1. Не кайся — приезжай Напомнило об интересных версиях определения гибридных жанров документальных фильмов – «художественная документалистика», «поэтическая документалистика», «креативная документалистика»… У всех этих названий положительная смысловая окраска, и все они точно подошли бы для выражения впечатления от прочитанного текста: исторически достоверно, насыщено визуальными и аудиальными подробностями, чётко отображает одобряемую позицию одной из сторон, с юмором, структурой и богатством поэтических приёмов. Как в любом приличном кино, не обошлось и без маленьких ляпов – помимо мелких ошибок со знаками препинания и написанием «аппарат-то», зачем-то: подпалили механика («механик полыхал во тьму огнивом») и ввели чужеродную по стилю «тьму», образ гармониста невольно сделали слишком… скажем так, пикантным (пардон май френч, конечно, но «то близит, то в разбег» по отношению к тальянке уже самодостаточно, а «узь» с «ширью» только множат коннотации без необходимости и смущают воображение) и пропустили одно «бы»/«б» («был бы жив — летели (бы/б) пух и перья»).
2. 2020 Первая половина (она же первая строфа) произведения очень хороша: богатая одновременно и сложная, и понятная образность, актуальная тема, уместно приглушённые эмоциональные тона, внутренние созвучия в строках… Потом слова начали повторяться («старые», «помни», «поминайте»), а строки и образы – путать: дни трудов и забот как будто у самих «старых имён» были; окно с кашей на асфальте, из которого СПб чокается и поёт оттепелью снегов – и вовсе какая-то постмодерновая смысловая «многоэтажка», а главное – всё былое великолепие текста (которому не помешали даже сложные отношения со знаками препинания) в принципе с разгона упало в «кашу на асфальте» в финале.
3. Немосковское Повороты мысли, несомненно, художественны и сделаны лихо, с чувством и толком, разве что насчёт расстановки иногда возникали вопросы. В частности, специально ли был продублирован «коньяк»; к чему посреди личной пьянки упоминание «мёда из божьих уст» (т.е. Слова Божьего – внезапный проблеск сверх-сознательного?); почему «жмёт», а не «трёт»; зачем было перемудривать с «посадкой» женьшеня (намёк на лечебные свойства его корней понятен, но сходу логику распутать не очень-то просто, а это финал всё-таки, ответственный момент). И в целом образность немного пересложнена, но я убеждена, что лучше пересложнить, чем переупростить. Было интересно, захватывало.
4. Дедова клетка Финал отделён от текста во всех отношениях, т.е. плюс к чисто визуальной обособленности только он и показался привлекательным и завершённым. До него текст постоянно пошатывался: то ритм изменялся, то в комичность накреняло (неожиданный силлепс с хрипло дышащими печушкой и лицом деда; «Приехала? Ступай»; горящая «в зубах дурной привычкой» сигарета; пахнущий кошками, луком и «ажуром на подзоре» дом – следствие неудачной последовательности строк, – и т.п.), то мысль металась между чистой описательностью и метафоричностью (например, нудное кружение мух – оп, разбрызганное топлёным молоком солнце – оп, опять просто душица на газетке)… В общем, тема «немолода», а исполнение наоборот – не определилось ещё, в каком стилистическом обличии жить.
5. Просыпайся! Эх, зайцы какие-то слишком агрессивно-обжорливые с утра, и о принце тополином грубовато – «ручищи вздыбил». В остальном текст притягивает гармоничным соединением нежности-сладости-лёгкости настроения с задором, вычурными выдумками и пёстрым разномирьем – стихи не превратились ни в навязчивое сюсюканье, ни в попытку взрослого зарисоваться перед ребёнком своей фантазией.
6. Снежинки Трогательный, милый образ лирической героини, открытой в своих переживаниях – не симпатизировать ему, наверное, невозможно. Даже забываешь о некоторых шероховатостях («племя» – это под стать людям, «масть» – животным, а «небесная стая» – птицам; правильно – «набираю снег»; «Кажется снова, что мне двенадцать» – похоже, должно было быть «кажется, что мне снова двенадцать»; не совсем понятно, что подразумевалось под «зацепить слюдяной хрусталик» и почему говорится ласково – «водичкой», а не разочарованно – «водой»). В то же время произведение немного переупрощено, в нём многовато «прозы в рифму» даже с учётом намеренного акцента на детскости восприятия героиней описываемых событий. И психологически самое интересное – а что же вернуло героиню к такому восприятию и умиляющей детской «рассудительности», побуждающей отогревать снежинки – осталось за кадром.
7. Он приходит Придать тексту причудливо переливающейся туманной загадочности и поиграть с читателем в угадайку получилось красиво, непринуждённо, виртуозно – разве что «приходит зигзагом» странновато звучит, и март с июнем немного шаблонно-вычурные. Однако финал подкачал. Как всё было (примерно): «1. Приходит вот-такой-такой-такой-такой-такой-и-такой, похожий этим-на-того-а-этим-на-того, делает то-то-то-и-то. (Ииии? Заинтриговали!) 2. С этим-и-этим, отогнав тех-тех-тех-и-тех, он такой-такой-такой-и-такой, делая то-и-то так. (Ну кто же? Ну расскажите!) 3. И ещё так-так-так-так-и-так, такой-такой-такой (Аааа, ну пожалуйста!) – новый день, где-и-где» (Что?!.. Всего лишь «новый день»? «Светлеет мир»? «Ты» – «другим»? А когда это мир успел померкнуть, а ты – законсервироваться?..). Акцент на неисчерпаемости – не атома, а – дня торжествования светлых перемен (его лиц и свойств) не сработал должным образом без контраста, когда ты хотя бы немного погружаешься в некий мрак-и-ужас, в котором надо «снова захотеть жить». А тут финал внезапно говорит тебе, что у тебя этот самый мрак-и-ужас, оказывается, должен был фоновым переживанием быть. «пауков и псов, наблюдателей и чужих» для этого, к сожалению, не хватило.
8. Снегопадное Эмоционально всколыхнуло во время прыжка от «До срока – дыша еле-еле, / До Сретенья – пульса не слыша» до «И – к солнцу, на волю с разбега, / По настам колючим и плавким». Вне этого – достаточно стереотипная пейзажная лирика.
9. Сон Микеланджело Такие стихи, конечно, приятно переживать – они дают личное ощущение прикосновения души к первозданно-чистым просторам мысли, классике, высокой культуре, неким фундаментальным символам… А вот для современного состязания в поэтическом мастерстве они вряд ли целесообразны.
10. Слепой февраль Идея трагична и, хоть не нова, но её вполне можно было бы раскрыть в неожиданном ракурсе (конечно, это не означает, что я призываю к экспериментальным начинаниям типа «февраль влюбился в ясный март» (с), как мной однажды было встречено). И, по моему мнению, стоило бы избрать именно иронический. Почему? Во-первых, «Пойди узнай, какая нынче фаза», «А в сквере, словно выпившие дрожжи, / прут почки, опознавшие капель» вызывают больше интереса и оставляют более глубокий эмоциональный след, чем облагороженные страдания с «лунным солонцом», «незванием метели», которое почему-то должно расстраивать мокрых прохожих (я бы, например, обрадовалась, если бы промокла и не попала во внезапную метель), и прочими либо не слишком доступными для понимания, либо слишком патетическими образами и формулировками. Во-вторых, неизбежно возникающие ассоциации родом из прошлого века к «изморозь дичала» (известные «мороз крепчал» -> «маразм крепчал») и из современности – к «лютый обжиг» (см. «лютый отжиг» в этих наших интернетах) вполне могли бы работать на стихи, а не против них, и воплотиться в возможной комической или трагикомической версии произведения.
11. Дворец ветров Металась между восхищением «какая плавная и яркая образность» и торможением «не смеяться, не смеяться, не смеяться…» Последнее поясню. Во-первых, ветер – смотрит, сапфир-небо – смотрит, тишина – смотрит… Жуть какое всё глазастое и бдящее! Это было первое нежелательное (и не желаемое лично) «хи-хи», но мелкое, и оно забылось бы; но была и другая проблема, более существенная: зачем было вводить пафосные пассажи о высоких материях и наделять ветер идеями и переживаниями, чуждыми что индуистской, что буддистской культуре?.. Это выглядело как пародирование, поэтому на подъёме «где истина?» меня вообще, как говорится, пробило на очень некультурный смех, и от этого было больше досады, чем радости, потому что произведение-то с хорошим замыслом. Ну и уточнение «глухой старик» в начале значительно ослабило финальный посыл с эхом. Думаю, что стоило бы сделать стихи духовно ближе к специфике выбранных декораций или как-то намекнуть читателям, почему и откуда ветер пропитался другой ментальностью.
12. О, Рио-Рио Тут всё ясно, не вижу смысла размазывать очевидное – такой стиль письма я люблю, уважаю и сама стараюсь практиковать, поэтому было бы странно не отметить особой симпатией ударный и инновационный поэтический труд на философски-ёрнической ниве. Круто получилось.
13. Свой Тадж-Махал Параллель с Тадж-Махалом и идея профанирования изначального смысла до беспощадного ритуала любопытны. Тем больше хочется, чтобы они, во-первых, не тонули в избыточных и пустых уточнениях там, где можно сказать короче, выразительнее и оригинальнее, во-вторых, не обрубались так резко на простом «не дал». Какого-то ненавязчивого подведения итогов, в котором бы вернулся и эффектно отфигурировал дворец-вдохновитель, не хватает.
14. Воля Наблюдаю больше потенциального терапевтического эффекта (если напевать это произведение в плохом настроении или попробовать создать что-либо подобное с той же целью), чем какого-либо иного.
15. Мачеха Подобные сюжеты нужны и полезны хотя бы для того, чтобы лишний раз не забывалась и ценилась возможность человека измениться к лучшему даже если он / она ведут себя как отпетые (для конкретного общества) злодеи и подверглись за это демонизации. И подача таких сюжетов в доступной для народа форме – тоже дело достойное. Но «для народа» не означает «как любой из народа может», а в этом произведении представлены многие типичные нестыковки, характерные, как правило, для стихов из-под ещё недостаточно отточенного или сильно спешащего пера.
16. Туманное И ничто особо не напрягает, и ничто особо не искрит – просто есть что представить, есть с чем соотнести, есть чему улыбнуться.
17. Вековая связь Возникла ассоциация с облаком разнородных шумов (из разных времён, жанров и стилей), вращающимся вокруг генератора вечных тем.
18. Интервью Много техник (= художественных приёмов), много созвучия (= великолепных рифм), лирика с иронией – в сочетании со вкусом, а не в беспорядочном смешении… Уровень, одним словом.
19. Caps Lock Приятно отметить, что диптиху не чужды уместная игривость и вольность подачи несмотря на прозаичность сюжета и лёгкое заедание на «завораживании», а также яркие вспышки образности («в обманывающей тишине! – наше межчувствие», «А иначе жизнь – сплошная чёрнополосица», «выходя из мировой живительной паутины») – несмотря на прозовость-в-рифму в целом и пару не слишком желательных в поэтической речи спец.-терм. вкраплений («тактильности», «мимикрирую»). Помню, что голосовала за это произведение на другом конкурсе, где оно выделялось ещё и оригинальностью выбора отдельных деталей, однако в ЛАПе эта оригинальность уже неактуальна.
20. Камень, волны, черепаха И это произведение помню по другому конкурсу (всё же эпиграф – хоть и без него стихи не хромают – корректней было бы оставить). «Не вертопрах» по отношению к камню и размышления над возможным будущим «тортиллы» и «тартаруги», конечно, повеселили, однако лирика удалась, и даже патетика вписалась в финал достаточно мягко и спокойно.
21. Окурок Непонятно, какова была изначальная история с жанром, т.е. это лирика оказалась под каблуком у юмора или юмор – под каблуком у лирики. Соответственно, источник всех последовавших проблем с изложением текста как поэтического – в том, что образов нагромоздилось много, а по сути и по форме не дожалось ни до убедительной лирики, ни до искромётного юмора.
22. командировочная квартира Прониклась иронией в «снежок подтаивает в плеши / мороз устал его ковать» и «придет указка вынимая / из муравейника меня» – это стоило того, чтобы найтись и воплотиться. Ну а остальное, вероятно, сыграло роль оберегающих ракушек для этих жемчужин.
23. Время И настроение многогранное, и образный ряд богатый, и рифмы непростые. При этом немного сумбурно изложено (в частности, разные времена глаголов играют против стихов), хотя вижу и слышу, что со структурой работали. Ещё вызвала неприятие подспудная идея о том, что можно «рожать холсты».
24. Камни Тяжёлая личная духовная трагедия, при этом представлена без позёрства главного героя и на костях главного героя. Помню, тоже реконструировала похожую, только сквозь призму христианства, и интересно было увидеть поэтическую интерпретацию с позиции иной культуры. Встречаются мелкие излишества в словах, но хочется вместе с главным героем видеть его «камни и только камни».
25. Мьямамба Не всё, но многое известное из истории человечества было задействовано для того, чтобы сложилась эта весёлая и поучительная история становления нового вождя (одних только наименований самого сына сколько использовано). Собственно, это, с одной стороны, добавляет описанной ситуации комичности и работает в плюс по жанру, с другой стороны, даёт повод думать, что богатая фантазия и не отстающая эрудиция могли бы объединиться с менее пёстрым результатом.
26. Свобода Вроде и с размахом, но мотив использован поднадоевший, финальная строка выглядит искусственно-страшилочной. Как по мне, произведение только выиграло бы, если бы получилось отойти от мрачной сказки о демоне и реинкарнации в масштабе всего мира, переместив фокус вместо этого на перерождения лирической героини в пределах одной жизни и сопутствующую им постоянную охоту на как бы «новенькую» внешне, но всё равно немного «старенькую» внутренне женщину. Это усилило бы уже имеющуюся психологичность стихов и сконцентрировало бы её на более актуальном для читателей уровне проблем.
27. Пацаки Плюс изложения – довольно легко и непринуждённо; минус – немного поверхностно и шаблонно-грубовато. В целом производит впечатление спонтанного поэтического иронизирования на политическую тему, наверняка более успешно попадает в рамки сознания и зону того, что отзовётся, у скорее широкой, чем эксклюзивной аудитории.
28. мы говорим с годами меньше тех Далеки от совершенства здесь только расстановка запятых и выкрученное «слушая едва». А так – хочется назвать высшим лирическим пилотажем.
29. Закулисье Своеобразная версия «халифа на час», только не политическая, а межличностно-романтическая, и куда более приземлённая. Правда, техническое исполнение пока что делает её как бы отражённой в кривом зеркале, которое (при закрытии глаз на самые грубые ошибки) гипертрофирует субъективность в логике образов (напр., «А в глазах жуткий холод полёта - / Дочерей Мельпомены продует» – это ещё надо уметь и хотеть расшифровать) и значимость второстепенных вещей (неужели сам факт пресловутой «ночи любви» под сценой – это самое важное, ради подчёркивания чего были стихи? Неужели не более тонкая материя, а именно, например, то, для чего и почему она стала вехой?).
====================
1 место 12. О, Рио-Рио
18. Интервью
28. мы говорим с годами меньше тех
2 место 1. Не кайся — приезжай
3. Немосковское
24. Камни
3 место 5. Просыпайся!
20. Камень, волны, черепаха
23. Время
Опубликовано: 11/03/21, 09:59 | Последнее редактирование: Алекс_Фо 11/03/21, 08:30
| Просмотров: 632 | Комментариев: 34
Прежде всего - за понимание.
(О, Рио-Рио)
Потому что, увы, никто кроме Вас и в шорт не взял, а тут...
Весенней радости Вам!
Спасибо, и Вам тоже, берите новые вершины
Прицепила себе на настольную лампу.
Анна_Лисицина (16/03/21 12:00) •
Анна_Лисицина (13/03/21 20:15) •
Зайцы - они такие. Грызуны)
А у тополиных принцев свои стандарты красоты)
Поздравляю, Елена
Ваши стихи я уж точно запомню
Поздравляю, Александра
Мерси)
Новых удач, Таня