Предисловие Миниатюра относительно новый жанр, и строгих рамок для него до сих пор не определено. Кто-то трактует миниатюру как стихи в прозе, отдавая предпочтение эмоциональному наполнению, кто-то предлагает выкашивать каждое лишнее слово. А кто-то называет миниатюрой произведение до семи листов, с завязкой, обязательным сюжетом, яркой концовкой.
Но все авторитеты сходятся во мнении, что в миниатюре должна быть заложена какая-то идея, мысль, которую автор хочет донести до читателя.
А мы тут пока
пробуем себя в миниатюре. И надеемся, что авторы -стихотворцы, попробовав себя в прозе, почувствуют вкус к нерифмованным текстам.
Хочу напомнить всем авторам, что в Ворде легко проверить текст на грамотность перед публикацией. Правда, ошибки с пунктуацией Ворд не исправит, но грамматические отметит.
А если не полениться и спросить у Яндекса, то можно разобраться и с пунктуацией, а заодно и подучиться.
И главное:
все мои комментарии к работам – моё личное мнение, которое не является истиной в последней инстанции. 1. Домашние духи бабушки Миры http://litset.ru/publ/57-1-0-55553 Об одиночестве… Но дух грусти прячется в светлой ироничной сказочнице. Бродишь за ней по дому и знакомишься, нет – здороваешься, с давними своими знакомцами))
Хороший слог, читается легко, с улыбкой.
Совет: разбивайте текст на абзацы. Это облегчает его прочтение. 2. Выход http://litset.ru/publ/15-3-0-57496#ent467281 Завязку я поняла как утверждение о том, что настоящая любовь не имеет конца, любящие уносят её вместе с собой в небытие.
А сам сюжет как раз о том, как невозможно расстаться с любимой, несмотря на возможные размолвки. Эмоции есть, смысл понятен, конец предсказуем (исходя из завязки).
А теперь несколько замечаний, которые, разумеется, абсолютно субъективны и не являются истиной в последней инстанции. В начале миниатюры немного напрягли часто употребляемые образы (штампы). «Оглушительный выстрел хлопающей двери», «Холодный ноябрьский ветер», «пробрал до костей».
Но вот есть и нестандартное сравнение тьмы с чёрным хлебом. Как-то у меня хлеб никак не сочетается с мраком. Если взять во внимание только плотность, то тьма всё-таки, на мой взгляд, нечто более вязкое, не такое плотное, как хлеб. Пусть это даже преувеличение. То есть, образ этот не показался мне удачным.
«мысли бешено крутились в голове, перескакивали между собой, снова сливаясь, превращались в одну, глубоко внедрившуюся и уже пустившую многочисленные корни.»
Смотрите, мысли бешено крутятся, перескакивают, сливаются и тут же превращаются в одну, глубоко внедрившуюся и пустившую корни. Это как? Уже давно пустила корни мысль, которая образовалась из только что бешено крутившихся? Может быть, не превращались, а совпадали или подтверждали мысль, давно укоренившуюся?
Во сне Ваш герой попадает в лабиринт, который в дальнейшем Вы сравниваете с паутиной. Тоже, мне кажется, не совсем удачно. Лабиринт – ловушка, основанная на множестве ложных ходов, паутина - ловушка, основанная на клейкости, невозможности передвигаться. Получается, Ваш герой попал в тупик, а не может выбраться, приклеившись. Но всё-таки идёт по лабиринту, пока не добирается до заветной двери.
Каждое сравнение вполне допустимо и понятно по смыслу, но, на мой взгляд, Вы зря их объединили.
Навстречу пишется слитно.
3. День рождения http://litset.ru/publ/15-3-0-57496#ent467462 Читалось с интересом. И вдруг – стоп! Конец.
Миниатюра воспринялась как вступление к чему-то более значительному. А всё осталось за кадром.
Между тем, стиль автора понравился. Хочется продолжения)
4. Рычажок http://litset.ru/publ/15-3-0-57496#ent467524 Узнаваемый эпизод из жизни. Размеренное ровное повествование. Из диалога супругов угадывается длинная совместная жизнь, с умением сгладить неприятный эпизод, с качелями от недовольства до любви.
Читатель проедется с ними и выйдет с мыслью – хорошие люди. Наши)
А раз у читателя (у меня, например)) миниатюра вызвала эмоции, размышления о долгом супружестве, да в конце концов, было просто интересно, то миниатюра достигла своей цели.
Небольшая шероховатость: Я бы слово «стояние» заменила на «простаивание», и дальше «а стояла она…»
5. Новогодний подарок http://litset.ru/publ/9-1-0-55488 «День сурка» в новой интерпретации))
Получилась сказка с поучительным финалом. Подошла бы для детей, но и взрослые смогут окунуться в воспоминания о собственном детстве, гостях, подарках и заявках Деду Морозу.
Читается легко, без особых шероховатостей. Но некоторые всё же отметила.
« После ужина я с выражением прочитал два стиха и отправился чистить зубы и спать, как положено» Два союза «и» подряд не приветствуются, так же, как и повтор одного и того же слова в одном предложении или даже в абзаце. ( Если только это не специальный литературный приём). Можно было бы, например, «и» заменить словом потом.
«После ужина я с выражением прочитал два стиха, потом отправился чистить зубы и спать, как положено».
«Присобачивал» . Это слово – вульгаризм. Оно выпадает из контекста, поскольку всё предыдущее повествование написано другим языком.
Характеристика соседей как доброжелательных, мне кажется, не очень удачна в контексте произведения. Это что-то из отношений между людьми. А об отношениях в тексте ничего нет. Может быть, щедрые? Раз они дарят много подарков)
«Я глазел на него, но почувствовал, что тяжёлые веки смыкаются...»
Мне думается и здесь не всё гладко. Как-то надо показать, что сначала глазел, а потом почувствовал. Например: «Я с изумлением глазел на него, но быстро почувствовал, что тяжёлые веки слипаются.»
6. Оловянная клякса http://litset.ru/publ/46-1-0-57252 Немножко фантастики)) Вряд ли детский пистолет может стрелять оловом.
Ну, да это право автора – описывать события так, как ему хочется. И с элементами фантастики - тоже.
Миниатюра живая, с завязкой, кульминацией, с неожиданной концовкой. Диалог построен хорошо. Вполне достойная работа.
Позволю себе только парочку советов.
«Это ему на день рождения подарили, 4 года»
Мне думается, что правильнее было бы «в четыре года», или «это на день рождения подарили, когда ему исполнилось четыре года».
И ещё – числа в литературных произведениях рекомендуется писать буквами)
А Иван Петрович обманул посетителей) Даже на ребёнка можно оформить авторство через его законных взрослых представителей.
7. Выбор http://litset.ru/publ/46-1-0-55592 Миниатюра – диалог. Хотя небольшая завязочка и концовка есть. В заключении автор задумывается об аналогии шахматной игры с жизнью, и (как мне кажется) приглашает и читателя задуматься об этом.
Диалог, на мой взгляд, построен грамотно. Сама миниатюра имеет сюжет, идею, вызывает эмоции, то есть, соответствует признакам конкурсного литературного жанра. Но кое-какие шероховатости я всё же отмечу.
Немного непонятно, почему «гнёздышко» празднично наряжено, и почему вдруг обнаружилось свободное время. Приходится просто предположить, что это новогодние праздники.
Вот в это время и происходит разговор с дочкой. Однако, выясняется родство автора и собеседницы в самом конце. А по ходу повествования она просто Аля непонятного возраста. Сестра? Жена? Подруга? От этого незнания диалог воспринимать сложно. Мне думается, с самого начала надо было как-то дать понять и возраст девочки, и её родственные отношения с автором.
К тому же, мне кажется, что говорят Аля с отцом немного неестественно, не так, как в обычной жизни.
Можно, конечно, представить, что некоторая книжность для собеседников своего рода игра, ёрничество. Но такое возможно с достаточно взрослым ребёнком. Однако, обычно учат играть в шахматы всё-таки не взрослых детей, а семи-восьмилетних, а то и раньше.
Вот такие нестыковки, как мне думается, мешают читателю правильно понять автора.
8. ПРИ-ДАТ-ТОЧНОЕ http://litset.ru/publ/46-1-0-57568 Вот оно – когда читаешь, и наслаждаешься. Юмором, летящим слогом, узнаванием. Если честно, то это всё про меня. И самое главное - так скажут ещё множество читательниц. Вот в том-то и талант рассказчика – влезть нам в душу, раскрыв свою. Хотя, может быть, всё это – фантазия от начала до конца. Неважно. Автор заставил нас поверить. И этого довольно. В любой выдумке автора всё равно есть часть его сути, которая проявляется независимо от желания самого рассказчика.
Найдены нужные слова, вставленные в нужные предложения, спаянные естественными эмоциями.
И не длинно, и не коротко. В самый раз.
Сюжет есть, занимательность присутствует, эмоций достаточно.
Замечания:
-
то же самое - пишется в данном контексте раздельно. Думаю, это просто описка)
- и с запятыми не всё в порядке) Не пишу подробно, поскольку думаю, что автор и сам легко найдёт, где пропустил их.
9. Разделение http://litset.ru/publ/18-1-0-55586 Сарказм. Ирония. А мысль серьёзная. Хорошо подана. Задевает людей, которые не попали в эту ситуацию и саднит у тех, кто попал.
И пусть я не поняла, куда, собственно, передвинулась граница- вперёд? – назад? Главное, чтобы всё это побыстрее закончилось, и не разрывало людей на части.
Миниатюра состоялась как литературное произведение. Есть и интересный сюжет, и оригинальный авторский стиль, и эмоциональность.
10. Марионетки http://litset.ru/publ/46-1-0-57746 Серьёзная работа, хотя сюжет сказочный. Понравился живой, образный язык автора. Дядюшка не бледен, а серо-желт; он не похудел, а щеки опали; не сказал, а проквакал; не возразил, а «отвел все мои возражения судорожным взмахом высохшей старческой руки»; не «мне стало одиноко», а «на меня рухнула пустота».
События развиваются постепенно, и постепенно нарастает интерес – а что там будет с этими куклами? Может, что-то жуткое, раз уже сам старик нагадал себе Армагеддон?
Но, несмотря на коварное волшебство марионеток, они, как оказалось, транслируют сущность кукловода. К счастью, девочка со светлой душой могла творить только добро.
О ком же сказка? О людях, о куклах? О кукловодах? Есть, о чём подумать.
Заметка:
«случайно надыбал на крохотный музейчик марионеток»
Надыбать – найти что- то, значит «надыбал крохотный музейчик»
11. О жёлтых цветах http://litset.ru/publ/46-1-0-56583 Перевёртыш) Забавно. Но где-то уже встречалось.
Как приём.
Эмоции – улыбка.
И немного досадно – обманули)
Посчитать ли эту шутку миниатюрой, в смысле литературного жанра? Вряд ли. Нет идеи, мысли, которой бы автор хотел поделиться с читателем.
12. Закономерность http://litset.ru/publ/46-1-0-57593 Пронзительно. Грустно. Достучались.
А значит, нашли слова, чтобы достучаться. Для рассказчика – это хороший результат.
Вы выбрали приём заметок – писем, где рассказываете о больничных буднях медсестры. Рассказываете хорошим, понятным, образным языком. Разумеется, читатели будут очень тронуты. То есть, с эмоциями, которые обязаны быть в миниатюре, всё в порядке. Но сама тема… Ваша ЛГ упоминает о том, что на литературном сайте такие темы не приветствуются.
Да. Эта тема даёт безоговорочную фору. Особенно в конкурсе. Потому что рассказ о больных детях вызывает огромный эмоциональный отклик, независимо от того, насколько качественно написано произведение. Поэтому, может быть, и справедливо, что на конкурс такие работы брать опасаются.
Но просто для читателя (не на конкурс) почему бы Вам не писать о том, что наболело? Тем более, что Вы, вероятно, слишком хорошо знаете то, о чем пишете.
К тому же, я думаю, и на другие темы Вы можете писать хорошую прозу.
13. Любовь http://litset.ru/publ/46-1-0-57595 Сюжет миниатюры необычный. Но автору веришь. Хотя и удивляешься человеческому поведению кошки.
Автор сначала использует короткие предложения. Без особых изысков. Просто информация, изложение событий. Два раза просторечие «Типа» не стоило бы применять. Оно, как мне кажется, не вписалось в общий стиль, да ещё и употреблённое в двух предложениях подряд.
Позже в тексте появляются выражения «ворчливо примяукивала», «как злая свекровь», «не хуже сторожевой собаки» и нарисовался яркий образ удивительной кошки-няньки.
Трогательно описано поведение кошки, ожидающей возврата малыша из больницы. А пропажа её, наверное, расстроит каждого читателя миниатюры.
Моё впечатление – миниатюра хорошая, вызывающая эмоциональный отклик.
14. Бегемот http://litset.ru/publ/15-2-0-57496#ent468411 Размеренное, чуть ироничное, начало про кота Бегемотика, показалось мне несколько затянутым для миниатюры. Потом появилась Эллочка. Кто она – кошка, собака? Из вступления ожидаешь именно этого. Но нет - девушка. Сюрприз! Впору заново перечитывать эпизод с её появлением)
Думаю, автору надо было бы каким- то штрихом определить человеческий статус Эллочки.
Далее следует описание негодования Бегемота из-за переименования. Можно принять такое объяснение конфликта между котом и девушкой как юмор автора. Юмора в миниатюре хватает) И это плюс.
Но нельзя промолчать и о некоторых ляпах.
«Помутневшими от негодования» зрачки быть не могут, зрачки всегда только чёрные) Помутнеть от негодования может, наверное, в глазах; зрачки могут сузиться или расшириться.
В завязке есть размышления кота о хозяевах, надо думать, об Эллочке и Игоре: «Это всё равно, что в одну коробку поместить белку и удава». Но по ходу повествования читатель узнаёт о совсем других чувствах этой парочки. О ком же тогда размышления кота?
Концовки нет. Есть обещание продолжения.
Я думаю, что миниатюра, как жанр, не получилась. Скорее, это юмористический рассказ с продолжением.
У автора хороший потенциал, замечательное чувство юмора. И я надеюсь прочитать у него ещё и хорошую миниатюру)
15. Белая глина http://litset.ru/publ/15-2-0-57496#ent469131 Сказка – аллегория. Рассказанная детям. Но, честно (!) я перечитала её раз пять, пока что-то стало проясняться. А вот детям, как мне кажется, сложно всё это переварить)
Мама-зернышко внутри граната (?) уносится северным ветром. Трудно представить, как ветер несёт достаточно тяжёлый гранат. (Элли из Изумрудного города, помнится, тоже ветер унёс, но там был ураган, смерч, что-то более суровое, чем северный ветер).
Или всё-таки отдельное зёрнышко? Гранат упал, разбился, выпало зернышко-мама. Пусть так. Хотя тоже непросто представить, как зёрнышко долго держится в воздухе, пока не встречает благодать в небе (помним, что папа – это небо). Потом на земле растут гранатовые деревья, и в них сила воина. Но дети ЛГ не стали ни плодами, ни зёрнышками, они – Солнышко и Луночка на Небе. Они дают свет, мама от этого сильная. Но и детей когда-то унесёт ветер.
Автор! А как же без Солнышка и Луны земля останется? Что-то не стыкуется здесь)
Конечно, я могу догадываться, что речь о семье, которую создали Зернышко и Небо. Но уж очень Вы всё зашифровали!)
16. Только звоните!... http://litset.ru/publ/46-1-0-56600 Трогает до слёз. Хороший слог, никаких шероховатостей при чтении. Отличная завязка. Читатель заинтересован и хочет знать, что же там такое за дверью, к чему этот монолог девочки, почему так расстроена бабушка? Напряжение нарастает! Кульминация!! Следом – трагическая развязка.
Цель автора достигнута – эмоций сверх меры!
Может быть, даже и сюжет не придуман.
Но не могу промолчать относительно самой темы. Мы все понимаем, что самые сильные эмоции вызывают трагические ситуации. И особенно, если они касаются детей.
Поэтому у меня несколько настороженное отношение к произведениям, которые заведомо имеют преимущество перед другими работами конкурса.
Простите, автор. Отличная миниатюра. Но червячок сомнения всё-таки гложет меня.
17. Две последние строчки http://litset.ru/publ/30-1-0-57659 О жизни. О людях. О внешнем и внутреннем мире одной шестнадцатилетней девочки.
Удачно выстроено развитие сюжета. Сначала читатель видит неприглядную уличную компанию со всеми присущими ей атрибутами – матом, алкоголем, беспорядочными половыми связями.
У читателя появляется чувство брезгливости, желание быстренько пробежать мимо, не запачкавшись.
Но автор идёт вслед за девочкой из этой шайки и понемногу раскрывает её внутренний мир, в котором есть место состраданию, мечтам и даже поэзии.
Куда она пойдёт дальше, эта девочка, сможет ли понять две последние строчки и изменить свою жизнь?
Не только этот вопрос, наверное, зададут читатели, прочитав миниатюру. Многие проблемы нашей жизни она разворошила.
Но не только в сюжете дело. Миниатюра написана ярко, где-то даже шокирующе и безжалостно. Язык автора выразителен.
Достойная работа.
18. Сказки, услышанные в Замке http://litset.ru/publ/9-1-0-57550 Забавные шутки, с сумасшедшинкой. )) Игра слов и понятий.
19. Дежавю или Как я поймал золотую рыбку-2 http://litset.ru/publ/46-1-0-56109 Рассказ об отдыхе в горах. Где-то реализм, где-то сказка, где-то явь, где – то сон, ироничная байка про золотую рыбку.
Таков сюжет.
С изложением всё в порядке. Гладко, ровно, с юмором, язык образный.
Но вот понять идею миниатюры, определить, какую задачу автор перед собой ставил, я затрудняюсь.
Для справки:
Одно из требований к миниатюре: «Четкая постановка задачи (задачей может выступать как глобальная тема, проблема, так и частный вопрос)». 20. Алые паруса http://litset.ru/publ/46-1-0-57634 Этюд. Пересечение прошлого и настоящего, грусть о неумолимом времени, забирающем дорогих людей. Так я поняла идею миниатюры.
Автор использует интересный приём двойного видения. То ему видятся памятные с детства картины, то (на той же улице ) – появляются приметы реального времени.
Читается миниатюра с интересом, изложена неплохим литературным языком.
Есть и некоторые замечания.
- Несколько раз повторено словосочетание «эффект сепии». На мой взгляд, можно было бы во втором и третьем случае заменить его синонимами, например: с коричневатым оттенком; в стиле ретро.
- «если попасть вовнутрь». Правильнее – внутрь, вовнутрь – просторечие.
- «Свой локальный праздник». Мне кажется слово «локальный» здесь не очень удачно, казённо, больше подошло бы «свой собственный» или «личный».
- «Мороженое» пишется с одним «н».
- «Первый Хладокомбинат» - название предприятия, пишется с большой буквы.
- «слышу как она разговаривает по телефону» - перед
как нужна запятая. Сложноподчинённое предложение.
21. Приезжай http://litset.ru/publ/46-1-0-57736 Полноценная миниатюра. С сюжетом, завязкой, развязкой. С идеей и эмоциями.
Бьёт в самое сердце. Грустно. Неизбежно.
22. Мурочка и скрипка http://litset.ru/publ/46-1-0-57725 Светлый миниатюрный рассказ)
На мой взгляд, ожидание волшебства было в каждом детстве, а некоторые из нас творили его или верили в то, что творили. Грамотная литературная речь, хороший язык, изложение плавное, размеренное, стилистических огрехов я не обнаружила.
Не могу сказать, что миниатюра вызвала сильные эмоции, но симпатия к мальчику, несомненно, была.
23. Переход в никуда http://litset.ru/publ/46-1-0-57577 Странная, завораживающая миниатюра. Интересные образы, которые использовал автор, органично вписались в текст, что по-моему достаточно сложно сделать в прозе.
Мне эта миниатюра видится как отрывок из фантастического фильма. Что там было до, и что будет после – вот где поле для читательской фантазии!
Замечание:
«Открыв глаза, человек осознал, что сидит, наоборот, в полутьме, в кресле, вроде бы в приемной. Перед ним за большим столом сидел мужчина в черном костюме с галстуком в крапинку»
Два предложения подряд. В первом глагол «сидит» в настоящем времени, и тут же, во втором предложении, «сидел» в прошедшем.
Хотя люди сидят друг против друга одновременно.
И ещё – повтор одного и того же слова «сидеть» в двух предложениях подряд – лексическая ошибка. Надо было бы поискать синоним или по-другому сформулировать предложение.
24. Мама (сны) http://litset.ru/publ/46-1-0-57704 Незамысловатый бытовой сюжет с неожиданной концовкой.
О времени, об ушедших близких, о себе самом, неожиданно ставшим пожилым сыном.
На мой взгляд, миниатюра удалась.
============
1 место 8. ПРИ-ДАТ-ТОЧНОЕ
17. Две последние строчки
2 место 1. Домашние духи бабушки Миры
24. Мама (сны)
3 место 10. Марионетки
23. Переход в никуда
В прозе я совсем новенькая - пишу маленькие зарисовочки повседневной жизни, не приукрашивая их, но описывая их с моего угла зрения. И всегда сомневаюсь - интересно ли читателю - ведь он тоже это видел и не раз.
Что касается "поверить", то Вы не одиноки - после публикации в ФБ я стала получать поздравления к юбилею свадьбы и не сразу сообразила откуда дует ветер))
А запятые и невнимательность - это моя больная точка...
Пелагея, спасибо большое за высокую оценку моей миниатюры. Вы подобрали такие лестные для автора слова!) Как-то вдохновили меня этим на ожидание от себя новых поползновений в сторону прозы;)
Ваши рецензии других миниатюр тоже очень интересны, где-то я нашла сходство со своими мыслями, что-то увидела благодаря Вам по-новому. Спасибо.
Спасибо за замечание! Постараюсь внимательнее вчитаться в текст, буду исправлять.
Удачи Вам в конкурсах: как автору, и в жюри! У Вас хороший дебют получился, по-моему:)
По рассказу Миланы только вот тут возражу:
«Открыв глаза, человек осознал, что сидит, наоборот, в полутьме, в кресле, вроде бы в приемной. Перед ним за большим столом сидел мужчина в черном костюме с галстуком в крапинку»
Два предложения подряд. В первом глагол «сидит» в настоящем времени, и тут же, во втором предложении, «сидел» в прошедшем.
Тут с временами нормально. Ошибка вот тут была бы:
"Я лежал в постели, а надо мной стоИТ врач".
Или:
"Я лежу в постели. Надо мной стоял палатный врач".
А вот так уже не ошибка:
"Я стоял во тьме пещеры и чувствовал, что на меня кто-то смотрИТ". Стоял и чувствовал в прош. вр.- это указание на то, что событие было когда-то, а не сейчас. А "смотрит" в наст. - это уже взгляд на событие "изнутри" того момента.
Или так: "Петя проснулся и понял, что лежит возле сарая. Он огляделся. Рядом валялась недопитая бутылка и ходили куры".
А насчет повтора слова "сидел" согласна)
Человек уже не сидит))
Исправила все замечания, которые были у судей на этом конкурсе.
Спасибо, Юля. Надо погрузиться в теорию и проштудировать эту тему.
Спасибо за поддержку!
Да, иногда вдруг ошарашивает самый заурядный быт...
А главное всё-таки сказала
Гладких (10/05/20 22:04) •
Именно Ваших отзывов я обычно жду с интересом и вниманием, потому что их отличает редкая вдумчивость, тонкость восприятия, доброжелательность, внимательность к мелочам и интеллигентность, что, увы, далеко не всегда присуще критикам. В обзоре Вы прошлись практически по всем работам, и для каждого автора нашли доброе, ободряющее слово, после которого и критические замечания прозвучали не обидно и убедительно. Это производит очень приятное впечатление; именно такие обзоры хотелось бы встречать почаще.
Что касается моего скромного рассказа, то я непременно исправлю "надыбать". Я очень рада, что рассказ заставил Вас задуматься - ведь иногда рассказы пишутся для того, чтобы задать вопрос, а не дать ответ.
Еще раз большое спасибо!
И с интересом прочла весь обзор. Спасибо!
Вы недоумеваете:
« И я не понимаю, почему нельзя дать объективную оценку произведениям на подобную тему.»
Да, далеко не все читатели могут абстрагироваться от вполне естественной реакции на описания страданий детей.
В Вашем случае произошло счастливое совпадение хорошего качества текста и чувствительной темы. У Вас интуитивное понимание, что такое хорошо в смысле написания прозы. Но есть авторы, которые из произведения в произведение спекулируют на эмоциях читателя.
Ещё раз повторюсь – речь не о Вас!
Именно поэтому я посоветовала Вам продолжать писать. И на другие темы тоже.