4:
Юлия_Мигита -
berkovych Не мной замечено: чтобы дразнить притупленные нервы, недостаточно ликеров, нужен спирт. Спешу согласиться, тем более, что правило верно и для других случаев. «Тонны» прочитанных стихов притупили мою восприимчивость: я не испытываю былого умиления от красиво сплетенного образа, не впадаю в восторг от виртуозных технических кульбитов. Я пресытилась. Всё это перестало являться для меня главенствующей ценностью и имеет смысл только в том случае, когда используется для иллюстрации глубокой мысли, передающей мировоззрение автора. О чем нам рассказали? Для чего рассказали? – вот те вопросы, которые мне сейчас наиболее интересны. Яркие стихи-пустомели напоминают мне красивых женщин: они привлекают внимание в первый момент, а потом с ними становится скучно… Поэзия Григория Берковича – это красота внутренняя (при наличии внешней!), за которую можно любить долго.
Я сегодня не буду делать подробного разбора произведений – боюсь увлечься и выйти за все ограничительные рамки. Расскажу о впечатлении от поэзии Григория в целом.
Практически в каждом произведении – глубокое переживание, оттененное простотой передачи. Автор не играет метафорами туманно-мистического свойства, его образы понимаемы без получасовых раздумий и гугла, они – рабочий материал, кирпичики, из которых строится прочное здание, а не мыльные пузыри, красиво сверкающие на солнце и исчезающие без следа.
Темы, к которым обращается автор, масштабны и выходят за рамки конкретной человеческой жизни. Непонимание между людьми, одиночество (особенно в старости), разочарование в идеалах, душевная усталость – о чем только не размышляешь, погружаясь в мир поэзии Григория. Лично мне импонирует реалистическая направленность его творчества. Автор как будто говорит нам: не нужно ничего измышлять специально: прекрасное и ужасное рядом с нами, сама жизнь в изобилии даёт материал для осмысления. Бери любой сюжет, накладывай его на свое индивидуальное мировоззрение, облекай в художественную форму – и получится замечательное произведение, способное будоражить сознание больше, чем любая фантастика.
Одно из первых стихотворений, прочитанных мной у Григория и сразу запомнившихся, называется «Письма маме».
(Григорий, я знаю, что Вы не считаете это произведение удачным, но, может, так и лучше: если неудачные стихи такого качества, то что же говорить про остальные?) Письма маме (Стихи, не вошедшие в рубрики) http://litset.ru/publ/66-1-0-9711 Два письма одному адресату, написанные с интервалом в несколько лет. Два разных жизненных периода – и какая между ними пропасть!
Первое письмо – светлое, полное надежды – несмотря на все трудности и разочарования героини. («Ты помнишь, как всё начиналось?..» - невольно приходит на память).
Второе – чёрное и беспросветное. Шоры с глаз героини падают, и то, что она видит духовным взглядом, оказывается «несовместимо с жизнью».
Знаешь, мама, а жизнь ведь – полова…
И журавлик подох, и синица. (Прямо по Губерману получилось:
Из лет, надеждами богатых,
навстречу ветру и волне
мы выплываем на фрегатах,
а доплываем - на бревне).
Интересный момент: не только лексика и стилистика, а даже ритмика писем работает на раскрытие темы. Первая часть – неуравновешенный акцентник, «штормящий», как житейское море, по которому в своей утлой лодочке плывет героиня. Её захлёстывают и бьют волны, но это ничего: она верит в жизнь и удачу.
Вторая часть – торопливо бормочущий трехстопный анапест. Нет в жизни героини прежних порывов и метаний, всё ей понятно, внутренняя жизнь её определилась, «вошла в размер». Иллюзии перестали тешить её неопытную душу, исчезла из жизни романтическая сказка: даже фея, главная творительница чудес, пришла лишь затем, чтобы помочь в очень прозаических вещах – налить стакан водки напоследок да веревку намылить.
Но удивительно, насколько интонации героини спокойные:
Всё, хорошая, всё. Остановка.
Извини меня, милая мама... Именно такой голос – тихий, без неловких выкриков - имеет шанс быть услышанным читателем. Никаких перегибов, излишнего пафоса или морализаторства. Просто данность. Все выводы – за кадром, их должен сделать сам читатель. Вообще, недоговоренность характерна для творчества Григория. Он не выставляет оценок, лишь показывает ситуацию - пусть каждый понимает её сообразно личному опыту и мировоззренческим установкам.
Автор на частном случае дает нам почувствовать вечную проблему рассогласования мечты и реальности. Он не занимается пространными описаниями злоключений ЛГ, а дает лишь некоторые черты события – но такие точные и яркие, что по ним воссоздается полная картина.
=======================
Григорий – очень разноплановый автор. Меня всегда восхищал его юмор. К примеру, байки про «суровых мужиков». Позволю себе несколько цитат.
***
Перепутали однажды суровые мужики абсент с асбестом. Пришлось потом сильно самогоном лечиться.
***
Пришли однажды в деревню к суровым мужикам гости из Кореи. Собак поесть. Но у суровых мужиков и собаки суровые были. Так что всё наоборот получилось.
***
Попросил как-то страж порядка одну нескромную ласковую бабу не доводить его до греха. Но ласковая баба не послушалась и довела. И стоял теперь страж порядка на страже порядка уже с грехом пополам.
***
Пошёл один суровый мужик куда глаза глядят. А другой пошёл куда уши слушали. А третий, куда нос нюхал. Короче, все трое выпить пошли.
***
Суровые мужики никогда не позволяли себе лишнего. Потому, что водка лишней не бывает.
Вот пример иронической поэзии Григория:
Памятник http://litset.ru/publ/19-1-0-9697 Есть у него и милые детские стихи:
Почему я не щенок http://litset.ru/publ/21-1-0-6527 Утро http://litset.ru/publ/21-1-0-6525 Коробка для слёзок http://litset.ru/publ/21-1-0-288 А какая красивая и мелодичная лирика!
Блюз Жестяной Крыши http://litset.ru/publ/16-1-0-7403 Не могу не поделиться ещё одним моим любимым произведением, события которого происходят в доме престарелых. Написано пронзительно, но без выбивания слезы.
(... Ох, сестра, сестра) http://litset.ru/publ/66-1-0-6524 Продолжение:
Вечер... Луна колесом http://litset.ru/publ/66-1-0-6572 -----------------
Богатство ритмов, умелая образность, устойчивая композиция, свои, остро пережитые темы, разнообразие и точность мыслей, объединенных одним мироощущением – всё это доказывает, что перед нами поэт, достойный серьёзного внимания. Спасибо, Григорий, за творчество.
А Юлям - просто нижайший поклон:) Пусть я смотрю на свои писания далеко не так оптимистично, но всё-равно оч-чень приятно. Честно.
С уважением ко всем,
спасибо:) ну, без активности авторов-участников я бы ничего не сделал;) так что Вам спасибо:)
радости Вам:)
Лис
Лис, ты всегда что-то дельное придумаешь)))
Будем ждать следующую цепочку)
спасибо:) ага, "придумки" - это моё;) я ещё в школе был "специалистом по играм" (я их придумывал)
ну, уже все "цепочки" опубликованы:) интересно, что ровно 50 сочинений получилось:)
радости тебе:)
Лис
Отдельное спасибо тебе, Саша!
спасибо:)
радости тебе:)
Лис
И, конечно, попасть в такую цепочку очень приятно!
Григорий, спасибо за отмеченный стиш!
Он до этого ничего, кроме замечаний, не видел))
спасибо:)
радости тебе:)
Лис
Гриша, Юра, огромное спасибо за высокую оценку, прям загордилась)
спасибо:)
да ладно, что уж там;) ну не получилось написать, так не получилось:)
радости тебе:)
Лис
Лису - спасибо (и премию от директора сайта надо!), участникам - большое читательское спасибо.
да:) а мне было интереснее всех;) я ведь всё видел - кто о ком и куда это идёт и где пересекается;)
скажешь тоже, "премию";) "директор сайта" - забавно звучит;)
радости тебе:)
Лис
БОЛЬШОЕ спасибо за такой проект, Лис! Твои цепочки делают нас ближе друг к другу.
^__^
спасибо:) ну, одна из целей в этом и состояла;) делать ближе:)
вот интересно то, что когда я этот проект начинал... я получил в письме что-то вроде... ладно, сейчас найду...
"А Вы молодец. Ресурс надо развивать именно учитывая человеческий фактор, межличностные контакты..."
(думаю, что автор цитаты не будет в обиде на цитирование без имени)
вот, одной фразой сказано очень и очень многое;)
радости тебе:)
Лис