Уважаемые Авторы.
Я прокомментировала все представленные стихотворения. Кроме того, в качестве
дополнения я использовала следующую оценочную табличку:
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая (1 – 10)
2. Сюжетные особенности, композиция (1 – 10)
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) (1 – 10)
4. Эмоциональное впечатление (1 – 10)
В процессе прочтения ваших стихотворений я делала свои пометки – раскрашивала некоторые строчки.
Полный файл с раскраской (и пояснениями по цветам), комментариями и табличками с оценками вы можете скачать отсюда (записано в 2-х форматах):
ПДФ https://yadi.sk/i/d-kDagVOLFiXgQ
ВОРД https://yadi.sk/i/g5FD0FfQqi405A
Ваша Галина Пиастро =============================================================
1. Оставь защиту... Неожиданное начало. Интригует. Далее описание чуть ли не райской обители – хорошо! Убаюкало меня стихотворение, умиротворило.
И вдруг! Финальный троп – вот оно:
«А просто наступило лето в мире,
Где больше нет конфликтов. И людей».
Как красиво, как удачно, что последнее заключение (заклинание?))) выделено в отдельную фразу. Как много этим сказано!
Весьма и весьма хороши почти все рифмы (кроме одной – серенькой))).
Пожалуй, вот только здесь у меня не нарисовалось:
«Здесь руки рек, не скованных бетоном,
Сплетаясь, огибают острова»
Если руки рек сплетутся, то этой связкой острова обогнуть трудно – по смыслу, они расплетёнными должны бы до острова, а уж потом…))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
2. 2020 Марктвеновское «Мир уцелел потому, что смеялся» – вполне можно бы взять эпиграфом к этому юмористическому стихотворению-сну.
Обыграна одна из гипотез возникновения коронавируса: довели люди Землю…
Почему именно о нём речь, а не о гигантском цунами или очередном сдвиге “вегенеровых плит”? Потому, думаю, что есть строчка:
«На причале – люди в масках…» Без неё это вполне могло бы подойти и к описанию другого катаклизма (мало ли – да и не закончился ещё этот високосный 2020 г.)
Чувствуется растерянность ЛГ (не мне его судить))). Он достаточно материалистичен (даже сон!): ни о какой греховности человека перед “небом” речи нет – именно перед Землёй. Напрашивается, что дело в содействии потеплению климата – правда, о том, что вирус “разморозился” (как споры сибирской язвы), тоже нет ничего. Потому финал – формально, весьма удачный, оставляет концовку “открытой".
Стихотворение хорошо читается нарочитым хореем – ловко это сделано – и читается легко. Образность присутствует – вот хотя бы:
«Горизонт остаток "пиццы" отрезает по куску». Забавно!
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 8
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
3. Красный конь Красочная, образная зарисовка. Всё, что касается “сказочного” описания реальностей, мне понравилось.
Немного НЕ – про сны. Ночью они «слепые напасти», но утром призывают
друг друга: «Смотрите…» Порассуждаю (сама с собой): и что это сны так радуются заре, если с её приходом они должны – по опыту моей жизни – исчезнуть, уйти в небытие))? Явно, плохой я романтик.
Отгоняю стаю гнусных подозрений)), что вскрик «заря» вызван тем, что это слово является удачной рифмой к слову «паря».
«Сумерки едут на красном коне,
Рдеет попона заката».
Очень красиво! Солнце, «рубиновый конь», на закате стало менее яростным по цвету.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 6
===========
4. Иркины мимозы Сочетание неприглядных подробностей судьбы «дворничихи Ирки» и высокого рока (музыки, музыкантов) – очень и очень органично в этом замечательном стихотворении. При этом все факты даны не в лоб, что называется, а образно, художественно описаны – выразительными штрихами.
Без слезы, жёстко (хеви), но с сочувствием и даже симпатией к бедолаге, которой выпала такая судьба, или которую выбрала она сама.
Пронзительные строчки:
«Когда-то, в пошлом прошлом веке
метаморфоз цветка в репейник
случился после дискотеки
в порыве к небу со ступенек».
Достаточно скупо, но весьма информативно.
Обращу внимание на «метаморфоз» – слово именно в мужском роде подходит к контексту о преобразовании в мире флоры. Грамотно сказано!))
Не уверена, правильно ли поняла название «Иркины мимозы». Последние строчки это о самой Ирке, сохранившей в себе былое … хорошее, скажу так.
А в первых строчках это о какой-то девушке? Далее след её обрывается.
Это – мне НЕ…
В целом и слог хорош, и лексика удачна, и рифмы вполне.
Очень понравилось!
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 9
2. Сюжетные особенности, композиция – 9
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 10
===========
5. Мимоза Ветка мимозы как залог будущего счастья – вот основная идея этого стихотворения. По крайней мере, ЛГ на это очень надеется.
Вообще говоря, описанию этого уделено всего несколько строчек. Но зато “путь” к этой весенней примете начат аж с предыдущего лета и так по всем временам года и отдельным месяцам вплоть до марта. Всё это немного создаёт впечатление “заполнения паузы”)).
Хотя сами образы примет времени хороши, а некоторые отличны, на мой взгляд:
«Лето сошло нам с рук». /Это особенно понравилось/
«От января в февраль тянется след позёмки.
Солнце, февральский враль, - в небе далеком контур».
Вот рифмы – очень уж приблизительные – не впечатлили совсем.
Совсем не понравилось про ребятню, которая общается с девами посредством шариков мимозы. Девы – нечто из альбомной лирики)).
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 5
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
6. Рыбалка Эдакое залихватски-раздолбайское стихотворение.
Сюжетец на любителя (я – мимо). //На любителя мордобития))//.
Использование инвективной лексики отодвинуло моё уважение к этой довольно тривиальной истории ещё ближе к плинтусу.
Отдельные фразы и оригинальны, и хороши:
«по-достоевски кончив разговор»
и
«охотились лукошки на груздей,
луна за тучей ножиком игралась...»
В целом же – не-а, не понравилось.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 3
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 4
4. Эмоциональное впечатление – 3
===========
7. Внутри Яркое, насыщенное образами стихотворение.
Смысл, заложенный в него, довольно легко определяется: городская осенняя хмарь угнетает ЛГ. Дороги зовут к первозданной природе, к свободе. Но обретённая свобода оказалась “не по зубам”, так сказать. И приходит самоощущение, что вожделенная свобода «внутри».
Кстати, именно это – пока несколько безликое – наречие вынесено в название стихотворения.
Стихотворение насыщено звучными эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами. Очень впечатляющи отдельные образы:
«иди дикий ветер ловить средь песков и льдин».
Вот экспрессивный фрагмент:
«……………………… Но свободу ту,
у которой пронзительно горький вкус,
усмиряющий, дерзкий, звериный взгляд,
яд стихий первобытных, опасных, мне
не постичь.
Многочисленные анжамбеманы как бы влекут за собой в “путь”, но и слегка укачивают при чтении.
Но… Но некоторые смыслы мне не показались:
«тайно выжгли мне душу, что маета
там давно поселилась…» …..//как согласовано главное и придаточное предложения?//
«а в скалах – древнейший дух
уходящих времён» …//витиевато, слегка нарочито//.
Замечательный финальный троп
«…Я свободу искал – но она внутри» мне показался заявлением о свободе, испытываемой ЛГ в своём самодостаточном внутреннем мире – «внутри».
Правда, чуть выше сказано, что – как рыба в воде)) – ЛГ себя ощущает в городской среде, – ну, пусть так.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 8
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
8. Город заражённый Всё понятно, всё прозрачно: и почему ЛГ оказался “запертым” в своей квартире, и как, и в чём он находит утешение-развлечение, и уверенность, что мир за окном прекрасен, несмотря ни на что. Всё так.
Юмор приятен. Есть несколько особенно ярких фраз:
- «Маринуются в тоске забродившие недели»,
- «Страшно форточку открыть – как бы зло не залетело
И меня не замело в деревянный макинтош...»
Отметила ряд отличных рифм.
Замечаний нет. Но и особого восторга от сюжета тоже.
Хорошее стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 8
4. Эмоциональное впечатление – 6
===========
9. История про непослушную леди Сочетание современной мировой проблемы на запрет передвижений и “староанглийского” стиля изложения – очень колоритное стихотворение получилось!
Сюжет, приметы быта и предметы – всё это соответствует выбранному стилю, от строк веет невозмутимостью и тем самым неповторимым английским юмором в классическом смысле этого выражения.
«Перчатки, пальто, палантин и ботинки
На случай внезапной зимы» – блеск!!
Удлинённые третьи строчки в четверостишиях навеяли киплинговскую ритмику:
“…Ведь знатная леди и Джуди О’Греди
Во всём остальном равны!”
И это только в плюс стихотворению.
Мелочь (пузатенькая))):
«— Куда вы?! — кричали соседи,
— Гуляйте, как все, во дворе!» … //тире с этой строчки следовало бы поставить в конец первой – здесь «Гуляйте…» это продолжение одной реплики, а иначе выглядит двумя//.
Замечательна концовка: гипербола, выданная)) с самым серьёзным видом:
«И вирусов стаи за нею летели,
Но леди догнать не смогли».
На мой вкус, стихотворение – несомненная удача!
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 9
2. Сюжетные особенности, композиция – 9
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 10
===========
10. Потерянный Очень грустная история.
О подобном стиле изложения сюжета говорят: зарифмованная проза.
И я так скажу. Добавлю: хорошо зарифмованная, с относительно сложным рисунком строф (АВВАА), грамотно написанная (ну, парочка коротышек-дефисов вместо тире всё же вкралась) и аккуратно (//мой поклон//) оформленная.
Нет витиеватых образов (что хорошо), но нет и хоть какой-то оригинальности в описании событий – многовато затёртых словосочетаний:
«вставал совсем без сил», «кряхтя натужно», «искренним слезам», «тщедушную фигурку».
И эти не самые удачные:
- «выцвели от снега» …//выцвести текст может от воздействия света, да и то длительного//.
- «Был продрогший весь»…//корявенько//.
Думаю, что это стихотворение всё же найдёт своих более благодарных читателей.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 5
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
11. Мирная держава Общий смысл содержания понятен: подростки ведут себя беспечно, «не желая думать о войне». Но обобщённый ЛГ («мы»), пересказывая поведение класса на уроке по военной подготовке, всё же – между строк, так сказать – несколько сожалеет об этом. Скорее всего, это рассказ-воспоминание уже повзрослевшего бывшего школьника.
Текст идёт как бы от имени не самого благовоспитанного ученика – использована лексика той самой «гопоты», которая мельком упоминается.
Время действия подсказано так:
««Пепси» нет, зато пылится «Ява»,
и портвейна с вермутом полно».
Явно, время советское, 60-70-е годы, похоже.
Замечания:
- Не поняла, для чего так подробно описана внешность военрука. Возможно, его глухота это намёк на то, что воевал в ВОВ. Но это не слишком внятно.
- Не уверена, что на уроке «Военрук … говорит о принципах войны», потому что «принципы» это всё же стратегия и тактика её ведения. Наверное, про воинский устав, оружие и подобное.
- А здесь: «теребя потёртый самиздат». Особенно в те годы понятие «самиздат» имело вполне определённый смысл. Вряд ли это намёк на диссидентскую литературу, которую использовал для урока учитель.
- Не показалось подходящим и название стихотворения.
- Заодно уж: «Слева видно краешек больницы» – правильнее «виден краешек»
Не очень меня впечатлило это стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 5
4. Эмоциональное впечатление – 4
===========
12. Сбой матрицы Ладно и складно. Ритм и рифмы вполне. Некоторые очень даже (отметила). Чёрненький юморок.
«Прописан бабушке час предобеденный -
периодически должна быть съедена»… // хи-хи!))//
А вот и сбой – нет, не матрицы, а предыдущего убаюкивания читателя:
«- Студент Раскольников. Я к Вам из Питера».
Стихотворение типа “ради финальной строчки”.
Что ж: вполне неожиданно, нетривиально. Чем ему эта старушка насолила?
А зачем спрашивать: сказано же, что глюк в системной матрице. Даже название предупреждало, а я читала себе, читала, ожидая накатано-сказочного. Поделом мне.))
А по оценочкам вот как (может быть, и в табличке сбой – кто знает..))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 7
====================================
13. Шаман Крепко сколоченный сюжет – это моя похвала, конечно. В небольшом стихотворении чётко обрисована ситуация и фон событий.
Сон шамана это как бы предыстория происходящего – удачный приём в композиции стиха.
Особо отмечу, что использован вольный стих, что вполне органично, как мне слышится, отражает течение мыслей героя – шамана, аборигена Севера.
Лексика вполне строгая, не перегружена специфическими (оленеводческими) терминами. Однако тормознуло это: «…крики «Нафта! Нафта!».
Прогуглила: это нефть (устар.). //Могла бы и сама вспомнить))//.
Стало понятным предыдущее про убитого оленя – он «истекает чёрным семенем». Сноску бы всё же!
Написано яркими мазками. Характеры двух героев обрисованы. Так, «Огромный злобно хохочущий человек», ещё он «Узколицый» (не слышала ранее такого прозвища “европеоидов”).
И жёсткий, как выстрел, финал:
«Ы-Ылш поднимает своё ружьё.
Ы-Ылш стреляет».
Всё понравилось. Всё с тем вкусом, который по мне.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 9
2. Сюжетные особенности, композиция – 9
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 10
===========
14. Папе Тема разговора с ушедшим в мир иной родителем (здесь – с отцом, папой) вызывает уважение. Хотя тема – увы – совсем не нова: исповедь о своей жизни.
Не очень сладко, похоже, сложилась она у героини, а былого отцовского утешения она уже не услышит.
Сдвоенные строки исполнены достойно. Текст гладкий, складный – подобные стихи, без особых смысловых и художественных находок, я называю добротными.
«До станции "финита ля" билет» – так ведь никому бессмертие не грозит.
Вот эта строка хороша:
«...А на рябину у твоей могилы зимой летят красавцы снегири...»
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 5
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
15. Одинокий нарцисс Есть героиня. Есть одинокий распускающийся нарцисс.
Героиня грустит, вспоминая «мелодию канувших дней».
Нарцисс «слушал почек восторженный треск».
Вот общее заключение, сделанное садовыми бутафорскими львами:
«безнадежно таить и любовь, и бутон под снегами…»
В конце про героиню как-то позабыто)).
Есть очень симпатичные строчки (образы):
- «Мотыльки покидали полотна висевших картин, …//убрать бы ЗПТ//
и смотрели из окон на жёлтый нарцисс одинокий…»
- «Безнадежно таить под чешуйками нежный шартрез» …//оригинально//
Отметила несколько пар приятных рифм. Но немало есть и грамматических.
Есть и красивости:
- «Аромат оплетал губы, помнившие поцелуи,
«под капельный трезвон лакированный длинных сосулек» …//может быть, лакированных?//
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 6
===========
16. Зачем? Милое девичье стихотворение (я именно о самом стихотворении).
О чём же ещё говорить подобной героине, как не об обидах и прочих… принцах – они (героини) воспринимают поэзию, как жилетку для горьких слёз.))
О! Оказывается, есть верное средство для избавления от боли:
«Красивый браслет на запястье – помогло, боль ушла».
(Есть и ещё описание бижутерии)).)
Хотя дальше уже вполне разумный совет:
«Прости и забудь, стихнет боль как речная зыбь».
Отметила одну пару хороших рифм.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 3
2. Сюжетные особенности, композиция – 3
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 4
4. Эмоциональное впечатление – 3
===========
17. Время вылупляться Увидеть в простом, обыденном даже, явлении природы, да ещё и неживой, нечто особенное – на это нужен и особенный талант, который здесь изъявил ЛГ.))
Могу сказать и несколько иначе: взяв нечто обыденное в качестве темы для стихотворения, обыграть её интересно, для этого нужен… (см. выше)
Первая же строчка вызывает интерес, обещает, что дальше будет подобное:
«Весной просыпаются в озере камни».
И финальный троп – трогательный, будящий воображение:
«Потрескались льдинки - скорлупки упали.
Весной вылупляются лодки и камни».
Но между всем этим довольно “прозаический” текст. Нет, я не против описания дачного труда, но вся почти середина мне показалась затянутой, не такой интересной. Хотя и в ней есть очень оригинальные строки:
«……………….на вечерней зарнице,
когда в колыбели и рифмы, и птицы
курлыкали».
Выбранная интересная структура строфы АВВВА, поначалу идущая с хорошей рифмой, в третьей “пятёрке” вдруг пошла вразнос))… // отметила раскраской//.
Потому усреднённо это оцениваю так:
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
18. Карантинное-оптимистичное Оптимистичное стихотворение ныне редкость. А ещё и про коронавирус…
Это меня и порадовало, и взбодрило даже)).
Стихотворение-песенка (я её промурлыкала).
Юмор здесь… не заливается самодовольным смехом, а хитровато, тоненько усмехается – это очень хорошо. Вот хотя бы:
«И сам себе подам я чашку чая» – забавно обыграна известная сентенция.
Сюжет выстроен, стихотворение цельно – нет необязательных экскурсов, нет простой описательности: всё очень динамично.
«Но несомненно, польза есть
От этого поганого ковида»:
необходимая маска спрячет лицо невесты ЛГ от поползновений всяких там претендентов – оригинальная находка!
//Немало строчек я зазеленила//.
Лексика ЛГ вполне реалистична (есть грубоватости, но не боле – ни-ни!)
Понравилось!
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 8
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
19. в объятьях твоих слов Общий фон, на котором разворачивается стихотворение, это, судя по затяжной изоляции ЛГ, пандемия (надеюсь, что это не изоляция от «тревожного социума» в местах не столь отдалённых))).
Конкретные “рамки” – скайп, похоже.
Смысл понятен. Визави ЛГ, как следует из текста, не изливает массу подробностей о себе любимом – он всё больше о героине, для неё.
Хотя это странновато: «думаю, пишешь мне» (неужто это чат?)))
Но ведь в названии сказано «в объятьях твоих слов» – вряд ли следует сильно обольщаться, если подобные “объятья” типа массовой рассылки)).
Финал немного странный:
«ты даже не знаешь о том, как мне сладко живется
в объятьях твоих аккуратных слов» – без ответной хоть благодарности?
Насчёт аккуратности. Вернее, оформления текста. Модно, креативно (?) писать без заглавных букв и знаков препинания (автор уважил только тире, изображая, правда, его знаком дефиса).
«вдали от толпы и тревожного социума
я прячусь в глухой тени своих вымышленных садов» …//последний образ – ах! – уж развить бы, что ли//.
А зачем прятаться, если «вдали от толпы»? Толпа и так не заметит.))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 4
4. Эмоциональное впечатление – 4
===========
20. Неизбежное Потянуло поприседать, произнося много раз «Ку!»))
Верхний слой стихотворения прозрачен: неизбежность смерти, ибо во Вселенной мы (обобщённо) пацаки.
Второй слой смыслов… Думаю, что каждый читающий найдёт разные эти «вторые слои». Похоже на разглядывание плывущих облаков: кто что видит,
кто как интерпретирует.
Оно хорошо для тех, кто уповает на божью милость, распевая псалмы.
Тут и думать не надо: молись и верь.
В памяти моей не отложилось, чтО именно проповедовал об устройстве Вселенной Босой Странник из кинофильма.
Так же не уверена, что Христа интересовала Вселенная – он, по-моему, только о Земле страдал.
Написано хорошо. Ладно-складно. Аллюзии. Сравнения. Нормал!))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
21. Он Герой стихотворения – врач-инфекционист, возможно, начальник отделения.
Стихотворение построено в виде двух частей (первые две строки относятся ко второй части): сначала монолог врача, обращённый к Богу, а потом кусочек его профессиональной деятельности.
Да, очень похоже, что в своём отделении «...Он здесь и царь, и бог!»: скупые, даже жёсткие распоряжения коллегам и сочувствие, внушение уверенности больным. Это отлично написано, подобное, несомненно, вызывает уважение к герою и как к специалисту, и просто как к человеку.
А теперь я вступаю на опасную дорожку.
Если ЛГ глубоко верующий, то он должен бы знать, что на всё воля божья.
Но он позволяет себе даже указывать: «Господи, так нельзя…», даже детски-наивное, если не сказать – еретическое)) –
«хочешь молчать — молчи…
Может, хоть знак какой-то?»…//интересно, какой, например//.
Тут уж у меня совсем крамольные мысли: может, недостаточно горячо молил? Может быть, надо было ещё и ещё… Глядишь, и больные бы излечились сами по себе, вернее, милостью свыше…
//Не очень бы я хотела лечиться у подобного доктора//.
«Ты не жестоковыйный». Вот нашла
“
Жестоковыйный – непослушный, непокорный, своевольный. В основе этих определений лежит образ упряжного животного, которое не сгибает шею и не дает надеть на себя упряжь”(с). Явно оскорбительный эпитет и сам по себе, и своей этимологией.
Художественность изложения вполне достойна.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 8
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
22. Долгожданная встреча Очень достойная тема: дочь приезжает на могилу отца, погибшего во время ВОВ. А до того, она как бы проходит боевой путь отца по его письмам с фронта.
И это весьма достойный призыв, высказанный проникновенно:
«Приезжайте к могилам родных издалёка.
Приезжайте!
Любимые люди вас ждут».
Но вот остальное… да, всё правильно, всё добротно, но больших положительных эмоций у меня не вызвало, потому что особой новизны ни в смысловом наполнении, ни в описании для меня – подчёркиваю, для меня – нет. Встречается и экзальтация:
«слёзы падают в вечность»,
«На коленях прошу: «За разлуку прости!»
Это мой вкус не воспринимает.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 4
4. Эмоциональное впечатление – 4
===========
23. Черёмухой белой пленён соловей Восторженное восприятие пения соловьёв, весенней грозы, цветущей черёмухи – вот основной смысл стихотворения.
Весьма симпатичная строчка, она первая:
«Черёмухой белой пленён соловей».
Есть ещё несколько удачных, выразительных образов отношения ЛГ к происходящему, к ощущаемому им.
Увы, довольно много фраз и небрежно построенных, и даже корявеньких)):
- «Доносится ветер с весенних полей
И шум тракторов» …//шум, как и любой звук, а также запах могут доноситься, но для восприятия ветра этот глагол не подходит никак//.
- «небо охвачено треском»…//если бы только небо, т.е. где-то там, высоко, то ЛГ не услышал бы треск//.
- «Гроза, разыгравшись вовсю во дворе» …//странно такое локальное явление природы))//.
- «Совсем одного» …//это про соловья. Эх,”птичку жалко”))//
- «Уж хор соловьёв отзывается смело» ...//не самое удачное начало фразы – мало ли, что у Пушкина есть подобное))//.
Впечатление, что иногда хорошая сама по себе рифма образуется несколько чужеродным словом:
- «всерьёз /рифма к «берёз»/ Проникнуть в мелодию…»
- «Сверкнуло вдали. То не блеск фонарей» …//потянуло за собой «гроза… во дворе»//.
А так – лирично, симпатично.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 4
4. Эмоциональное впечатление – 4
===========
24. Предрассветное Предрассветный сон ЛГ, штрихи воспоминаний о прошлом, неясные мечты, пробуждение – это сюжетная канва данного очень лиричного стихотворения.
Довольно интересно описаны ощущения ЛГ перед погружением в сон, от самого сновидения – всё это при светлеющем небе.
“Участие” ряда небесных объектов оправдано: ведь и в реале, и во сне всё происходит под небесным пологом.
Примечательные строчки:
- «И оживает яблоневый сад,
И тёплым светом делятся Стожары»…//это из сна – да, созвездие Плеяды (Стожары) восходит рано-рано, до того, как «первый луч пробьёт её навылет», и это как бы символ весны//.
- «На васильковом блюдце остывает
Скупая на сочувствие луна» …//выразительная картина//.
А вот это четверостишие несколько смутило (при всей красоте текста):
«В твой хрупкий сон вливается рассвет,
Дремота ускользает сквозь ресницы,
Увозит прочь полуночный возница
И сад, и звёздный свет, и детский смех».
Учитывая другую “звёздную образность”, поняла так, что «полуночный возница» это созвездие Возничий. Ну, вообще-то оно считается зимним созвездием, то есть хорошо наблюдаемо только зимой.
Не показалась удачной последовательность строк. лучше бы переставить их так: 4, 3, 2, 1 – ещё до «рассвета» увезти «детский смех»)).
Дальше там и сбивающая с ног «холодная волна» – но ведь спят лёжа обычно)) – не очень удачен этот образ.
В целом же очень даже приятное стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 8
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
25. Кошмары Диогена Широкие размахи во времени и в пространстве – вот отличительная особенность этого стихотворения философской направленности.
Греческие боги и современные проблемы самоопределения человека в мире,
бочка Диогена и трансконтинентальные воздушные лайнеры, да и Вселенная с её горестями.
Сожаление о том, что «вечные страхи засели навек в подкорке», а это мешает любому почувствовать себя «человеком мира» – да что там: ЛГ даже босса опасается (страшнее босса зверя нет))). А древний философ и Александра Великого не убоялся – невольно позавидуешь.
Вот здесь, пожалуй, перебор:
«Да, все мы - народ,
Мы накормлены и не босы»…//если обо всех людях Земли (мира)//.
А если вспомнить, как ещё недавно многие страны быстренько закрыли свои границы даже для граждан мира, то “граница” для отсчёта начала осуществления мечты сдвигается далеко на потом.
Столь же размашисто и исполнение – широкими мазками.
Слог, лексика вполне органичны для реализации выбранной темы.
Отметила несколько пар отличных рифм (например, «трясётся – солнце»).
Показалось, что название подошло бы несколько иное:
“Кошмары современного Диогена” … //прошу прощения за отсебятину))//.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 8
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
26. Антиподы Название «Антиподы» – о некоей паре Он и Она – открывает большой простор для описания альтернативных пристрастий у каждого из субъектов. Что и реализовано неплохо. По крайней мере, обрисованы некоторые черты их характеров, что позволило мне предположить: Он, похоже, меланхолик, а Она – сангвиник или даже холерик.
Вот оригинальные две строчки, наглядно “говорящее” о различии героев:
«Ты любишь тени - наискосок,
а я люблю - параллельно, рядом.
Придерусь, ибо выглядит противоречием:
«а я в компе зависаю вечно...
...а мне порой длинноват и вечер».
Закончить подобную череду различий сложновато. Здесь это сделано неплохо:
«Когда ты снова уйдёшь в отрыв -
я буду тенью, в песках, с прохладой...
недели две, ну, быть может, три.
А больше, милая, нам не надо!»
Да уж: и Он туда же, куда Она хочет удрать. Бе-едная! Жаль, что мы не узнаем Её реакцию на подобную Его… привязанность, привязчивость?))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 8
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
27. Тишина и покой карантинные Юмористическое стихотворение про самоизоляцию при нынешней пандемии.
Не могу сказать, что тема не нова, ибо понятно, что сейчас она более чем актуальна)) .
Упомянуто прослушивание «Оды к радости». Правда, ЛГ воспринимает её, её название, как мне поначалу показалось, несколько буквально – мол, “окружение” не прониклось …
«Тишина и покой
многогранно
демонстрируют наглый гротеск».
А ведь в шиллеровском тексте есть такое:
“
Выше огненных созвездий,
Братья, есть блаженный мир,
Претерпи, кто слаб и сир, -
Там награда и возмездье!
Ниц простерлись вы в смиренье?...” Однако в последней строфе ЛГ умиротворяется простым солнечным светом – вот оно, смиренье)). Стихотворение, таким образом, сюжетно цельное.
Написано неплохо, юмор не слишком тонок, но и не груб.
Ритмика и рифмы вполне достойны. Образность имеет место быть.
Неплохое стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 6
===========
28. Сиденье у окна Едет в трамвае школьница, смотрит в окно и описывает, что видит.
А видит она самое обыденное, да и мысли о школе тоже весьма простенькие.
Нужно выходить. Тут такие строчки:
«А мне так жаль, смотрела бы в окно я,
мечтала бы о чём-то заодно»…//в предыдущем тексте, где она смотрела в окно, ничего о мечтах нет, т.е. нет прямой связи окна и мечтаний))//.
Концовка неожиданная, намного оригинальнее всего предыдущего по-детски наивного текста:
«Наверно, хорошо в ковчеге Ноя.
Но вот вопрос: а есть ли там окно?»
Милый стишок.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 4
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 5
4. Эмоциональное впечатление – 4
===========
29. Тем, кто останется… Выживет ли человечество после пандемии (косвенно понятно, что речь именно об этой напасти), если не изменит своего поведения – вот основная тема стихотворения.
В начале вброшено:
«Нас всё-таки кто-то и видит, и судит,
И ставит один сокровенный вопрос:
Вот «завтра», оно обязательно будет?»
Так как это явно не о нас, судьях этого конкурса)), то остаётся либо Вселенский Высший Разум, либо Господь Бог. О первом ничего не сказано, правда, это чисто моё предположение.))
Надежда «на милость Господню» должна бы всё перевесить, ибо он ведь всесилен, он управляет миром и т.д.
А вот надежда на «сильные руки (во всех смыслах этого выражения)… на гений науки» – да, это укрепляет уверенность в победе, с этим я согласна.
И это неплохо подмечено:
«Чем дальше отходит Земля от морали -
Тем больше проблем, тем страшнее беда» …//вполне можно проследить связь одного с другим//.
Стиль стихотворения, что называется, открытым текстом, несколько лозунговый, образы без особых изысков. Написано ладно и складно.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 5
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 5
4. Эмоциональное впечатление – 4
===========
30. Скрипач Надрывное стихотворение. Бредущий неизвестно откуда и неизвестно куда скрипач. Если бы не было уточнения, что это происходит «в тяжёлый листопад», то я могла бы принять эту историю как немного аллегорично изложенную участь вообще скрипачей (музыкантов), не слишком обласканных судьбой. Но подробности природы и погоды всё же выводят на некую конкретную личность.
На мой взгляд, имеет место быть перебор с количеством задаваемых (безответных) вопросов. Такой приём хорош, когда в вопросах скрыты хотя бы намёки на ответы, то есть ими хоть как-то проясняется ситуация.
Если эти строчки хоть как-то говорят о творческом надломе, что очень трагично:
«Когда ж источник пересох,
питавший твой смычок?»,
то это:
«Кто кровь с разбитых губ утрет» наводит мысль на жертву бытового хулиганства (что ужасно), но выглядит как-то эклектично.
Отмечу отличный финальный троп:
«семь нот, которых без тебя
никто не сможет взять».
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 5
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 6
===========
31. Печальная рыба-солнце Печальный монолог рыбы-солнце (иначе, она луна-рыба).
У таких рыб внушительные габариты, но вот маневренность слабая –
подчёркивается именно эта особенность поведения героини.
Написано гладко, чётные чуть укороченные строчки – как бы локальные итоги начатого выше них – хорошо смотрятся)) и читаются.
Есть отличные образы, например:
«И вновь извечно прямая участь
Хватает меня за жабры»…//правда, жабры у них спрятаны внутри)), но это же метафора//.
Вот и эта спокойная обречённость, ожидание неминуемого печального конца:
«Спешу туда, где меня однажды
Настигнет моя акула»» ...//знание предмета показано автором показано весьма и весьма – похвально!//
Очень славное стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 8
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
32. Гегануш Упомянут геноцид армян, отголоски того ужаса, судьба героини, здесь уже очень пожилой женщины.
Язык написания одновременно и достаточно строг, и весьма поэтичен, текст пронизан и горечью, и сочувствием к пережившим резню в начале прошлого века.
Ритмическая организация – три анапеста и ямб – создают, как мне кажется, сначала спокойный настрой, а потом, как удар хлыста. Для данного текста, где много трагичного, это удачная метрика.
Отметила особенно проникновенные строчки:
- «дети горцев играли с детьми овец»…//прекрасный образ мирной, спокойной жизни //.
- «В тех краях чернослив синевой богат…» …// и дальше там//.
- «Там, впервые потрогав стволы берёз,
его дети легко позабыли страх. …//так тонко показано, что Сухум тогда был под российским “крылом”//.
Несколько замечаний:
- всё же так правильно ударение – лавАшем (по ритму читается иначе),
- несколько чужеродно выглядит слово «девчат»,
- хорошо бы дать сноски для пояснения некоторых армянских терминов, выражений.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 9
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 10
===========
33. Ретро Пожалуй, именно эти четыре строки отражают основную идею стихотворения:
«Мы смену эпох сквозь сердца пропускали:
Горели в одной – догораем в другой.
А та, календарная, грань меж веками,
Она превратилась в порог болевой».
Подобное, могут сказать не только бывшие стройотрядовцы и те, кто ездил “
за туманом и за запахом тайги”, но многие люди старшего поколения, которые были зажжены созидательной работой в Союзе.
Изложение чёткое, понятное, нешаблонное для подобного типа ностальгических стихотворений.
Придиры:
«И в мыслях всё чаще: «Ах, если б, ах, если б...» …//не то, чтобы необходимо было раскрыть сущность этих сожалений, но всё же…//.
«Кулак разожмёшь – геометрия судеб
Из линий ладони шедевры творит» …//чуть-чуть по временам глаголов – по смыслу: разжимали, творила//.
Стихотворение вполне состоялось.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
34. Гиперболка с литотищей Вот так показана задача, которую ставит перед собой ЛГ:
«как замесить да извернуть гиперболку с литотищей». Именно так иронизирует ЛГ над двумя известными тропами, которые вот здесь отлично проиллюстрированы:
«в чужом – соломинка бревно, в своем – бревно соломинка...»
Слог отличный, рифмообразование – на высоте, особенно приятны составные рифмы.
Не буду делать вид, что не знакома с этим стихотворением – оно было представлено во внеконкурсе турнира Хит-16 (точно в таком виде или чуть иначе – ей-ей, не помню).
Это я к тому, что мне, конечно, понятно, откуда взялось это:
«………… ты не готов, поверь, еще
к таким заданиям. Пацан, знай: … ».
Ну, «Пацан» может быть воспринят другими читающими как снисходительно-уменьшительное обращение самого к себе ЛГ (литотное))), но «такие задания» это что? Это откуда?
Примечание.
Автор «таких заданий» предлагает ЛГ в качестве дополнительного задания найти официальное подтверждение тому, что одиночные (без контекста) существительные с увеличительным или уменьшительными суффиксом порождают тропы, которые так его, ЛГ, занимают. //И упомянутого автора занимают))//.
Иначе говоря, является ли одиночное слово «гиперболка» литотой, а слово «литотище» гиперболой?
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 9
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
35. сон?, нет!.. Белые питерские ночи. Праздник выпускников школ. Всё это описано ассоциативными приметами и города, и известного праздника.
Общий смысл понятен.
Аллюзия за аллюзией и аллюзией погоняет.
Так и хочется сказать про это стихотворение (особенно, после прочтения сносок): «Ну, прям-таки всё из себя…»)). Но по порядку.
Неплохой оксюморон:
«На свете белом тьмы краснее нет».
Неплохая звукопись в «несёт Ассолей…»
Авторские неологизмы «неугомон», «зеркалится» вполне приемлемы, даже «нЕночь» (если в последнем капсирование одной буквы в слове это символ ударения). Но вот «впАлым»… (нам, вероятно, следует прочитать и Алым, вздрогнув от удовольствия)).)
Эпатаж зашкаливает в сносках, где особенно кокетничает третья.
Ритм и рифмы вполне.
Впечатление: чур меня, чур!))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 4
4. Эмоциональное впечатление – 3
===========
36. Ещё не поздно... Начальное «…и утренний туман» и много ниже «И вот уже темно. Но ты не спишь…» делают финальное наставление «: - Ещё не поздно…», относящимся к отрезкам времени суток, но очень уж в странной последовательности – на грани с юмором. Ну, разве что ЛГ весь день простоял у окна.
Довольно много и неплохо описано олицетворение неба и впечатление ЛГ об этом. Завершение – одна (“приблудившаяся”))) строчка о состоянии бодрствования ЛГ. И опять небо, ветер…
Хороши отдельные образы:
«по вкрученным шурупами высоткам »,
«Врастают приблудившиеся звёзды
в сигары чёрных труб».
«Мыслей хаос» – вот это я приняла как смысловую составляющую этого стихотворения)).
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 5
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
37. Тревожное Конечно, это случайное совпадение, что стихи № 36 и № 37 имеют весьма схожий фон ситуации: урбанистический пейзаж, небо, горизонт, день-ночь,
грусть-тоска. Это я к тому, что, видно, тема благодатна)).
Картинно описано:
«Тревожно как... Сутулится закат
большим драконом по-над горизонтом,
тесьмит полнеба в несколько заплат,
драконьи лапы обнимают солнце».
Правда, дальше не совсем понятно:
«Многоэтажки чувствуют их вес» –
чей вес: драконьих лап? Заплат небесных?
Кстати. Есть глагол тесмить, т.е. резать, кроить – вполне подходит.
Но «тесьмить» это укреплять тесьмой.
Понравилось и показалось, что дальше именно эти сентенции получат развитие:
«На свете у людей есть три пути:
к словам обидным лучше быть глухим,
простить, прощая, - ссоры обесточить,
не быть немым, когда слова тихи.
Но дальше всего-то:
«две тени, проводив за дверь гостей,
расходятся, смолчав, вздыхают тяжко».
В чём там было дело – это за кадром (мало ли: гости так надоели, что сил нет уже…)
То есть большой связи с таким началом, где антенны «взывают о пощаде», где обиделся «Отец небесный», я не уловила. Коллаж, однако.))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
38. Приснится мне непрожитая жизнь... Не самая новая тема, но она реализована очень понятным по смыслу стихотворением – всё есть у ЛГ: уют и его символ – герань (на окошке?))), даже «главные герои» (похоже, супруги) не измельчали.
Но хочется ЛГ чего-то большего, другую жизнь, где «счастья кутерьма» и т.д.
Написано гладко, складно. Рифмы вполне приемлемы.
Есть интересные образы:
«Я живу как будто
Замедленная копия себя,
Затёртый персонаж фотоальбома…» и несколько других.
Приглянулось мне про дом: «В нём бреши нет» …//вот так бывает, что просто одно слово понравится, его применение в тексте – здесь вдруг эта «брешь»//.
Хорошее стихотворение, но не больше, на мой вкус, конечно.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 6
===========
39. Два счастья Наверное, здесь всё просто по содержанию, прозрачно, но я немного продиралась через него, как через колючки держидерева)).
Две пары: дед Петруша с женой и два аист (тоже пара). И обе пары, так или иначе, задумываются о потомстве. Светлая тема.
Тёплый юмор лишь проскальзывает:
- «А тут, гнездовье на высокой груше,
Соорудил. Зовёт с собой, туда».
- «– А может, Петь, начнём гнездиться в мае?»
Фразой «Всё смотрит в небеса, а может выше...» и этим «держитедерева» создаётся впечатление об упоминании Христа. Понятно.
Повисла (в воздухе))) эта фраза:
«Что облако седая голова» … //то ли тире там отсутствует, то ли…//
Показалось необязательным, вставным, про «мышиное исчадье» – неужто для неплохой рифмы к «несчастья»? Да и про ворону тоже.
Конечно, при созданном впечатлении сельской идиллии, покоя всякое мелкое событие вызывает внимание (информативно))), но мне “оно” важным лыком в строку не показалось.))
Оригинальное стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
40. Мрачная сказка Смысл уловила такой: некто с помощью недоброго волшебства окутал жизнь «серым», и всё перевернулось с ног на голову – и героев ожидает «много непотребных лет».
Конечно – что хорошо – в стихотворении этот смысл (или примерно этот) реализован художественно: есть и иносказания, и метафоры, и эпитеты.
Шестистрочники (ААВССВ) даже песенны.
Немного поразмышляю над отдельными образами.
- «и мир познает ярость красоты
потасканных, обшарпанных мгновений» …//ярко (яро даже))), но глагол «познает» создал впечатление, что мир ране этого не знал, но наконец-то… А ведь здесь, по смыслу, наверное так: примет ошибочно//.
- «И сказочник, забывший ремесло» и далее «он не узнает новые слова» …//если сказочник забыл ремесло, то и слова ему ни к чему, тем более, «новые». При том, что всё теперь инверсно в паре добро-зло, то и слова ноне … не самые хорошие))//.
Приметное стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
41. Ветер Антураж сценки обрисован понятно. Внутренний монолог ЛГ пронизан лёгкой иронией, даже самоиронией, (и ветром))).
Вся сюжетная линия выдержана от начала до конца, что делает стихотворение целостным.
«Отрубит Солнце с тонкой шеи дня
Зазубренная кромка горизонта» ...//экая кровавость, но весьма выразительная//.
Про ветер:
«…………………………………принесёт
Уютный шарф – на «горлышко», из дыма» …//образ оригинален, понятен.
Правда, по мне лучше так оформить вторую строку:
……………………………………принесёт
Уютный шарф – на «горлышко» – из дыма.
Но всё же «горлышко» (вероятно, речь о горле), закавыченное, т.к. уж очень нежно об этой части мужской шеи, а то и ассоциирует с бутылкой)) – не очень. Поработать бы над строкой//.
«И будет мне шептать свои басё,
Хотя, они всегда казались мимо» …//т.е. это «холоднолапый» старый знакомец, даже друг, меньшой брат – тогда написанное ниже «собака-ветер» можно принять за ласкательное определение. Хотя… «он и есть – собака!» чуть двусмысленно. Да, и «…казались мимо» не самый удачный момент//.
Весьма симпатичное стихотворение!
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 8
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
42. Эндогенная депрессия Стихотворение-задачка.
Сознаюсь, что мне потребовалось три прочтения, чтобы определить, кто есть ЛГ. Сначала я не обратила большого внимания на первую подсказку в преамбуле, где написано: «…у этого персонажа…» – мол, типа эпиграфа же.
Потом, когда возникли «неправильные пчёлы», стало понятно, что это Винни-Пух. Вот же: «правильней – взлетаем…». Воздушный шарик…
Да и «ненавидеть собственное имя» – Винни (из глубин моей памяти) это от какого-то женского имени сокращение…
А прямой текст: «я просто ослик» это не более чем самооценка (?).
Но депрессия? Скорее, у Винни гиперактивность.
О… есть какие-то (запасные))) «хвосты», «чертополох ищу» – его же любил Иа!
Итого: некий ЛГ описывает приметы своей эндогенной депрессии на фоне (с примерами, аналогиями) героев А. Милна. Стоп! Не вижу, что моя задача сопоставлять каждый образ в стихотворении с “первоисточником”.
Итак. Четыре составные части иллюстрируют четыре признака не самого страшного недуга, которые обнаружил у себя ЛГ.
Структурно в концах первых трёх частей своеобразные бурчалки)). В конце четвёртой – более пространный вывод-итог. В целом, интересная композиция.
Моменты настроений ЛГ, антураж описаны образно, хорошо.
Не очень поняла задумку:
«вот согласитесь, сон придумал Бог –
взял с потолка бессонницу лукавый».
Обычно «лукавым» именуют Дьявола. То есть сон это от Бога, а бессонница это козни Дьявола. Но тогда мне сильно мешает тире в конце первой строки, по мне там ЗПТ, ибо не вижу следствия второй строки из первой.
Придирка: это «хепипёздные» мне кажется удачнее в такой “транскрипции”:
хеппибёздные.
Занимательное (при всей его депрессивности) стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 8
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 8
=====================
Первое место: 4. Иркины мимозы
9. История про непослушную леди
13. Шаман
32. Гегануш
Второе место: 2. 2020
18. Карантинное-оптимистичное
25. Кошмары Диогена
34. Гиперболка с литотищей
Третье место: 7. Внутри
31. Печальная рыба-солнце
41. Ветер
42. Эндогенная депрессия
Опубликовано: 11/06/20, 11:58 | Последнее редактирование: Алекс_Фо 11/06/20, 09:47
| Просмотров: 1050 | Комментариев: 62
Знакомиться с ним, это полезное удовольствие, с коим связана и частичная переоценка некоторых конкурсных опусов (за счёт полископического эффекта 'подсветки'). А недостижимая дилетанту подробнейшая 10и-бальная 4х-мерная шкала = предмет 'белой зависти'. Ибо 'ответственный' конкурсант, сталкиваясь с проблемой отбора в слабо формализуемой конкурентно-дружественной среде со статистически значимым числом объектов сравнения в отсутствии общепринятых критериев вынуждаем строить свой, пусть не столь совершенный, инструментарий иерархического отбора. Для своего этажа предпочитаю систему не столь подчёркнуто анизотропичного 'оценочного пространства' и скорее 'динамическую'. [Типа: 'тронуло' (и как:+/-?) или 'нет' (и почему? (ну, а если не отвечается, значит 'не для тебя')), чем? и 'в какой степени'? Отсюда - шанс на 'второй круг'. А степень 'тронутости' = мера сегодняшней пособности впечатлиться и сыскать, либо нафантазить ниточки-нервы тайных смыслов.] Возможно, Вас развлекут сии сравнительные замечания по моим 'фаворитам':
N1."Оставь защиту": здесь очаровательно реализовано доказательство 'от противного'. Прочитателю доверено догадаться о причинах предложенной дехомозации планеты. И, поскольку конфликтующими могут быть группы не обязательно сапиентных организмов, наступление безконфликтного лета = сон. О смысловых восторгах Автору доложено.
По знакомству с русловыми процессами рискую заметить, что именно протоки/руки/рукава рек сплетаясь/расплетаясь и образуют/огибают острова, особенно в дельтах.
N10."Потерянный": на примере деформированного возрастной (сосудистой?) деменцией сознания с нарочитой наглядностью и адекватными средствами показана безнадёжность горестного безумия, страдающего по себе, и шанс на разворот этого безумия в радостность при переносе его активности на 'внешний' субъект из завалов ломаной памяти. Текст проучителен всякому мнящему себя небезумным.
N32."Гегануш": Плотный, чуть избыточный прекрасностями текст. Реал Абхазии с 1930г. задаёт его более чем вековой (от этно-религиозных чисток в Османской империи) 'календарь' и опору на топографические детали. Лишь загадочность фрагмента "Гегануш была младше других девчат, когда огненный шар её мать украл" препятствует номинации на 1е место. Не нахожу слов, адекватно передающих благодарность Автору за прочитанное.
N42."Эндогенная депрессия": обаятельнейшая вещица, шуточно-выносливый, как и положено длиноухому герою, текст-антидепрессант. О чём и сообщено Автору.
(Загадка: а не сказалось ли на выборе влияние 'граничного эффекта', бо из всего списка отобрались его крайние члены, и оба - 'анти'?)
+ Микрозацепка по N4., где " метаморфоз цветка в репейник". Биологически Репейник (Б. лопух) относится к астровым: тут уж скорее нечто 'криптозвёздное' в его, репейника, цветах. Ежели в тексте 'репей' бытовой, то он = итог, плод цветения. А 'метаморфоз' по любому = загадка текста.
+ Особая благодарность за привлечение внимания к отсылающей к замечательному предвидению Н.А.Козырева рифме 'трясётся/солнце' в N25. "Кошмаров Диогена". Это просто подарок!
И на 'десерт' -- пара отвечаний о N35 (лестная ирония разбора улыбает, радует и вдохновляет при осознаваемо малой вероятности резонанса):
1.благодарю за фиксацию негативного, чуть ли не аллергического раздражения, которое навёл, (наэпатировал?) 'Морского Чёрта след';
2.заверяю, что 'праздник' - точно не тема этого стихоида (в замысле тут скорее 'позор подсветки ночи светлой'): СПб достаточно велик, прекрасен, прославлен и устойчив чтобы позволить мрачному ЛГ попытаться указать на условность уместности южноморских Алых парусов на плёсе недотягивающей по широте (~на 40') до белых ночей 'Усеверённой Венеции'. Тем более, что энцефалитные риски, смутившие планы полевых выездов в Ленобласть в июне 1968го, позволили отдегустировать нелепки Питерской версии 'Парусов' с самого их старта.
Самые юньнаивлучшие!,
Покаянно прошу в выпендрёжном фрагменте <<предпочитаю систему не столь подчёркнуто анизотропичного 'оценочного пространства'>> "анизотропичного" читать как "изотропичного". Виноват...
С наилучшими,
криптотроешник
Увидела Ваш пост не только сейчас, правда, но и не сразу.
Ох, сколько интересных пластов Вы затронули – это на длинную беседу.
За весьма лестные слова в мой адресок – спасибо, тронута.
1. Насчёт оценочной «4-х мерной шкалы». Не такая уж она подробная – она бывала и шире-глубже (в анизотропном пространстве характеристик-аспектов стихотворчества))).
2. Насчёт «отсутствия общепринятых критериев» оценивания – где-то оно так, но я же давала только своё вИдение, впрочем, как и все другие судьи. Подобные шкалы позволяют, в том числе, “оценить” предпочтения судьи: чтО для него важно, что не очень. Иначе говоря, это “экзаменационные оценки” и произведения автора, и почти такие же самого критика. При этом «степень тронутости» отражается в «Эмоциональном впечатлении».
3. В Вашем анализе №1 «Оставь защиту» заинтересовало « По знакомству с русловыми процессами….»
Увы, я совсем не спец в этом, но рукава реки образуются тогда, когда поток встречает некое препятствие – остров. Тут этот поток и может распасться (расплестись) на два рукава, а уже обогнув остров, эти руки и соединятся (сплетутся).
//Пусть это не остров, а… девушка (красавица))). Обнять её можно только раздвинув руки. А если их сплести, то… получится только одностороннее поглаживание еЯ)).//
А стихотворение очень даже.
4. По № 35. Ещё раз порадовалась словотворчеству в Вашем посте. Игры со словами, даже эквилибристика, вполне по мне.
Присоединюсь к мнению об «Алых парусах» (у меня стойкий скепсис к слащавости к\ф, откуда и приплыла эта яхта)).)
Спасибо, Борис, за Ваш отклик.
4.Весьма рад сооценке сусалётных А.Парусов А.Птушко.
3.«По знакомству с русловыми процессами», пусть и шапочному, докладываю, что протоки и рукава рек образуют острова не только при встрече с препятствием, даже столь прекрасно, как в Вашем примере, доводящим поток до бифуркации. Острова также рождаются из отмелей, случаются от спрямлений меандр и др. (Обожаю карты и космоснимки зрелых речных долин и дельт.) Пусть же многодетная река сплетая-расплетая руки-рукава пестуя ласкает обнимает своих отпрысков, а..?
2.Тут, пожалуй, самое интересное связано с желательностью обеспечить предельно возможную 'располюсованность' жюрящих. Как Вы чётко отметили, процессы 'жюрения' позволяют классифицировать 'жюрящих'. (В идеале ~ 'объективными' методами, что-то типа "главных компонент".)
Что до таблиц, матриц или иного полезного инструментария анализа предпочтений, то, по опыту в иных сферах, он лишь позволяет ранжировать профессиональное и «эмоциональное впечатление» эксперта (или группы экспертов с близкими критертями) для иерархизации оценок объектов со слабо формализуемыми признаками (типа "лучшее сезона").
1.Насчёт оценочной «N- мерной шкалы». Если это 'личный инструмент' эксперта, то его изучение помогает в классифицировании экспертов (по п.2). А если по оговорённой схеме ранжируются объекты с традиционными оценочными признаками [типа 'классического' сонета], то, похоже, эффективны как изотропные пространства характеристик (с одинаковым числом 'баллов'), так и изощрённо-анизотропные.
С самыми юньнаивлучшими!,
Насчёт того, как «…река сплетая-расплетая руки-рукава … обнимает своих отпрысков…» (острова), то, думаю, это мы проехали (проплыли).
/И всё же девиц-красавиц лучше обнимать расплетёнными руками./
Полезность табличек («N- мерной шкалы», а геометрически – это определение точки в N-мерном пространстве))) в том, прежде всего, что призывает рассматривать каждое произведение с точки зрения заранее оговоренного ряда аспектов: смыслового, оригинальности изложения, стилистического и др.
Эти хоть в какой-то степени позволяет соблюсти объективность подхода к конкурсному подмножеству произведений.
Безусловно, критический разбор чужих творений (стихов) в любом случае субъективен. Критик может увидеть в них только то, что он способен увидеть, и интерпретация увиденного отражает только его собственный вкус, поэтический слух, отношение к рифмотворчеству, лексику, тезаурус в конкретной предметной области, уровень литературной и общей образованности, даже отдельные качества его характера, наконец.
Наблюдательные устроители конкурсов могут в след. раз постараться, при желании, выполнить предлагаемое Вами:
«обеспечить предельно возможную 'располюсованность' жюрящих».))
Про «изощрённо-анизотропные» оценочные признаки и про различные максимальные оценки по каждому из них, которые заранее публикует каждый из судей – отдельный разговор (если интересно).
Не тормозя на гендерном статусе острова, осередка, отторженца, побочня, останца и города Остров, каюсь во временном обмелении, 'межени' моей здешней активности по причинам, не достойным публичного обсуждения.
◇
Что до одного из затронутых Вами аспектов применения вспомогательного инструментария 'жюрения'/оценивания с помощью сложения частных оценок по принятым значимыми параметрам (а в идеале ~ методов 'многомерной статистики'), то неизбывным 'слабым местом' таких подходов является как раз вполне понятное интуитивное отождествление каждого принятого параметра оценки с независимым (ортогональным по отношению к прочим) измерением N-мерного 'оценочного' пространства. Дело в том, что требуемая 'ортогональность' параметров весьма сложно определима (и достижима). Положим, выделение параметра "общее впечатление" делает оценки по любым др. параметрам 'близкородственными'. И неучёт такого 'сродства' неизбежно деформирует общую оценку. (Обычно ситуацию 'спасает' наделение субоценок по разным параметрам разной значимостью ("весом", подбираемым эмпирически, т.е. 'шибко объевшись ошибками'). [А теоретически здесь имеет место дробная размерность 'оценочного пространства'.]
Такая вот 'унылость'...
Кстати, в случае избрания действительно малозависимых оценочных параметров, сведение 'частных оценок' в итоговую должно производиться не просто 'сложением', но 'сложением квадратов частных оценок' (желательно, ~ с последующим извлечением корня кв. из полученой суммы. Т.е. определением 'Евклидовой' величины такой оценки). Это формально выявляет действительно выдающееся ('аномальное') произведение на фоне 'просто' гармоничных:
1+1+7=3+3+3, но: 51>27 (~7,2>5,2)... :))
Так что от жюрящего требуется особое искусство 'настройки' описанного вспомогательного инструментария. И, похоже, нет ничего странного, коли общая оценка не равна сумме частных...:))
+ Очевидно, что особняком стоят 'запретительные признаки/параметры' (некая "Красная книга", 'погранпост').
[PS: мои извинения за сбивчивость изложенного, ибо сам лишь сугубо 'пользователь' (интерпретатор результатов применения 'экспертных оценок' ситуации и даннных статистики метода "Главных компонент"), да и то ~ когда-то.]
♡♡♡
Мои наивавгустейшие!,
Удач!,
Пусть покажусь Вам занудой, но Вы, читая других, разбирайте, анализируйте: чтО там хорошо и почему и что плохо и почему. Думаю, что все мы или почти все ставим перед собой такую же задачу: учиться ПИСАТЬ.
Удачи!!
Спасибо за отклик. Удачи Вам!!
Галина_Пиастро (13/06/20 08:12) •
Спасибо огромное за такую подробную серьёзную работу!
И отдельное спасибо за мой не очень серьёзный, но оптимистичный стишок про коронавирус, его плюсы и последствия, да ещё такую щедрую оценку!
Спасибо!!!
И вообще: стих на славу!
Впрочем, отзыв я писала на стих безымянного автора (Алекс прислал файл с гольными нумерованными стихами).
Прими мои поздравы!!
Я понимаю, какая это огромная и кропотливая работа, и результат поистине впечатляет.
Чувствуется, что к каждому стихотворению Вы отнеслись с серьезным вниманием и искренне написали о Ваших впечатлениях, находя тактичные слова при упоминании недостатков и не скупясь на описание достоинств. Мне очень понравилась табличка с циферками - понятно, как складывается оценка стихотворения.
Что касается моего Диогена, - огромное спасибо за Ваши слова о стихотворении: мне очень интересно было, какое впечатление он производит на постороннего, непредвзятого читателя.
Вы правы, название не очень удачно: я просто скопировала название конкурса, по следам которого стихотворение и было написано.
На счет перебора, я просто обыгрывала знаменитое Диогеново высказывание: «Народу много, а людей немного», но лопухнулась; нужно было пришпилить его к стихотворению под звездочкой, чтоб читатель не ломал голову, о чем я.
А границы, даст Бог, пооткрывают: глобализация, как и любой прогресс движется рывками: два шага - вперед, один - назад.
Еще раз, большое спасибо!
А вот это -- «Народу много, а людей немного» -- на мой взгляд, лучше поставить эпиграфом.
Поздравляю со Вторым местом (жаль, что оно только о меня)
Второе место от Вас мне, пожалуй, дороже, чем первое на ином конкурсе от всей коллегии судей.
А идея с эпиграфом очень удачна. Я сейчас его поставлю в стихотворение.
Еще раз, большое спасибо!
С уважением,
не было цели писать головоломку))
"Не виноватый я -- она сама пришла!"
----
"И я, и я, и я того же мнения!"
Я же написала в отзыве:
Начальное «…и утренний туман» и много ниже «И вот уже темно. Но ты не спишь…» делают финальное наставление «: - Ещё не поздно…» относящимся к отрезкам времени суток, но очень уж в странной последовательности – на грани с юмором.
В стихотворении рассказано о болях неба, о том, что оно тяжело дышит, о разорванных облаках… И совсем ничего хоть о каких-либо проблемах у ЛГ, с чего это её тянет в небо (которому и самому тяжко?)).)
Конечно же, я догадалась, что означает там «Ещё не поздно…» (обращенное ЛГ к самой себе) – ведь оно столь же многозначительно, как и всё предыдущее)).
Вот я и определила это лиричное стихотворение цитатой из него: «Мыслей хаос»)).
Похоже, что я чего-то не понимаю. Мне уже говорили – автор просидел весь день у окна… Почему нельзя писать о своих наблюдениях, сделанных ранее, и при чём здесь последовательность? Да, здесь два смысла – и реально пришедший вечер, когда ещё не совсем поздно, и эти слова, обращённые не к себе, а к читателю. Я сделала это намеренно – кто-то подумает о времени суток и просто улыбнётся, а кто-то задумается, не понимая – зачем… И проблемы ЛГ здесь не при чём, она думает вовсе не о себе, глядя в небо. Проблема-то глобальная…
Буду благодарна, если растолкуете, Галина.
Буду благодарна, если растолкуете..."
Николь.
Не думаю, что смогу угадать, о чём думает Ваша ЛГ, глядя на небо, да ещё и растолковать Вам же Ваш замысел.
Если ветер шепчет призыв ко всем нам (и это вовсе не мысль самой ЛГ), то мне не очень понятно, в чём же была необходимость введение в действие героини.
И ещё. Описанная -- скажу так -- боль неба может быть вызвана большим количеством причин, о которых я ничего не увидела.
Вот так уж)).
Спасибо, Галина
Увидимся ещё!
Галина