайно уместен, поскольку в столбик такой поток сознания укладывать было бы жестоко. И фразы построены таким образом, что паузы в конце строк делать не нужно. Очень меткое, ироничное (и самоироничное в первую очередь, это всегда подкупает) стихотворение, собранное вроде как из обычной речи со всеми ее «мусорными» словечками, но при этом не лишенное образности. Многократный повтор и лесенка в конце тоже оправданы. Финал отличный. Я могла бы слегка побухтеть про опорные стопы в пятистопном ямбе, ну да автор явно не новичок и понимает, что «кодекс — это просто свод указаний, а не жёстких законов» (с).
«Я к вам пишу, и серверы хранят» - за это отдельный плюсик.

20. Фейное

Тоже хорошее, чувственное такое, осязаемое и обоняемое. Очень понравились строки про розовое море. «Откроется слеза» малость царапнуло, ну и «синие желания лозы» я с трудом могу себе вообразить.«Загадай желанья, будто сны» - усечение по ушам бьет, да и суть сравнения я, признаться, не улавливаю. Загадать сон – это частный случай загадывания желания, нет?)

21. Монолог шута

Прям гекзаметром повеяло.) Нет, рифмы я нашла почти сразу, но на слух они все равно трудноуловимы ввиду своей разнородности. Но я бы не назвала это минусом – напротив, антураж и стилистика классической трагедии только укрепляются. Но вот финал, увы, недокручен. «Блеск пожух» - это звучит несколько нелепо, а сама история в итоге никуда не приходит. Нет кульминации, развязки и катарсиса. Ну, ушел шут скитаться вместе со своим господином, потерявшим корону. И-и? Можно продолжать и продолжать.
После «непогоды» потерян знак препинания.

22. Шумела осень

В комментариях я натыкалась на обсуждения уместности термина «одностопный ямб», так что не будем об этом.)
Меня терзает другой вопрос – откуда в осеннем парке взялся шкаф? Ведь о том, что герой сидит в помещении, не упоминалось, а вот парк был. Логично предложить, что дальнейшие действия происходили там же. «Великий, мудрый, неживой» - простите, почему-то Ленин в мавзолее вспомнился. Пушкин-то у вас вполне себе... э-э, живенький.
Ну, в общем, оно вроде как юмористические стихи, и вроде как даже забавные местами, но не так, чтобы прям до слез.

23. Не стригите фонтаны

Я что-то ничего не поняла, кроме того, что это стиш на конкурс. А поскольку конкурс был странным, то и производные соответствующие.) Ну, сюрреалистичненько так.

24. О ежах и редакторах

Господи, а клизму-то зачем?! Ну ладно, допустим, это фразеологизм, но в любом случае – вставить кому, а не с кем.
Но мотив сострадания по отношению к ежикам, которые все время должны понимать что-то человечье, улыбнул.) Правда, есть подозрение, что за 4 часа, да еще после хорошего перекуса, они просто уснули с открытыми глазами, а не то, что подумалось ЛГ.) Ну, или ждали еще сала с молочком.

25. Закатное

Классное, афористичное и мелодичное, но в финале хотелось чего-то большего. А то первые две строфы такие философские, экзистенциальные, даже жутковатые, а третья – созерцательная и лирическая, будто случайно к ним прибившаяся. Но все равно хорошо.

26. Персона нон грата

Текст, что называется «вкусный», такое надо смаковать и перечитывать, чтобы уловить все нюансы, собрать все изюминки, щедро рассыпанные автором. «Пришелся не ко двору родным дворам», «гран серебра на бочку эфирной взвеси», «меланж оттенков из радуг беглых» - красота.
Единственное, чего не хватило, - это цельности. Задумка триптиха понятна, но последняя строфа как-то резко спускает все с небес на землю. Плюс есть рассогласованность во временах: сначала о человеке говорится в настоящем времени, а потом внезапно в прошлом. А потом опять в настоящем («который с собой честен»).
Еще одна зацепка: «твой человек не чёрен, не бел, но цвет» - противопоставляются разные части речи. Сюда просится краткая форма от «цветной», но таковой нет, поэтому и возникает небольшой затык в восприятии.
Но все равно получила удовольствие от стихотворения.

27. Бурлак

Очень подкупают напевность и умелое использование повторов, они отлично сочетаются с образом бурлака, медленно тянущего свою ношу вдоль реки. Очень «просторное» стихотворение – ощущается и ширина, и глубина, - одним словом, необъятность, которая окружает ЛГ. И вроде с виду она и впрямь благодатная, но тем сильнее ощущаются усталость и безнадега измордованного жизнью человека. Контраст выигрышный.
Ну, если уж цепляться, так ко всем.) Строчка «злую суку-судьбу ни продать, ни купить» меня некоторое время ставила в тупик, ибо непонятно было, зачем такую гадость покупать вообще. Но если рассматривать «купить» в значении «подкупить», тогда все становится на свои места.

28. птичья жизнь

Ну, если вдуматься, то философское такое стихотворение.) Перефразируя известную поговорку, «стихи уходят и приходят, а кушать хочется всегда». Местами забавно даже и уж точно злободневно. Реально порой чувствуешь себя дятлом на нелюбимой работе.

29. Берендеево лето

Ой, какое душевное и атмосферное. Так резко повеяло летом (ныне ушедшим), что аж взгрустнулось. Звукопись замечательная, образы тоже. Мне только показалось, что берендей из этого благолепия малость выбивается, какой-то неочевидный образ, вызывающий вопрос: «а почему именно он?» Тут любой условный кочевник подойдет, да и не только.
Но в остальном – замечательно, и Ной в конце очень понравился.)
Опубликовано: 26/10/19, 13:10 | Просмотров: 648 | Комментариев: 26
Загрузка...
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Все комментарии: 1 2 »

Извиняюсь,не мог ответить раньше. Елена, а где вы нашли сатиру(N17), да ещё злободневную? Это всего лишь ирония по поводу себя любимого (в образе ЛГ, конечно), решающего псевдогамлетовский вопрос, - Пить или не пить? - Конечно, пить!
Не думаю, что какое-то произведение такой тематики и объёма могло бы претендовать на поэзию.
СерЖ  (05/11/19 11:44)    


Ну, оттенки ехидного юмора (ирония, сарказм и т. д.) вообще по-разному воспринимаются. Плюс эпиграф уже задает определенный угол обзора. Значит, ошиблась я с масштабом охвата, что поделать.
Ну, все равно не мое, извините.) Тем более вы сами говорите, что оно не претендует.
Елена_Шилова  (05/11/19 12:13)    


Елена, спасибо за рецензию. Постараюсь учесть замечания и улучшить текст стихотворения.
Яна_Яблоко  (31/10/19 23:17)    


А пожалуйста.)
Елена_Шилова  (02/11/19 22:16)    


Никогда не могла налюбоваться закатами, они настолько невещественны, изменчивы, неуловимы. Удивляют неповторимые цвета. Алые сгустки на бирюзовом горизонте в чёткой градиентности – это большая редкость. Выглядит не совсем естественно, инопланетно. И фантастически нежно.

Я рада вашему комментарию, Елена, а то, что не всегда всё понятно -
это вполне нормально) Спасибо!
Laura_Li  (30/10/19 18:57)    


О да, закаты я тоже люблю.)) Возможно, и впрямь доводилось нечто такое наблюдать. Спасибо за расшифровку.)
Елена_Шилова  (02/11/19 22:15)    


Спасибо на добром слове от автора "Последней ромашки" smile
maarv  (27/10/19 19:50)    


Ну дык симпатичный стиш заслуживает добрых слов.)
Елена_Шилова  (28/10/19 10:08)    


Елена, и от меня спасибо!)
Вера_Рехтер  (27/10/19 16:34)    


Всегда пожалуйста. smile
Елена_Шилова  (28/10/19 10:07)    


Елена, Спасибо большущее за разбор полётов!
С замечаниями согласна. Некоторая рассогласованность времён в " Персоне нон грата" вызвана неспособностью автора принять гибель героя и говорить о нём только в прошедшем времени....
Татьяна_Василевская  (27/10/19 12:14)    


Спасибо за разъяснения, Татьяна. Да, такое бывает: что человека уже нет, но созданное им продолжает жить и тем самым вроде как поддерживает жизнь своего творца.
Елена_Шилова  (28/10/19 10:06)    


Цитата
Господи, а клизму-то зачем?!

Очень известный фразеологизм - абсолютно расхожее выражение. И закавычивать не стоило - да решила это сделать для тех, кому оно вдруг покажется непонятным.

https://folklor.academic.ru/271....C%D1%83

Цитата
но в любом случае – вставить кому, а не с кем

У меня "с ней" - в значении "при помощи" (кого-то):

Мало ль живности на свете,
Чтоб с ней "вставить клизму"?!

Спасибо за разбор, Елена. Рада, что хоть что-то и в моем Вам приглянулось. )
Марго  (27/10/19 08:01)    


Да нет, что это фразеологизм, мне понятно, но все равно же переносный смысл пляшет от изначального, прямого. На то же "отругать" есть еще масса других выражений, поэтому как-то это показалось сурово и внезапно.)
Елена_Шилова  (28/10/19 10:01)    


Понимаю Вас. Но для меня это расхожее выражение - от своих же издательских коллег слышу нередко.
Марго  (28/10/19 10:15)    


С удовольствием зачла :)
Ветровоск  (26/10/19 18:01)    


Ну, значит, не зря я эту простыню писала. cool
Елена_Шилова  (28/10/19 09:56)    


Лена, спасибо:)
Как ты всё поняла -
Murrgarita  (26/10/19 17:44)    


Я старалась. biggrin
Поздравляю с призовым местом.))
Елена_Шилова  (28/10/19 09:55)    


Murrgarita  (28/10/19 10:02)    


Значит удалась, таки, трагедия ) Гринпис должен бы меня обмедалить )))
А пропитаньЕВ и стИхом, и там ещё какие-то выверты - это я нарочно. Чтоб смешнее звучало )
Воооот такенное спасибо )))
Елена_Лерак_Маркелова  (26/10/19 17:03)    


Боюсь, как только я снова заслышу над ухом комариный писк, тут же напрочь забуду о жалости к комарихам и их несчастным отпрыскам. biggrin
СтИхом там просто в самом начале, когда еще не понятно, что грядет юмор. А так да, понимаю суть приема.)
Вам спасибо за поднятие настроения.)
Елена_Шилова  (28/10/19 09:54)    

Продолжение списка комментариев: 1-10 11-12