1-е место 1. Дождями болею
10. У вешалки
28. Богово – Богу
33. Память
2-е место 2. Туманный рассвет. Прелюдия
13. Дача
18. Возвращение домой
3-е место 26. У камина
27. Деменция
29. Итоги
Сказать откровенно, первое место я бы никому не давал. Но тогда третья группа вообще бы из списка выпала, чего не хотелось бы (он и так, этот список, короток: нескольких мест не хватило; ну, как обычно).
1.
Дождями болею Яркая, образная, насыщенная, а главное – естественная речь, не надуманная, не вычурная. А все же стихотворение не кажется мне достаточно удачным. Уверен, потенциал, талант автора на порядок выше темы «что посеял твой дождь». Так бывает: и пушки есть, и снаряды есть – а безумный Кибальчиш все запаздывает, все каких-то вестей с фронта ждет... Это я пока еще продолжал хвалить стихотворение, если что. А теперь из придирок: могу отметить странное оформление прямой речи (как это принято говорить – авторская пунктуация) и, конечно, нелепый дефис в сочетании «дышал не дышал» (какая-то общая ошибка многих авторов).
2.
Туманный рассвет. Прелюдия Такúми должны быть стихи: конкретными и недолгими. Чем меньше строк, тем меньше проблем (соответственно, и придирок).
3.
Авария Интересная концовка (интрига). И она почти вытянула стихотворение в призовые. Но ограниченное количество мест не позволило этому случиться. О чем сожалею. Хорошее стихотворение.
4.
Гость Стихотворение из «душевных», ностальгических, воспоминательных. Т.е. я априори должен быть против него настроен. Но я – не настроен. Мне стихотворение понравилось. Только «выдран из важного прок» не понравилось.
5.
Обличье божеское – даль... Думаю, «обличье божеское – близь» столь же правомерно, как и «даль». Поэтому все, что за этим написано, это просто написано и написано. Хотя и красиво написано. Но вот две последние строки – они замечательные!
6.
У тебя декабрь, у меня - зима «А пойдем, прогуляемся в белесой мгле» – если бы мне так предложили прогуляться, я бы испугался. И не пошел бы. :)
7.
Корабль и небо Почему крысы – вещие, я не понял. Все остальное – на уровне. Почти на призовом уровне (непреодолимый лимит ограничивает возможности).
8.
Зачем огоньки между нами горят © Откуда тут огоньки? Я знаю откуда: из обязательного Бальмонта. Но вовсе не обязательно было брать именно эту строчку, или, например, вокруг этой строчки строить стихотворение, в котором она (эта строчка) выглядит взятой с потолка. Это минус. Пойдем дальше. «Тепло и уютно – весна за окном» – это взгляд изнутри, из дома; «мы с мужем присели у дома» – а тут уже вышли наружу; «который десяток с утра разменял» – т.е. сегодня (конкретно) юбилей у мужа (?); «слышно, как стонут берёзы» – серьезно? я просто не в курсе: они действительно стонут или это художественный образ такой?.. Ну, попридирался немного, пора и о плюсах сказать. А плюс в том, что стихотворение написано с любовью, и оно веселое (хотя и немного грустное).
9.
Будничный блюз Всё это самокопательно-истязательно-разоблачительное, всё это бабочко-мотыльковое, вся эта «достоевщина» – гусеница ли я или шмель гудящий? – всё это было, было, было уже... Вот. А больше мне (как ответственному критику) и придраться-то не к чему: логическая цепь грамотно выстроена, образы – в тему; крепкое и безошибочное стихотворение. Ан нет, есть к чему: неточная рифма в конце текста – дней-полынье – это какой-то общий дефект, портящий впечатление; многие грешат этим. Будто тяму или времени не хватило, и в конце так – тяп-ляп, что-то слепили – всё! стихотворение готово, закончено!..
10.
У вешалки Текст – человеческий. А потому симпатичный. Одно замечание: знак вопроса ставится внутри кавычек прямой речи, а точка – снаружи. Такое правило.
11.
Моему городу Что указывает, говорит нам о том, что это стихотворение о городе? «Жёлтый стоглазый свет», «стыдливые ночлежки коммун»? – Да, в общем-то, ничего не говорит, кроме названия. Значит, возможно, стихотворение не совсем о нем, о городе. Возможно, стихотворение о чем-то большем, чем город. Возможно. Текст выглядит капитально (монументально), многомерно. И сказочно. И литературно. И обо всем. А запомнится мне – «взгляд твой львин». Потому что неожиданно и необычно (и нé литературно, слава богу), и весело.
12.
Аккорд Дряхлый призрак комсомола оказался не таким уж дряхлым и не таким уж призраком, судя по тому, чего он успел наворотить в 90-е, как хитро все закрутил и во что превратился (на пару с красными директорами). «Косы плавно обтекали геометрию желёз» – представил: гид в художественной галерее объясняет собравшимся: «Обратите внимание, как мастерски художник изобразил плавное обтекание желёз косами». «Чёрно-белые вердикты неземных календарей» – что за вердикты, почему черно-белые и почему неземные? – это нужно объяснять читателю; я, например, ни черта не понял. И «перестройку и Афган» правильней было бы местами поменять: сперва случился Афган, и только 10 лет спустя – перестройка. Но так – ничего, ностальгический такой текст... А! вот: «Их юбчонки были мини, наши чувства были макси» – это понравилось, это замечательно.
13.
Дача Очень толковое стихотворение. Если бы только не солнце, которое каким-то хитрым образом «вкручивается в горизонт». И неплохо бы в конце вопросительный знак поставить. Тогда последняя строчка была бы о бренности жизни и непредсказуемости (но неизбежности) финала. А так – шутка какая-то: типа «поговорили о жизни, а теперь выпьем (на посошок)».
14.
Занавесочки «Девочке — шторки. Девушке — шторы» – чувствую, что-то в этом есть, какой-то тайный секрет женский, – не знаю какой. «На бутерброде, пшенично ковровом, солнце вальяжится сыром расплавленным – это, видимо, откуда-то с кулинарного конкурса (техникума) прилетело? А «где когда-то текли в её светлое артериально проспекты» – это, несомненно, откуда-то с блэк-программер-экспериментальных посиделок: светлое, темное, пятнистое... ну, вы поняли. Но, как говорится, на таком уровне плохих стихов не бывает. Вот и этот текст неплохой.
15.
Муторно, зябко... «Сердце зажав в доспехи» – «в доспехи», мдя... похоже, это чтобы «эхо» сиротой не осталось? А что за «профиль» такой «море стирает на мокром песке»? В смысле – не чей, а откуда он взялся вообще? кто рисовал и когда успел? – вроде, ничего не предвещало по ходу стихотворения. Так же как и «фиалок цвет» – откуда, зачем, почему именно фиалок и почему ненавистен? Ну и «В душу вползает соленый лёд, смазав все краски... Больно...» – таки да, вползает в текст и смазывает все краски, всё впечатление. Не больно, но досадно... Тем не менее – почти призовое место (опять же, почти: во всем лимит виноват).
16.
Зачем жить долго... Три лета без денег – в каком-то смысле это рекорд: тут бы три дня без них продержаться, и то успех. Так что жаловаться ЛГ не на что.
17.
следы - пледатели И ругали, и хвалили это стихотворение. А оно неплохое... Но и не хорошее (шучу, извините).
18.
Возвращение домой О, тут полный набор от Диккенса – через Остин, Геймана, Лессинг, гаргулий, my God, рыцарей и орков, полудостоевских и полублоков, Альбион, Москву, Самару, Магадан, Ахматову – и до Толстого. Практически малая Википедия. Весьма познавательный текст. За познавательность и призовое место. Вру. Несмотря на познавательность – призовое место.
19.
Тенитень «Холодных к людям стен» – порой инверсии убивают неплохой текст. Да и смысл-то сомнителен: стены холодны к людям – это ж надо было придумать. Вещный мир вообще холоден к людям. Кроме грелки.
20.
из прошлых лет «Мимо проходившие спектакли», «своих пока детей» – все это для меня из мира необъяснимого. А так – стихотворение хорошее.
21.
Ухожу в свое детство Стихотворение долго «боролось» у меня за призовое место, но постепенно было вытеснено (во всем виноват проклятый лимит). Тут ведь ты – как аптекарь – сидишь, читаешь, взвешиваешь все за и против. Концовка неудачная, на мой взгляд. Она и подвела. Хотя, уверен, автор со мною не согласится. Никак.
22.
В пустыне «Со скорбью на струнах» позволю себе «обрушиться» на это стихотворение. Как дождь. Как дождь, который в Аравии (в пустыне) и до земли-то не долетает, т.е. до дюн песчаных (как помнится мне из школьной программы, из телепрограммы «Очевидное-невероятное», из журналов «Наука и жизнь» и «Техника молодежи»). Т.е. это всё... Уже всё. Разбор полетов обрушился, но не долетел. «Оазис-мираж показал дулю», «самум сжулил»! «Распухший» критик «бился в потугах, пугая, рыча. Злопастый кобель», а в итоге – «истошная тишь», а не критический отзыв... Да простит меня автор за этот мой бессмысленный, балаганный и, конечно же, неуместный юмор. Стихотворение живое, спорное. Как будто и правда песок в морду летит, и укрыться некуда. В общем, «просамумил» автор читателя. Хорошая попытка внешними силами передать внутреннее ощущение безнадежности, критичности ситуации. Респект такой попытке. И автору, конечно.
23.
Это какая улица? Хорошая концовка. И стихотворение хорошее. Но, как бы это сказать, одно из многих. Хотя, в моем «табеле о рангах» почти дотянуло до призового.
24.
Скелет Скелет – то в шкафу пустом, то в сумке. Второй катрен вообще не пойму, от чьего имени? И при чем тут профи? – тоже вопрос без ответа. Если рассматривать стихотворение как упражнение, ни к чему не обязывающее, то все ok, вполне может быть и даже интересно (я и сам такой словоблуд, т.е. балабол, т.е. метроман). Но предлагать его на конкурс «Лучшее», мне кажется, было опрометчивым решением.
25.
Домой… Я ращу вишневый сад – лет, поди, семнадцать. А взращу его когда, чем заниматься?.. (Владимир Владимирович Факеловский). Не знаю, что и сказать про это стихотворение. Самому автору, конечно, оно должно нравиться (не зря же оно появилось в «Лучшем»). А мне – никак. Тема не близка, язык обычен. Понимаю, это моя проблема, читательская. Но ведь даже придраться особенно не к чему. «Среди лесов глухих найду свою потерянную юность» – ну, хорошо (представляется призрак: полупрозрачная юность в ночнушке – стоит, потерянная, среди лесов глухих – ждет, когда автор ее найдет). «И зазвенят невидимые струны» – ну, зазвенят и зазвенят (что за струны? почему невидимые? почему они зазвенят? или о чем?). И т.п... Уверен, «новые напишутся стихи», и будут они поинтересней этого.
26.
У камина Один вопрос остается: «отобрал у него газету» – «у него» это у кого: у ящика или соседа? Да, и еще вопрос: зачем на улицу-то нужно было выходить? – из текста не очень понятно, цель выхода наружу не прослеживается. И «погреться» – это когда замерзнешь, т.е. хотя бы минут десять на морозе побудешь; а так, выйти на улицу, поскользнуться и тут же обратно – это не погреться, это передумать мерзнуть.
27.
Деменция Каюсь, каюсь – моя вина, не авторская: ну не люблю я душевные стихи, как и стихи, требующие читательского участия, сострадания (как будто своих проблем мало). Да и не очень-то покритикуешь такие стихи, чтобы не показаться при этом циничным и бессердечным невежей. Тем не менее, стихотворение написано бойко, не придерешься. И призовое место – заслуженное (мне так хочется думать).
28.
Богово - Богу Отличный текст. Если бы еще не эта пустая сентенция последних двух строк (да всех четырех, сказать откровенно).
29.
Итоги Стихи добротные, с удачной концовкой. Не порадовал вскипающий Цельсий (с чего бы ему вскипать-то?), словесно-мудреные конструкции типа «просрочен давно на бессмертие выданный вексель» и «забытые сны на холстах никогда не воскреснут», а еще – какая-то странная схожесть со среднестатистическими текстами т.н. «русского рока»: в остатке враги и долги, не успеешь закрытую дверь распахнуть, лишь тебе уготованный путь, строишь собственный мир... и т.п.
30.
Чудачно-чердачное Ну вот, в этих полусказочных сюжетах и не ухватишься ни за что: автор так видит – и все тут, это ж его/ее сказочное вúдение!.. Так пусть же все так и остается. Так-так-так...
31.
Говори со мной «Почему я снова лечу мордой в грязь». Я лечу простуду, и поэтому «мордой в грязь» мне совсем не близко. «Ночью — злой, как злого врага душа» – душа в смысле душа или душа (типа «мы их душили-душили»)? – вот тоже вопрос. Смысл, логика в стихотворении есть, прослеживается. Про технику не говорю (потому что все и всегда о ней говорят, ну их/ее к черту). Общее впечатление – нормальное, положительное: стихотворение состоялось.
32.
Последняя осень «Но листья за ветки хватаются цепко» – у листьев одна нога, и хвататься ею за ветки ой как непросто. «Хотел бы услышать, о чём они шепчут, о чем говорят» – мне всегда интересно: что, действительно хотел бы услышать, о чём они (листья) шепчут? – как-то это не совсем нормально, мне кажется. Это не единственные вопросы/претензии/придирки к тексту, но в целом – стихотворение неплохое.
33.
Память Не порадовали «допадает» и «бескрайняя» (зима). Порадовало восклицание «а мы знакомили!» К середине текста забываешь, что речь о лесе-памяти, и когда «допадаешь» до слов «проступали в ней казалось бы забытые детали, и наполняли жизнью старый лес», на секунду приходишь в замешательство: при чем тут лес? – аа... это же тот самый лес, т.е. память же, ага... Ну, и про пунктуацию ничего не буду говорить – она неидеальна. Однако стихотворение от этого не страдает. Хорошее потому что.
34.
Не скоро - после листопадов Нет, не понимаю я всех этих «ловких прыжков инфлюэнцы», «долгих пируэтов на цветных пуантах закружившейся дали», «луж следов броню», «ушей, вместе с громким лаем жутко радующихся прыгать озорно», «сонного коврика, слизывающего уши-полотенца и глазищ сердечность». Но стихотворение очень милое, и если кто-то из жюри (а я в этом почти не сомневаюсь) даст ему призовое место, я буду только рад. Потому что стихотворение, а с ним и автор, надо признаться, вызывают во мне самую искреннюю симпатию.
Владимир, ну разве после каждого ветра деревья лысеют? Даже ураганные ветры, ломающие ветви и стволы, не сносят напрочь листья с деревьев, пока им не пришёл свой срок. А если вы ещё перенесёте это на человеческий мир, то там уже даже не только об одной ноге речь будет.
А конкретные вопросы именно по тексту очень хотелось бы услышать, да, как-то я разочарована молчанием.
ПушкинБальмонт виноват!«Но листья за ветки хватаются цепко» – звучит немного комично. И лысеющие деревья тут ни при чем (и Бальмонт тоже).
«Как-то я разочарована молчанием» – чьим молчанием? У вас 32 комментария под стихотворением – ничего себе молчание!
Я думаю, у нас разное чувство комизма, Владимир.
И спасибо за ваше чувство такта. :) Мне вообще нравятся ваши рецензии.
Поздравляю с началом «жюрения» на Литсети! Первый блин – явно не комом! )))
И огромное спасибо! С интересом прочла весь обзор - со многим согласна. Тактично, не обидно, с чувством юмора. Почаще бы только...
Спасибо, Гладких!)) Мне нра ваша манера рецензирования.
Но я думаю, что строка Бальмонта очень хорошо вписалась в тело стиха.
За «Тепло и уютно – весна за окном» благодарю - помню, что выхватила нестыковку, но так и забыла изменить. Теперь уже точно)
Они действительно стонут или это художественный образ такой?.. Действительно.
Правда, стих претерпел изменения ещё до окончания голосования. Но это так, детальки)))
Ну, попридирался немного, пора и о плюсах сказать. А плюс в том, что стихотворение написано с любовью, и оно веселое (хотя и немного грустное).
Очень хорошо, что прочувствовали и сказали)
С Рождеством Вас!
надо было выходить на улицу. Важен конечный конкурсный результат.
Владимир, спасибо за Ваш выбор! Очень приятно!)
С замечаниями согласна - всё так!)))
И с праздниками Вас, со всеми сразу. )
Спасибо за Ваше мнение.
Гладких (07/01/20 22:14) •