Бог создал мужчину, а потом решил, что способен на большее, и создал женщину
(Адела Сент-Джонс)
Мужчину Природа создала, будучи подмастерьем, женщину – уже зрелым мастером.
(приписывается Э.Шарпхэму)
Мы все живём в мире устоявшихся мнений, принципов, взглядов, догм, правил. Нас с детства учат делать то-то и так-то, прививают какие-то истины, считающиеся само собой разумеющимися. Наша жизнь определяется, преимущественно, неким если и не раз и на всегда заведённым распорядком, то, во всяком случае, действующим длительный срок и направляющим наше существование в стабильное русло. И в этом нет ничего плохого, это даже хорошо - без этого немыслима жизнь в любом сколь-нибудь организованном сообществе, в цивилизованном мире, наконец. Но всегда ли устоявшиеся нормы, особенно в мышлении, есть благо? Очень немногие задумываются над, казалось бы, обыденными, наблюдаемыми каждый день вещами, над смыслами стандартных, избитых утверждений, и выносят из них неожиданные суждения лишь только потому, что посмотрели на очень знакомое с очень незнакомой точки зрения. Попробую предложить читателю свою интерпретацию всем хорошо знакомой темы женского ума и сугубо мужского к нему отношения.
Курица, как известно, не птица, а женщина, как не менее известно – не человек. Изумительное достижение человеческой мысли, разумеется, мужской, аккумулирует в этой безусловной «мудрости» явный снобизм «сильного» пола, основанный именно на силе, но вот вопрос, – какой? Интеллектуальной ли? Давайте начнём, как говорится, от печки. Вспомним начало времён и попробуем проследить последовательно историю от начала Бытия, от сотворения мира и, приложив немного логики, реконструируем некоторые события.
Итак, Творец, создав мир и населив его тварями земными и небесными, а также водными, а так же всякого рода растениями на суше и в воде, задумался над хозяином, владетелем всего этого. И было решение создать человека по образу Божию:
«И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над всею землёю, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле» (1:26)
«И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их» (1:27)
Особо обращает на себя внимание первая фраза: «…и подобию Нашему…», что означает возможности человека подобные, равные, ну или почти равные Божественным. Чуть позже будет понятен акцент на этих словах.
И вот уже сотворён мир и заселён всевозможными тварями земными, небесными и водными, живыми и неживыми. Для беззаботного и комфортного проживания людей Бог создал им рай, где произрастил «…из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла» (2:9)
Казалось бы, - живи и радуйся, наслаждайся тем, что досталось по милости Божьей…Но! - при одном условии: не нарушай заповедь, а именно – не вкушай запретных плодов:
« а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который вкусишь от него, смертию умрёшь» (2:17)
Правда, речь пока шла об одном человеке – Адаме, и говорилось всё это ему.
Далее происходит первый очень знаменательный факт, – Господь велит Адаму наречь имена всем тварям земным и небесным, которых «… привёл к человеку, чтобы видеть, как он назовёт их, и что бы, как наречёт человек всякую душу живую, так и было имя ей» (2:20)
Адам, в отличие от нас с вами, не учился в школе, не знал ботаники и зоологии, он вообще ничего не знал в современном понимании, но, думается, заткнул бы за пояс любого академика по части любых знаний, которые были даны ему Божьей милостью изначально, априорно, равнобожественно…ведь Бог, как и положено классному менеджеру, контролируя процесс дефиниции всего и вся, сам убедился в безграничности знаний талантливого ученика. А ведь среди тварей небесных, коим нарекались имена, были и ангелы! - вот оно, равновеличие и подобие Богу!
Но Творец, понимая, что и у человека, как и у всякой живой твари, тоже должна быть пара как его неотъемлемая часть, как зеркальное отражение, второе "я" как симметрия мира, создал женщину:
«И сказал Господь Бог: нехорошо быть человеку одному; сотворим ему помошника, соответственного ему» (2:18)
Опять же, следует обратить внимание на формулировку: «соответственного ему», т. е. равного, поскольку неравенство - в отношениях между двумя человеками - уже предполагает несоответствие.
Итак, мужчина – Адам, и женщина – Ева, созданы как соответствующие, равные друг другу части целого – человечества, пусть и пребывающего, в, практически, зачаточном состоянии. И что особенно примечательно - это «целое» сформулировано (2:24) в направлении к женщине как центру притяжения, а не наоборот(!): « Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут одна плоть».
Вот эти слова в дальнейшем и явятся основанием для «обвинительного», нет, не приговора - мы же не на суде - а, скорее, следственного заключения.
А далее следует ещё один знаменательный факт – грехопадение людей. Ева, прогуливаясь по раю, проходит мимо дерева познания добра и зла, и хитрый змей-искуситель – знал, Гад, к кому подкатить – задает ей коварный вопрос: «А правда ли, что нельзя вкушать от этого дерева?» Ответ, естественно, был однозначным: да, мол, Бог запретил, чтобы не умереть. Здесь, правда, остаётся открытым вопрос, – откуда Ева узнала о запрете, конкретнее – от кого? Ведь из текста Бытия следует указание только на Адама, к которому обращался Бог. Но ведь Ева тоже говорит о Боге, а не об Адаме, который мог ей передать волю Творца. Как бы то ни было, понятно одно – женщина знала о Божьей воле. И вот тут-то есть один тонкий момент, на который почти никто не обращает внимания – мотив искушения, точнее, один из мотивов: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что даёт знание…» (3:6).
Рассмотрим ситуацию подробнее, попробуем порассуждать. Сделанный ранее вывод о равнозначности мужчины и женщины автоматически уравнивает их в их знаниях. Как дополнительный аргумент, - оба не стыдились наготы. Как только оба вкусили от запретного дерева, их поведение стало так же одинаковым – оба узнали, что такое стыд, Что есть зло…или не хорошо. Сколько времени пребывали прачеловеки буквально в счастливом неведении - неизвестно. Достоверно известно, что Адам не мыслил о запретном вкусе, а покусилась на него именно Ева. Женщине было мало тех знаний, которые у неё были наравне с Адамом, и запретные плоды были вожделенны потому, что давали Знание! Не то, которое у неё было - а оно было огромно! – а то, которого у неё не было. Именно женщина – вопреки Божьей воле(!) - проявила то, что в дальнейшем стало основой прогресса человечества – тягу к знаниям, которая в сильно выраженном виде трансформировалась, затем, в науки.
А благоверный, вопреки заповеданной мысли быть одной плотью, прилепиться к жене, быть одним целым, что называется вложил свою половинку Творцу без раздумий, без попыток прикрыть женщину своей мужской грудью. Сдал, как говорится, сходу.
Итог печален: изгнание из рая, лишение великого Знания и куча всяких других неприятностей, в т.ч. и — внимание! - владычество мужа над женою! - «он будет господствовать над тобою»(3.16). Люди, человечество, вынуждены были, потеряв всё данное им свыше, добывать знания через практику, потери, ошибки, страдания, боль. Возник опыт; опыт поколений и народов суммировался сначала в узких, профессиональных сообществах, становился шире, глубже, богаче, стал выходить за рамки сообществ. Появилась необходимость обмена опытом; появилась потребность осмыслить опыт как знания, выделить главные, существенные моменты. Этим занимались наиболее интеллектуальные представители человечества. Всё это привело, в конечном итоге, к возникновению сначала философии, а уже потом от неё отпочковались различные науки.
Подводя итоги, можно резюмировать следующее: фактически, день грехопадения, точнее, исторический момент — поскольку день точно не известен – можно считать днём рождения науки, а её родительницей, создательницей – первую женщину – Еву. Предвижу возражения: дескать, если бы не согрешила, то было бы у человечества сокровенное Знание и мы бы жили в раю, но…сие доподлинно не известно - как бы мы жили в раю, что это была бы за жизнь, была бы у человечества та история, какая есть сейчас, или же иная. У истории нет сослагательного наклонения. Зато есть науки, радость получения нового знания, радость познания, в том числе и радость познания мужчиной и женщиной друг друга. И «виной» всему – женщина. Факт персонального греха Евы компенсируется хотя бы тем, что возникли ремёсла, профессии, науки, плюс, конечно, женщине приходится рожать в муках в дополнение к тому, что и плод должна вынашивать в себе. В сумме – нулевой баланс. А что в активе мужчин? Кроме ничем не обоснованного высокомерия по праву сильного - ничего, а в пассиве - Адамов грешок: не по-мужски поступил, прикрываясь женщиной в ответственности за общий грех – ведь ел же! Так что, исторический счёт - 1:0 не в пользу мужчин.
Да простит меня сильная часть человечества.