Литсеть ЛитСеть
• Поэзия • Проза • Критика • Конкурсы • Игры • Общение
Главное меню
Поиск
Случайные данные
Вход
Рубрики
Поэзия [45585]
Проза [10041]
У автора произведений: 475
Показано произведений: 101-150
Страницы: « 1 2 3 4 5 ... 9 10 »



Игоря Петровича Голощапова, пенсионера, в прошлом ведущего инженера НПО "Туман", в заграницу не тянуло. Совсем. В своё время он намотался по командировкам по всей стране, от Петропавловска-Камчатского на востоке до Калининграда на западе, от Байконура на юге до Амдермы на севере – и попросту не видел смысла в загранпоездках. "Чего я там не видел? – спрашивал он сына Вовку, который с завидным упорством регулярно убеждал отца съездить то в Турцию, то в Египет. – Наше море ничем не хуже, а их сервис мне по барабану. Вон у меня сервис – огурчики, помидорчики. Сам растил. Оно и вкуснее и приятнее. А прибраться в комнате да приготовить что – мне не в тягость. Так что, ты Вовка, наливай да закусывай. Моя самогоночка всяко лучше всех этих текил заморских."

Однако такое отношение к поездкам возникло у Игоря Петровича не сразу, как он вышел на пенсию. Тем более, что случилась она ранней – северный стаж был не маленьким. Напротив, сначала Петрович даже ждал, когда можно будет попутешествовать. Но поначалу мешала первая форма, с которой бывший инженер сроднился ещё с семидесятых, и связанный с ней десятилетний запрет на выезд, а за эту десятилетку он втянулся в дачные заботы – и желание куда-то ехать совершенно пропало. А уж когда умерла Зина, жена, так он и вообще переселился на дачу, возвращаясь в город только на зиму. Однако с появлением Интернета возникла у Петровича привычка путешествовать по городам и странам виртуально. Вовка ехал в Прагу – а отец в это время там гулял на экране монитора. Вовка в Лондон – и Петрович в Лондон. Вовка приезжал, делился впечатлениями, рассказывал о красотах – а отец его выслушивал, да ещё и дополнял. И посмеивался. "Бать, ну там красиво. Сказка!" – говорил сын. "Сказка в душе, сынок, – слышал сын в ответ. – А ты не про сказку говоришь, а про виды, про картинки. А картинки – вот они, смотри, – и отец показывал фотографии, выкачанные из Интернета. Моя же сказка вон – за окном." Сын пытался возражать, но отца было не переубедить.

В этот день, как говорится, "ничего не предвещало". Вовка приехал к вечеру, привёз отцу чешского пива. Поговорили о погоде, о здоровье, об учёбе внуков Игоря Петровича. Затопили баньку. Разговор снова коснулся сказок, но сначала как-то вскользь. А потом Петрович сказал: "Вот, кстати, смотри, Вовка – сказка". И показал на фотографию, украшающую рабочий стол экрана монитора. На рисунке был вечер, вдоль мокрой от дождя улицы стояли красивые, действительно сказочные, домики, по улице двигалась пара старинных, похожих на игрушки, трамвайчиков, а впереди виднелись море, кораблики, острова и горы. "Видишь, – сказал Петрович, – художник с душой рисовал. И это чувствуется. И ехать никуда не надо – всё здесь, всё по-доброму". Сын внимательно посмотрел на экран, потом перевёл задумчивый взгляд на отца и сказал:
– Это не картина, пап. Это фотография. Обработанная, правда.
– Да какая это фотография? Трамваи без проводов. Так не бывает.
– Бывает, пап. Это Сан-Франциско. Канатные трамваи. Туристы на них катаются и фотографируют, а потом фотошопят. Ну или картинки по этим фотографиям рисуют. Но не в этом суть. Вон, видишь остров впереди. Это Алькатрас. Там была тюрьма. Она и сейчас есть, но там уже никого не держат, но раньше… страшная это тюрьма была и очень известная. Так что в твоей сказке есть островок несвободы. Как и в любой волшебной сказке, впрочем…

Наутро сын уехал. Игорь Петрович проводил его, вернулся в дом, включил компьютер и минут десять разглядывал фотографию на рабочем столе. Потом снова вышел на улицу, оглядел огород, забор вокруг него, калитку, посмотрел на небо и на лес на горизонте. "Тюрьма, говоришь? Остров?" – спросил он в пустоту и опять вернулся в дом, где сел за компьютер и набрал запрос в Гугле "туры в Норвегию". "Вот с неё-то мы и начнём, – подумал он, – там вроде как даже тюрьмы сказочные". В тюрьму Петровичу не хотелось…
Проза без рубрики | Просмотров: 540 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 19/10/20 14:08 | Комментариев: 6

Дверь тронного зала распахнулась, принц стремительно прошёл мимо вытянувшихся струнками офицеров охраны и уверенно направился к трону. Лорды Королевского Совета удивлённо посмотрели на юношу, а потом вопросительно перевели взгляд на короля.

– Совет продолжим позже, – жёстко сказал король, – пока все свободны. И пригласите королеву.

Когда советники вышли, а королева заняла своё место на малом троне, король обратился к сыну и спросил:
– Опять? И что на этот раз?
– Нет, папа, – улыбнулся принц. – На этот раз ничего. Разве что так, по мелочи. Очередной портной уволен. Платье принцессу полнило. Но речь о другом. Из Западного Горного Края пришло известие – там объявился дракон. Он украл корову и улетел с ней в своё логово, верхнюю нагорную пещеру. Ту самую, в которую невозможно добраться. И я думаю, – это удача.
– Драко-о-он, – протянул король. – Интере-е-есно… Это меняет дело. Это очень сильно меняет дело!
– Что вы задумали? – нетерпеливо спросила королева. – Какое отношение имеет какой-то дракон к проблемам страны?
– Мама, – напористо произнёс принц. – Ты же всё и так знаешь! Но я напомню. Сначала мы переделывали трон принцессы в церемониальном зале, причём делали это три раза: сперва он был для неё высок, потом оказался низок, а потом спинка трона была слишком прямой и неблагоприятно влияла на осанку. И это притом, что сидеть на этом троне нужно было бы лишь два раза в год по полчаса. Потом мы переделывали её карету – меняли рессоры и обивку. Шесть раз меняли, заметь. Принцессу то трясло, то укачивало, то у неё в глазах рябило. Далее: у нас кадровая текучка – один за другим сменилось восемь главных поваров, семь королевских портных и одиннадцать шляпников. Сегодня принцессой уволен восьмой портной. Дирижёр, а вместе с ним и весь оркестр, меняется уже второй раз. А в королевстве исчерпан внутренний кадровый топ-резерв. Поваров мы уже заказываем из тридесятого царства-государства. И потом, меня дико раздражает сочувствующий взгляд будущего тестя и злорадный – будущей тёщи. Они выставили принцессу из дворца за все её капризы, надеясь, что она одумается и успокоится. А мы, по стечению обстоятельств, её тут же подобрали и, к сожалению, обогрели! Но родители имели полное право на временное изгнание дочери, – они всё же родители. А я – её общепризнанный жених. И такого права не имею. Иначе – война! Мама, послушай, я тебе ещё не рассказывал, но недавно принцесса высказалась на тему, что её будущий муж должен быть лучшим и наикрепчайшим всегда, во всём и везде. Зная характер принцессы, я подозреваю, что она имеет в виду. Я уже распорядился, чтобы королевский алхимик начал работу по выращиванию известных укрепляющих корешков. Всё это очень нервирует, мама, и негативно сказывается на моём здоровье, в том числе психическом. А зачем нужен королевству нервный и не уверенный в себе принц? Причём, мама, ты ведь помнишь, с чего всё началось? Да-да, – с горошины, которую ты сама и подложила под двенадцать перин, а принцесса её всё-таки почувствовала. Ещё тогда нам нужно было понять, к чему эта повышенная чувствительность в итоге приведёт! И это я не про то, что горох мы теперь готовимся закупать, поскольку сами на всякий случай отказались его выращивать. Это я про весь комплекс проблем. Мы совершили очень опрометчивый поступок, признав её принцессой и моей невестой. А сейчас мы ничего не можем сделать, если, конечно, не хотим воевать или, по меньшей мере, потерять уважение в глазах соседей. "Бедную девочку" нам не простят. Проблему надо решать! И дракон – отличное решение! Он – фактор непреодолимой силы. Если он украдёт принцессу, то к нам претензий не будет. А он не сможет отказаться от принцессы, если узнает и про неё, и про её… скажем так… случайную опрометчивость на прогулке… ну и, конечно, про преступную гипотетическую потерю охраной должной бдительности … – ведь похищение принцесс у драконов в крови. Совершенно не понимаю, кстати, почему. Всё-таки, несмотря на весь их ум – они неразумные твари! Мда… Нам нереально повезло, мама! Нужно только понять, каким образом этот дракон может узнать о несчастной. Я, конечно, в случае чего, буду ежегодно пытаться отбить и спасти принцессу, но логово дракон выбрал слишком уж недоступное. Пока хоть какую-то дорогу в этих скалах построим – столько времени уйдёт… К тому же, сопутствующие инвестиции в западные регионы будут совершенно оправданы, и никто из соседей нас не упрекнёт, что мы укрепляем границы.
– Гениально! Я горжусь тобой, сын! – восторженно произнесла королева. – Ещё раз, прости меня за тот неуместный удачный эксперимент. Но теперь нужно выработать конкретный план, и я верю в вас, мужчины. Да помогут нам боги!

Королева, радостно улыбаясь, покинула тронный зал. Король с принцем начали обсуждение деталей предстоящей трагедии возможной потери близкого человека.

А в пещере на самой верхушке неприступной скалы дракон доедал заднюю ногу украденной накануне коровы и не подозревал, насколько ему повезло, и какое счастье ему вот-вот привалит.
Проза без рубрики | Просмотров: 583 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 12/10/20 00:09 | Комментариев: 24

В осколки стёкла! Вышибем мы рамы
у каждого заветного окна!
Да что там окна?! Ни одна стена
не сдержит нас. Нам наплевать на раны.
У нас – любовь!.. И с ней мы как бараны –
"бульдозером"! – любой запрет снесём.

И на заклание – баранами идём…

Жизнь – результат! Нет смысла спорить с этим,
но вот всегда ль войти нам в дверь легко?
Ну, хоть бы кто-нибудь за нею нам ответил,
когда в неё колотим кулаком…

А там – покой... Там кто-то в тишине
перед камином смотрит телевизор,
не слыша нас… И о какой вине
быть может речь, когда, полны сюрпризов,
пришли… К нему! Чтоб с ним, наедине…
Чтоб страсть, любовь… И никаких капризов.

И вот, – открыли...
Мы стоим в тепле...
Камин горит...
Нам аромат приятен...
Но, в кресле, перед пламенем, сидит
другая женщина... сидит в его объятьях...
А как же мы?! – а мы пришли извне.
И делать что? Вернуться в ночь? Обратно?..
Иль, всё-таки к камину подойти?..
И мы стоим, застыв на полпути…
Ужасно стыдно… больно… непонятно…

Там, сзади, за спиной – распахнутая дверь…
Поломано окно… туда тепло уходит.
И мы стоим в крови своих потерь.
И больше – ничего не происходит.

Вот только жизнь по капелькам исходит.
И хочется орать и выть как дикий зверь.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 504 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 09/10/20 01:01 | Комментариев: 2

безмятежна, бестревожна,
в саване из белой кожи,
и никто вокруг не может
долго на неё смотреть –
ходит женщина под маской,
и на лбу её повязка,
на которой чёрной краской
имя выведено – "смерть".

а подруга этой дамы
тоже где-то рядом с нами,
разъясняя временами
утешительную мысль,
затевая разговоры,
что, мол, – рано, что – не скоро…
ходит в маске, на которой
надпись белой краской – "жизнь".

ходят близкие подруги,
времени слепого слуги,
а оно бежит по кругу,
безразлично ко всему –
к солнцу, к звёздам, к лесу, к морю,
даже к слугам с их любовью
то ли к людям, то ли к роли,
то ли к верности ему.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 538 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 08/10/20 00:17 | Комментариев: 2



..................Моргану Фримену посвящается...

Юркнул белый кролик в червоточину –
и увидел червячка воочию.
"Здравствуй, червячок, – сказал ему.
– Ты откуда здесь и почему?"

"Я здесь проживаю и хозяйствую", –
отвечал тот многозубой пастию.
Долго белый кролик верещал –
червячок обратно не пущал.

К счастью, кролик спасся от чудовища.
Но в психушке нынче он. И то ещё –
повезло. Как говорят врачи,
коли выжил – радуйся, молчи.

А вот был бы кролик математиком –
не лежал в больнице на кровати он.
Жизнь бы шла безвидна и легка –
он не повстречал бы червяка.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 534 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 07/10/20 00:06 | Комментариев: 8

Я родился не в Париже –
я родился в Костроме.
Кострома намного ближе,
но Париж… он снится мне!

Вроде жизнью не обижен, –
всё "пучком" и всё "вполне"…
Досуха работой выжат,
но стихи пишу жене.

И хоть город не столичный,
но родной. И всё отлично,
пусть не Пушкин я, не Блок,
не Высоцкий – и подавно…
но с французскою мадамой
завести бы шашни – смог.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 867 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 06/10/20 00:37 | Комментариев: 10

....... Таня Рудакова
....... Геката

....... Подбитый пурпуром заката
....... Небесный свод съедала тьма.
....... Уж брови хмурила Геката,
....... Но полыхала всё кайма
....... Зари вечерней. Колдовала
....... Богиня тягостных ночей.
....... И устрашающе сверкала
....... Красой невиданной своей.
....... Безлунность странно колыхалась.
....... Тревожно, дивно и темно…
....... И ночи музыка врывалась
....... В моё открытое окно…


_______________________

Безлунность дрожала от страха,
снедаема чёрною мглой.
Мне в гости явилась Геката,
нарушив мой сонный покой.
Невидимый филин заухал
и волки завыли в ночи...
А юная-вечно старуха
сказала: "Навек замолчи!"
И я, закусив одеяло,
от ужаса смежив глаза,
в последний свой миг увидала,
как в небе потухла звезда.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 525 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 05/10/20 00:48 | Комментариев: 4



к ясной погоде
или к дождю? – кто поймёт
натиск цунами?..

...
...
...
Поэзия без рубрики | Просмотров: 452 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 05/10/20 00:41 | Комментариев: 0



одиночество
первый подарок судьбы
для кукушонка

...
...
...
Поэзия без рубрики | Просмотров: 548 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 05/10/20 00:37 | Комментариев: 2



девять улиток ползут
вверх где им лучше видна
мудрость десятой

...
...
...
Поэзия без рубрики | Просмотров: 528 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 05/10/20 00:34 | Комментариев: 4



Может, не стоит?.. –
шепчет улитка в тоске,
глядя на Фудзи...

...
...
...
Поэзия без рубрики | Просмотров: 714 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 05/10/20 00:31 | Комментариев: 6

Бескорыстие, любовь, взаимовыручка –
триединство щедрости души.
Что – медаль? Что – орден? Это бирочки,
и хвалиться ими не спеши…

Оглянись! Наградой не отмечены,
но бесспорной щедростью полны,
ходят среди нас мужчины, женщины, –
те, которым бирки не важны.

Те, кто могут пригласить за стол убогого,
могут молча слушать и прощать,
в благодарность ожидая столь не многого:
ничего совсем в ответ не ждать.

Вспоминая дедушку и бабушек,
помня о родителях, друзьях, –
непростой вопрос цепляет за душу:
а достоин быть я в их рядах?

Жизнь моя, конечно, – штука ценная…
но вот правильно ли я на свете жил?
Обладаю ли (а в этом есть сомнения!)
триединством щедрости души?
Поэзия без рубрики | Просмотров: 513 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 04/10/20 00:05 | Комментариев: 2

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале Поэмбук

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)
Декламации | Просмотров: 525 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 03/10/20 00:32 | Комментариев: 2



Виагру бы! Любовь ещё быть может...
...
...
...
Поэзия без рубрики | Просмотров: 799 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 02/10/20 00:40 | Комментариев: 9

Карелия моя… Страна озёр.
И боль моя, и радость, и позор…

А пенсия – копейки… Дождь. Перрон.
Подходит поезд. Семь старух рядком.
В ногах у каждой – по ведру брусники…
Мою мы собирали впятером.
Но действует драконовский закон –
и вся родня в машине… и улики.

Улики в том, что ягод – вёдер шесть.
Семье сержанта тоже нужно есть, –
и с каждого ведра пятьсот на лапу.
Делиться с ним всего сподручней мне –
старухе проще уступить в цене,
тем более, когда решусь заплакать.

Карелия моя… Страна озёр.
И боль моя, и радость, и позор…
Поэзия без рубрики | Просмотров: 701 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 01/10/20 00:02 | Комментариев: 12

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале Поэмбук

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)
Декламации | Просмотров: 706 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 30/09/20 01:42 | Комментариев: 4

Это модно сейчас – толерантно искать снисхожденья
даже к тем, кто в крови перепачкан с хвоста до рогов.
Это модно… но вот, выбирая зачем я и с кем я? –
к этой моде иметь отношение – я не готов.

Это модно сейчас, – даже если кому не по нраву, –
называть наименьшее зло гибким словом "добро"…
Никого не сужу – не дано дозволенья и права.
Но вот выбрать могу, мне прощенья просить у кого.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 668 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 29/09/20 00:11 | Комментариев: 20

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале МирМуз

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)

P.S. При возникновении проблем с прослушиванием на том сайте, часто помогает нажатие на значок с синенькой дискеткой "Прослушать во встроенном проигрывателе браузера".
Декламации | Просмотров: 846 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 28/09/20 11:33 | Комментариев: 6

Что-то мне до жути страшно
и до боли одиноко.
Может, звёздочка погасла,
что светила и вела?
Может, в старом парашюте
тихо рвётся нитка стропа?..
С притяжением не шутят –
очень верные слова.

Я, конечно, в переносном…
И земля внизу всё ближе…
Поздно задавать вопросы, –
безответность правит бал…
Как-то всё уже бесцельно –
отлетался чижик-пыжик.
Вот и грянуло похмелье…
Строп порвался. Я упал.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 525 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 27/09/20 14:46 | Комментариев: 6

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале МирМуз

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)

P.S. При возникновении проблем с прослушиванием на том сайте, часто помогает нажатие на значок с синенькой дискеткой "Прослушать во встроенном проигрывателе браузера".
Декламации | Просмотров: 671 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 26/09/20 12:23 | Комментариев: 8



крылья мотылька
слабы и беззащитны
но грусть развеют
Поэзия без рубрики | Просмотров: 531 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 25/09/20 14:42 | Комментариев: 6

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале МирМуз

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)

P.S. При возникновении проблем с прослушиванием на том сайте, часто помогает нажатие на значок с синенькой дискеткой "Прослушать во встроенном проигрывателе браузера".
Декламации | Просмотров: 535 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 24/09/20 10:29 | Комментариев: 2



Природа наша многогранна –
порою фарс сменяет драму,
порою ненависть в цене.
Мы все отродье крокодилов.
И как они плывут по Нилу –
так мы плывём в своём дерьме.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 482 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 23/09/20 16:18 | Комментариев: 8

Бессмысленный лепет, агу-агу –
ребёнок забудет вскоре.
Так строится лодка на берегу,
который не вспомнит в море.
Тем более лодка забудет лес,
где ей подыскали мачту.
И ждёт лодку в море другой интерес,
неведомый ей пока что.

Какая работа! – суметь найти
связь действий, вещей и звуков,
а позже суметь эту связь воплотить
в движение, в смысл и в речь.
Как странно! – свой первый учебный фильм
забыть, овладев наукой
плыть в море людей, и, сроднившись с ним, –
беспамятством верфь облечь.

Но всё же, когда-то припомнишь всё!
И будешь глядеть с волнением,
как дети смотрят на жизнь-кино,
знакомя себя с языком…
Но ты в этом фильме – уже режиссёр.
И это и есть продолжение
великой работы, с которой давно,
с младенчества, ты – знаком.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 793 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 26/06/20 11:16 | Комментариев: 8

Мы питаемся вашими снами.
Мы – уродцы. Смотрите на нас!
Мы скрываем постыдные тайны,
о которых молчат посейчас.

Мы скрываем распутное пьянство.
Мы скрываем, без нашей вины,
те корсеты, в которых на танцы
выходили девицы, скромны.

Мы скрываем инцест и инбридинг,
ядовитой косметики тлен,
повитух деревенских интриги
и аборты, решеньем проблем.

В наших банках, с мозгами навыверт,
мы смеёмся от вас, вороньё.
Вы, обличьем своим рядовые, –
слишком цените счастье своё.

Чем любуетесь?! Сами – уроды!
И когда вы уснёте, – да-да! –
мы нагрянем, безжалостны, подлы –
и войдём в ваши сны. Навсегда.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 579 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 17/06/20 12:37 | Комментариев: 6

................. Ну вот и ещё один год прошёл –
................. ну и хрен с ним…
........................ (философия времени в народной традиции)


Тающий снег в январе –
что может быть бесполезней?

Непостоянство – признак февраля.
И щедрости.
Великий кесарь Август
не спрашивал совета у эвенков.
Они бы с ним не согласились.
Эвенков мне не жалко.
Римлян – тоже.
Тем более, сейчас, когда погода
непостоянна, словно февралю
скупые месяцы завидуют жестоко.

С приходом марта жаждешь не чернил,
а что-нибудь покрепче.
И не плакать,
а поорать мечтается.
Коты – намного откровеннее людей.

Есть доля извращения, когда
на юных школьниц смотришь,
снявших шубы
в апреле месяце.
Ну да, – конечно, есть,
увы!
И всё же – ах!

Май.
Очень короткое слово.
Напоминает цветок,
корни которого прячутся в толще земли.

История повторяется даже в малом:
день-ночь, день-ночь...
июнь, июнь, и снова июнь...
Почему же мне так не хватает любви?

Звёзды и запах травы.
Стрекот цикад, огонёк сигареты.
Время покоя и размышлений.
Июль.
Сумрачен лес середины пути.
Где мой Вергилий?!
И тишина…

Арбузный сок на жёлтом платье и оса.
Не отмахнёшься.
Чувствуешь угрозу?
А это август,
весьма похожий на осу от слова "осень":
она витает, но пока не жалит.

Сентябрь.
И гладиолусы в руках у малышни
подобны пикам у оруженосцев.
Банты огромные у юных Дульсиней.
Ни мельниц нет уже, ни Дон Кихота.

Унылое очей очарование –
точней не скажешь.
Чувство, что вот-вот – и всё умрёт,
особенно пленяет в октябре
своим парадоксальным эстетизмом.
И думаешь: скорей бы уж, скорей…

Ноябрьский день.
Ни снега, ни листвы.
Обглоданная кость…

В последний месяц года, в декабре,
рождается надежда идиота,
который в зеркале когда-то отражался.
Иллюзия.
Мечта.
Пора от пыли зеркало очистить
и уточнить – осталось ли хоть что-то
там, в глубине его?
Поэзия без рубрики | Просмотров: 723 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 14/06/20 13:03 | Комментариев: 6

***

Каждый день у меня сейчас – День сурка. Вы фильм вспомнили? Так там была сказка с добрым концом. Герою всего-то и надо было – измениться так, чтобы его полюбили. Что надо мне – не знаю. Полагаю, конец добрым не будет.

Я, так-то, вообще не понимаю, что со мной происходит.

Утро. Встаёшь. Любимая жена на кухне готовит завтрак. Пахнет омлетом и кофе. Начинаешь одеваться, собираться на работу… и вдруг зачем-то поднимаешься на крышу нашей девятиэтажки – и зачем-то прыгаешь с неё. При этом ещё и руками машешь, словно ты птица. Или так: выходишь из дома, и вместо работы идёшь к реке, не раздеваясь лезешь в неё, ныряешь, цепляешься на дне за какую-то корягу, залезаешь под неё, начинаешь пытаться дышать – и тонешь, само собой. Прикинули? А вот ещё вариант: поезд пытаешься остановить. Собой. В итоге каждый раз умираешь и снова просыпаешься. Бывало даже так, что ничего не делаешь, и вдруг боль за грудиной – и всё… наверное, умер… поскольку опять просыпаешься в том же самом дне, тем же утром, любимая жена на кухне готовит завтрак… Омлет и кофе. Я этот запах ненавижу!

Перечислить смерти? Не смогу. Я сбился на полутора сотнях. Думаю, где-то четыреста раз умирал. А может и больше. С ума сойти, сколько раз! Кстати, хорошо бы с ума сойти – хоть какая-то психологическая защита. Но и это не получается – просыпаешься с утра в трезвом уме и здоровой памяти.

Вот я и говорю – если фильм вспомнили, то зря. Бывает жесть и покруче.

***


{{ … }}
{{ Глобальный квест "Стать магом" провален }}
> Статус персонажа – "Человек".
> Уровень – 4 (максимум текущего статуса).
> Номер следующей попытки прохождения – 612.
>
>> Внимание!!!
>> Начало следующей попытки пройти квест
>> возможно лишь по истечении 1 (один) суток
>> с момента начала предыдущей!
>
{{ До встречи, игрок. Мир "Эволюция" желает Вам приятных сновидений. }}


Опять провал…

Не понимаю, как пройти этот клятый квест! И вообще, как это можно сделать за сутки? На достижение статуса "Кислый суп" мне дали полтора миллиарда лет. С переходами по уровню. И это нормально! Я даже опередил многих наших, некоторые из которых до сих пор этот суп готовят. Ха-ха! На достижение статуса "Плесень", включая уровни, было почти миллиард лет. Тоже нормально, тоже в лидерах потока шёл! Для выхода на "Тварь" было четыреста миллионов – и можно сказать, справился; на "Зверь" дали сто миллионов – и тоже успех, на "Человек" – четверть миллиона. Вон он… плодится и размножается! Успешно размножается, надо сказать… любит это дело… Всё было хорошо! Если, конечно, не считать ошибки на статусе "Тварь", слишком уж живучие эти твари оказались… "тупиковая ветвь развития", ёлки-палки! Ну да, пришлось их грохнуть и переделывать почти с нуля. Но ведь всё равно пользу принесло: журавли в небе, страусы на земле… птицефермы…

Мда…

Ну вот почему на статус "Маг" дано так мало времени? Как за сутки мой персонаж может стать магом?! Вроде бы всё перепробовал – и сильные эмоциональные переживания у него были, и попытки разные стать сильнее – были, и попытки дышать под водой… и летать… Всё без толку! А гайдов нет, где бы всё популярно объяснялось и прилагалось пошаговое "ноухау"! Интересно, на переход на статус "Ангел" моему подопытному час отведут? А на "Бога" тогда – минуту, что ли? Я же с ума сойду…

Кстати, хорошо бы с ума сойти – хоть какая-то психологическая защита. Но и это не получается – новая попытка всегда начинается в трезвом уме и здоровой памяти. Хотя под конец, когда видишь, что ничего не получилось, всё чаще хочется повторить то, что с тварями сделать пришлось. Бросить какую-нибудь каменюку…

А может, действительно, ошибся я с выбором зверя? Может, надо было кого-то в воде поискать? Или этих, ушастых-хоботастых, вразумлять? Может, зря я на обезьянах зациклился?

Надо обдумать…

Всё-таки как хорошо людям! Для них размножение – сплошное приятство! А мной быть – трудно! Эх, скорее бы вся эта эволюция закончилась. Закончу дело – буду гулять смело! С какой-нибудь новенькой интересной богиней познакомлюсь, которую сам же и выведу для себя. Дружить будем… хи-хи! Поскольку общаться сейчас не с кем и скучно каждый божий день…

***

{{ Служба контроля проекта "Эволюция" }}
{{ Глобальный этап "Уроборос" }}
{{ Функционал "Демиург – ххF-988-5-0074" }}
> Статус персонажа – "Бог".
> Уровень – 3 (до максимума текущего статуса 2 уровня).
> Номер отчёта – ххF-988-8795441.
>
>> Подотчётный персонаж развивается успешно.
>> С трудностями справляется.
>> Работу над проектом осуществляет каждый день.
Проза без рубрики | Просмотров: 864 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 09/06/20 20:07 | Комментариев: 18



То ли рай вокруг, то ли ад?
То ли свет, то ли тьма? Что же?
Что за твари вокруг кишат,
беспросветность собою множа?
Это – монстр. Это – мир. Это – век.
Это мифы и перифразы.
Это – пазлы и ты, человек,
породивший все эти пазлы.
Это твой беспричинный страх
вызвал мира метаморфозы.
Это шахматы. Это – шах.
Защищайся! Ещё не поздно!
Только кажется – "всё извне".
Все кошмары – твои кошмары.
Встань! И в давящей тишине
дотянись до своей гитары.
Дотянись – и проснись! Играй, –
и не бойся, не плачь, а смейся.
И не ад тогда, и не рай –
только музыки чародейство.

________
Иллюстрация – рисунок "Метаморфозы" Ма́урица Корне́лиса Э́шера.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 586 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 07/06/20 22:47 | Комментариев: 12

Моей богатой библиотеке
совсем не рады мои же дети.
Немного печально, немного странно.

Но время другое.
Их племя другое, –
почти не знакомое…
Жуть!

И дети читают другие романы –
не те, что когда-то читали мы с вами:
детей развлекает Чак Паланик,
они рассуждают над Мураками…
А засыпают они с Вероникой,
поскольку читают Коэльо книги.
Что, впрочем, неплохо ничуть.

Мы тоже читали Саган и Баха.
Но всё ж, и Толстого, и Пастернака –
мы тоже знали… И даже плакать
над Оводом довелось…

Моей богатой библиотеке
совсем не рады мои же дети.
Конечно, печально. Конечно, странно.

И почему-то – злость…
Поэзия без рубрики | Просмотров: 1138 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 04/06/20 18:48 | Комментариев: 31

Некоторое время назад на ЛитСети была опубликована беседа Эризн и Murrgarit'ы на тему "Как мы пишем стихи?"
А теперь хочу предложить (и предлагаю) авторам и читателям сайта ознакомиться с нашей с Татьяной Впленуиллюзий беседой на тему "Как вы читаете стихи?"
____________

– Таня, приветствую! )
Я предлагаю такой формат беседы: сначала я задаю вопрос, Вы на него отвечаете, потом я отвечаю на свой вопрос, и уже Вы задаёте свой вопрос, и я на него отвечаю, и так далее. До десяти вопросов. Каждый задаст по пять.

– Добрый вечер, Андрей. Давай "на ты". Я рада пообщаться в любом формате. Главное для меня искренность собеседника. Тематика мне понятна, жду вопроса.

– Хорошо, Таня, "на ты". )

1. Нравилось ли тебе читать стихи в детстве? И вообще, когда ты "открыла для себя" поэзию, когда она стала для тебя интересна?

Таня (Т):
Не могу сказать, что мне в детстве нравилось читать стихи, но это было привычным и само собой разумеющимся. Моя мама работала учительницей начальных классов и приобщала меня к тому, что считала нужным и важным. Поэзию для себя открыла лет в 17, когда поняла, что проза не даёт мне достаточного пространства для того, чтобы гасить свои эмоциональные всплески. Нравилось читать что-то грустное о любви, безответной любви. Тогда мне казалось, что счастливый период у влюблённых слишком короток, а то, что я не одинока в своих переживаниях, как-то успокаивало. Вообще-то мне и сейчас нравятся стихи, которые наполнены эмоциями, заставляют сопереживать, представлять себя в той или иной ситуации, задумываться о том, как бы я поступила в подобной ситуации.

Андрей (А):
Я тоже не был фанатом поэзии. Мне больше нравилась фантастика. Но в какой-то момент, когда я был ещё совсем ребёнком, классе в пятом – я "открыл для себя" Шекспира. Я зачитывался им. Потом появился Гёте с "Фаустом", но это уже где-то в восьмом классе, да и Шекспир перечитывался неоднократно, читались всё более сложные его произведения и всё лучше они понимались... А "Божественная комедия"?! В общем, – подобного рода классика обозначила начало моего отношения к поэзии. А то, что давалось в школьной программе – воспринималось хуже. Разве что Маяковский и Блок (выборочно) нравились. Но никак не Пушкин (надоело заучивать его стихи!), не Есенин, и, тем более, не Некрасов. Но... у нас была хорошая литераторша. И я хочу сейчас выразить благодарность ей, Афанасьевой Ольге Ивановне. Она сумела не привить мне неприятие поэзии. А это очень важно, как я думаю. Любовь – дело наживное, тем более, если отношение к предмету любви изначально не негативное. И ещё большое спасибо маме. Она любила поэзию и разбиралась в ней... Куда как больше, чем я тогда. ))

Т:
2. Прошло много лет, теперь-то ты разбираешься не только в поэзии. А был ли в твоей жизни автор или стихотворение, которое помогло принять решение, кардинально изменившее твою жизнь?


А:
Нет, я не помню такого. Были стихи, которые заставляли плакать, хохотать, грустить и радоваться. Но чтобы решение принимать на их основании... нет. Другое дело, что поддержать в уже принятом решении – такое случалось.

Т:
У меня тоже такого не было. Но, вот что интересно, пока сама не начала рифмовать, считала, что стихи автор пишет о том, что реально видел и пережил. А потом поняла, что пишут чаще о том, что происходит где-то поблизости. Не каждый решится оголить свою душу перед другими.

А:
3. Вот! И мы переходим к вопросу об интимности. Интимности не только писательства, но и чтения.
Как ты выбираешь то, что читаешь? Ведь это тоже интимный процесс. Где ты ищешь авторов и стихи для прочтения? Покупаешь ли книги в магазинах? Благодаря чему ты что-то прочитываешь, а что-то проходит мимо тебя? Что подталкивает тебя к выбору, что его обуславливает?


Т:
Я не оригинальна. Мне более интересны современные авторы. Специально их не ищу. Так как участвую в командных конкурсах, то нахожу интересных для себя авторов, читая конкурсные стихи. Татьяну Смирновскую, Маргариту Шмерлинг открыла для себя, побывав с ними в одной команде. Виктора Воскресенского нашла случайно в ленте, нажав наугад, и теперь слежу за его творчеством. Олега Русских открыла на Стихи.ру – он зашёл на мою страницу, а я решила почитать то, что было у него выставлено. Но его новые стихи уже не цепляют. Есть любопытные стихи на страничке Джона Фрай, но она давно не пополняется. Где теперь можно прочесть новые стихи этого автора не знаю, а хотелось бы. На ЛитСети много достойных авторов, поэтому захожу и почитываю то, что выставляют в ленте. Но в последнее время чаще встречаются стихи красивые, грамотно написанные, но непонятные. Михаил Кульков – неплохой автор, но частенько его стихи кажутся заумными, а это мне, как обычному читателю, скучно. Перечитываю только то, что задело за душу и постоянно к этим стихам возвращаюсь. Иногда к выбору подталкивает название, иногда имя автора. А бывает, открываю страницу по наитию. Книги покупаю после творческой встречи с автором, но теперь реже. Когда слушаешь стихи в авторском прочтении – это одно, когда читаешь сам, то задевает всего несколько стихотворений. Без автора и его харизмы стихи почему-то тускнеют.

А:
Тут мне сложно сказать – как я делаю выбор. В сети, на тех сайтах, где я зарегистрирован, я стараюсь читать всё, публикуемое избранными мной авторами. А на ЛитСети – вообще всё. Книги в магазинах покупаю. Когда захожу в книжный – всегда иду к отделу "Поэзия" – и смотрю новинки. Если вижу знакомых авторов, чьих книг у меня в библиотеке нет – проглядываю содержание, и, возможно, покупаю. Если вижу авторов не знакомых – прочитываю несколько стихов, оцениваю необходимость сборника этого автора в моей библиотеке, и принимаю решение – покупать или нет. То есть я стараюсь как-то отслеживать текущее состояние русской поэзии. Плюс стараюсь не упускать из внимания и зарубежку, но там о новинках речи не идёт. Раньше я выписывал много журналов: Новый мир, Дружбу народов, Юность, Неву, Иностранную литературу... и было проще. Сейчас я ничего не выписываю. Поэтому о многих авторах просто не знаю.
А обуславливает выбор сродство эстетического подхода моего и автора. Например, я без особого пиетета отношусь к "серебряновекцам". И они у меня есть в библиотеке, конечно, но... в "непополняемом списке". А вот более современные авторы – мне нравятся. Их книги даже ищу...

Т:
4. Вроде бы живём в мире, который позволяет развиваться людям с различными интересами и стремлениями. Как ты думаешь, почему так сложно отыскать современного автора, который близок своим мироощущением к тому, что волнует именно тебя?


А:
А я не согласен с этим утверждением. Вполне реально отыскать. Нужно просто знакомиться, читать... и таковой найдётся. И снова, и снова найдётся… Другое дело, что не все ищут. Ведь если я ищу, то не факт, что ищут меня. Не факт, что ищут меня там, где я есть. Поэтому я бы скорее говорил не о сложности с поиском автора для конкретного читателя, сколько о сложности поиска читателя для конкретного автора. Хотя, конечно, авторов много, и всех их не объять вниманием, да и времени на всех не хватит, а потому народ читает в первую очередь тех, кто "на слуху" или "в своём авторском окружении". То есть, кто-то, может, и ищет, но сколько авторов "всё не там где-то".

Т:
Я не говорила, что отыскать нереально. На мой взгляд, это сделать достаточно сложно. Не знаю, как у тебя, но мои интересы меняются часто. К тому же одно и то же стихотворение может при прочтении остаться незамеченным, или неожиданно открыться по иному. Меня впечатляет то, что созвучно моему настроению в данную минуту. Бывает так: открываешь авторскую страничку, начинаешь перечитывать то, чем совсем недавно зачитывалась и удивляешься. Как же это могло показаться необыкновенно свежим и впечатляющим!!! Кстати, то что "на слуху" действительно редко заинтересовывает.

А:
5. Вот, и мы подходим к интересному вопросу: можно ли оценивать стихи иначе, чем через личное восприятие? Которое не стабильно. И раз оно не стабильно, то что значат все оценки? Как мы судим на конкурсах, если судим? Много ли стоят наши рецензии, когда мы их пишем?


Т:
Наши рецензии – это наше отношение к прочитанному. И вряд ли удастся погасить личное восприятие читателей, а тем более судей. Судьи – обычные люди, которых что-то тревожит, что-то радует и что-то пугает. Возможно, на их восприятие влияет ещё и груз ответственности. Не знаю, сама никогда не судила на конкурсах. Только творчество и оценки, на мой взгляд, не пересекающиеся прямые. О какой стабильности может идти речь в столь нестабильном мире? С одной стороны обрастающая слухами коварная пандемия, с другой – парад, на который вынуждают идти людей без их согласия, находя для каждого рычажок, убеждающий сделать то, чего не хочешь. Я не верю, что стихи можно оценить, если отключишь личное отношение. Правда, меня часто одолевают сомнения. Убеждена в том, что рецензии не всегда написаны искренне. На сайте, как и в жизни, есть желание угодить или же, напротив, поддержать кого-то против кого-то. Так что оценивать рецензии – не мой конёк. Я больше отмалчиваюсь, не хочу никого обижать. Читаю, а мне непонятно или не нравится то, что читаю. А ниже – фонтан восхищённых откликов. Пройду мимо. У меня нет ни времени, ни сил вступать в спор, который ведёт в никуда.

А:
Здесь я во многом с тобой согласен. Стабильности нет (хотя пример с коронавирусом и парадом для меня не совсем понятен). И с тем, что рецензии (хотя скорее, отзывы, на мой взгляд) пишутся зачастую неискренне – тоже согласен. Однако, несмотря на весь субъективизм, понять хороши стихи или нет – реально. Скажу о себе. Я с очевидностью вижу, что стихи Ахматовой хороши. Однако, они в массе своей не трогают меня. То есть я могу оценить стихи, несмотря на некое равнодушие к ним. Или, к примеру, Величанский. Очень мне нравится, но шероховатости в его стихах я вижу, хотя они мне не мешают восторгаться его стихами. Так что мои оценки что-то, да значат. Несмотря на весь субъективизм и не стабильность восприятия.
А сужу я, оценивая три аспекта произведения: технику, художественность и личное восприятие. Причём, оценивая технику и художественность, я стараюсь отвлечься (и в значительной степени мне это удаётся, на мой взгляд) от личного восприятия. Совершенно отвлечься. То есть я в эти моменты препарирую стихи. Возможно, пример не удачный, но представим себе ветеринара, оперирующего пёсика. Не важно, любит ветеринар пёсиков вообще или нет, этого конкретного пёсика или нет – не думаю, что для него невозможно отвлечься от чувств и просто делать своё дело. Так что когда я препарирую текст – мне моё отношение к нему вполне удаётся не замечать. И даже когда собираю стихи воедино по концу препараторской деятельности, как пазл собираю – всё равно удаётся не особо обращать внимание на субъективность во всех её проявлениях.

Т:
Мне придётся отклонится немного от темы нашего разговора. На мой взгляд, то, что очевидно для одного человека, часто непонятно для других. Поэтому никогда не пытаюсь углубляться в разъяснения личных ассоциаций в связи с теми или иными событиями. Твое упоминание о Величанском подтолкнуло меня перечитать кое-что из его творчества. Мне тоже он интересен. Именно потому, что он понятен и прост для меня. А ещё и потому, что в его стихах считываю эмоции, которые меня трогают.
"По чужим октябрям
чьи-то птицы кричали,
в чьих-то парках трещали
листопадов слои…
Мы с тобою еще
никогда не встречались,
и теперь наконец-то
это нам предстоит"
.
Возможно, мне не дано отвлечься от своих субъективных впечатлений от прочитанного. Именно шероховатости, которые о чём-то напоминают, с которых я считываю эмоции, помогают мне понять не столько автора, больше себя. Для меня это очевидно. Для тех, кто судит конкурсантов, есть много других критериев при оценке стихов. И владеть техникой написания автору, который хочет быть замеченным, необходимо. Настало время задать очередной вопрос.
6. Почему гениальные стихи часто остаются незамеченными сразу?

А:
О, это одновременно и простой, и сложный вопрос.
Простой, потому что можно легко отделаться ответом: "Потому что гениальные стихи опережают время, и основная масса читателей ещё не готова принять их и включить их в свою эстетико-ценностную систему". А сложный – потому как вопрос упрётся в социальную психологию: почему общество столь консервативно? И тогда необходимо будет начать разговор о механизмах цивилизационного развития, о сдерживающих факторах социального прогресса (или, точнее, того, что впоследствии могут назвать прогрессом... а могут и не назвать...).
Что бы ни говорили, но есть всё-таки некий "усреднённый читатель". А он – ведом привычкой. Ему сказали: "Вот – гений!". И он уверывает в это. Уверывает, не понимая почему тот товарищ гений, а просто потому, что ему об этом сказали авторитетные для него люди. А про тех авторов, про которых не сказали – его суждения не сформированы. И если этот другой, не представленный ему авторитетами автор, пишет непривычно, то вероятнее всего он будет выведен за рамки авторов вообще. Однако этот подход влечёт за собой стабильность и преемственность в общественных отношениях. Потому как если бы это было не так – общество заблудилось бы в нововведениях разного рода литературных диссидентов, революционеров, нигилистов... и никаких эстетических норм не стало бы. А это может повлечь за собой угнетение и потерю этических норм, что, вообще говоря, страшно. Так что как бы это не было печально для гениев – только по истечению времени они могут получить такой титул. Ну, или если им не повезёт жить в переломное, иногда называемое "интересным", время – в этом случае гением можно стать при жизни. Часто – короткой жизни. Поскольку в это время всё ломается и без участия поэта, причём и сам поэт включён в это "всё".
Вот как-то так думаю...

Т:
Не всегда такие стихи опережают время. В них привлекает скорее самобытность и открытость, отсутствие стеснения в выражении мыслей и чувств, независимость от мнения окружающих. Гениально, на мой взгляд именно то, что лежит на поверхности, то о чём все знают, но в силу определенных причин не могут рассказать без пафоса, восторга или стеснения, т.е.просто, без заумных, вычурных словосочетаний. Но, к сожалению, во все времена на автора давит желание понравиться читателю и он переигрывает с эмоциональным содержимым. Меняются времена, взгляды... и снова начинают замечать искренность повествования, неподдельное восхищение, пугающее отчаяние и удивляться глубине считываемого эмоционального посыла. А достучаться до многих могут лишь единицы, которые просто случайно были прочитаны кем-то, кто имел возможность поделиться прочитанным в нужное время и в нужном месте.

А:
7. То есть в основе авторского успеха лежит пиар и везение?


Т:
В основе авторского успеха лежит не только пиар и везение, но если стихи не нашли своего читателя, то вряд ли об авторе захотят узнать хоть что-нибудь ещё. Но мы ведь хотели поговорить о читателе?!
У каждого человека должно быть увлечение. Это помогает отвлечься от жизненных перипетий. Если мне станет неинтересно писать, я перестану этим заниматься. Но читать я продолжу, так как это не может мне надоесть. Но скидывать со счетов случай, думаю, не стоит. Вся наша жизнь – это череда случайных встреч и открытий.

А:
Но ведь авторский успех и читатель связаны друг с другом. Поэтому я думаю, что тема успеха – "читательская тема" не в меньшей степени, чем "авторская". И да, я согласен с тем, что "скидывать со счетов случай" не стоит. Более того, читая сейчас в инете многих авторов, я вижу, что некоторые из них не уступают своим "не инетным", давно признанным гениальными, коллегам. И случай – выходит на первый план, при наличии авторского мастерства, конечно. Тезис, что "гений и талант проявят себя и пробьют себе дорогу" не работает, а тем более не работает сейчас, когда писательством занялись читатели. Это и хорошо, и плохо.
Так вот, возвращаясь к теме успеха в "читательском подходе" к ней, – я полагаю, что читатель ответственен за успех того или иного автора. И если гений не замечен – дело может быть вовсе не в гении. Читатель (массовый) – нивелирует литературу, выравнивает её... и тем самым – убивает гения, но "подтягивает" ремесленников. Конечно, можно счесть, что гений – тот, кого не удаётся нивелировать и привести к общему знаменателю, но на самом-то деле, мы никогда не сможем узнать, так ли это. Случайность успеха, на мой взгляд, – закономерна, как бы афористично это ни звучало.

Т:
К сожалению, число людей, которых действительно увлекает чтение, а тем более стихов, не растет. Не стану спорить о закономерной "случайности" успеха автора, но без того, что кто-то, им увлеченный, займётся продвижением его творчества, заинтересует соседей, знакомых, коллег и т.п. не станет в наше время известным в широких кругах и популярным ни один автор. На эту тему можно долго спорить. И огромное число пишущих очень затрудняет возможность найти действительно одарённого и многогранного поэта. Читала десяточку от Елены Тютиной-2 мужскую. Твои "Два старика" уникальны! Это – поэзия. Но многие ли читатели их прочли? В этом и трагедия не только нашего времени. И теперь вопрос.
8. Чем может заинтересовать современного читателя автор, который ещё только начал оттачивать свой почерк? Что привлекает тебя, как читателя, в стихах молодых авторов, т.е. тех, у кого жизненный опыт пока недостаточен?

А:
Ну, первое, что меня влечёт к чтению новых авторов – любопытство. Если не происходит разочарования – я продолжаю любопытствовать, но теперь уже более системно. Я стараюсь понять, что мне понравилось так, что я отметил те или иные стихи. Это помогает понять себя и "свой путь в искусстве". ))) Я ищу свежесть и новизну образов, изящество формы, которая может быть таковой даже в простоте четырёхстопного ямба. Я примериваюсь – интересно мне озвучить эти стихи или нет? Так что новым авторам нужно искать свежесть мысли, лаконизм в её передаче (или передаче чувства), а вот бессистемно наполнять текст малосвязными, пусть и красивыми, образами, на мой взгляд – надо отучаться. Многие молодые авторы этим грешат. А опыт... знаешь, жизненного опыта хватает у всех. Даже у пятилетнего ребёнка его уже столько, что "мама не горюй" (это я по себе помню). Он его литературно выразить не может. А вот мог бы – могло бы классное произведение получиться. Так что молодым авторам нужно учиться писать, а для этого нужно писать... накапливая писательский опыт и радуясь критике, которую анализировать надо внимательно и без обид.

Т:
Я тоже в стихах молодых авторов ищу свежесть и новизну образов. А вот умение выражать мысли литературно, действительно, приходит только со временем и накопленным писательским опытом. Тут не поспоришь. И критика начинающих авторов более опытными сотоварищами по перу чаще их возмущает, чем заставляет задуматься и проанализировать написанное. Свежий взгляд на привычные, обыденные вещи – это прекрасно. Хотелось бы видеть и глубину. Хотя ещё меня притягивает позитив и оптимизм, которым густо пропитаны даже наивные строки молодых авторов, которые каждый день для себя открывают то, что давно известно другим. Умение передавать восхищение и радость без фальши – редкое качество, оно и среди аксакалов редкость.

А:
Ну и последний мой вопрос.
9. Сейчас, когда интернет-поэзия стала столь всеобщей, нет ли у тебя ощущения, что поэзия в её стандартном формате (автор – издательство – книга – читатель) – уже пройденный этап поэтической коммуникации. И что поэзия стала менее качественной. Поскольку читатель в массе своей не готов к критической оценке произведений, не понимает её – и ценит стандартные штампованные тексты на банальные темы, банальными словами выраженные. Нет ли ощущения, что настоящая поэзия становится всё более элитарным искусством?

Т:
Сейчас любой автор за деньги может издать всё, что угодно. Издательства волнует прибыль, а человек, который готов платить и не доставляет хлопот, связанных с реализацией изданного – это источник безбедного существования и процветания. Зачем ставить барьер перед автором, который готов заплатить? В нашем литобъединении есть поэтесса, которая за последние пару лет написала и с помощью различных издательств выпустила серию сборников стихов, объёмом где-то по 250-300 страниц каждый. Я не буду здесь говорить о качестве этих стихов, но когда на одной из презентаций я услышала, что она может написать 8-10 стихов за день, я поняла, что даже заикаться о качестве стихов не имеет смысла. Ей просто нет времени к ним возвращаться. Её творчество поставлено на поток. О каком свежем взгляде на события и отношения может идти речь? Что кроме общеизвестных штампов там можно найти? Чему научат зарифмованные наспех строки? И она не одинока. На мой взгляд, настоящая поэзия никогда не станет поточным производством. Поэзия – это то, что волнует, заставляет остановиться и задуматься, а через некоторое время вернуться и пережить вновь некие эмоции, или открыть для себя что-то новое. К сожалению, огромное количество пишущих стихи – это уже почти не управляемый поток. Нет, скорее болото, в котором непросто отыскать что-то действительно стоящее и запоминающееся.

А:
Да, согласен с тобой. Но что в итоге? На мой взгляд в итоге настоящая поэзия всё дальше и дальше отходит от читателя. Если раньше можно было быть уверенным, что купленная тобой книжка стихов действительно содержит поэтические произведения, то сейчас этой уверенности нет совсем. И "подкованный читатель" формирует для себя список тех авторов, которых читает. А на других он уже не смотрит, поскольку даже не знает как их найти, неизвестных ему хороших авторов. Интернет уничтожает поэзию (да и не только поэзию), на мой взгляд.

Т:
Интернет уничтожает не только поэзию. Ещё немного и уйдёт поколение, которое помнит что такое простое человеческое общение. Сейчас можно себя придумать, приукрасить и выставить напоказ то, что раньше считалось неприемлемым. Жизнь напоказ – это норма. Только жизнь ли это? Желание получить рекордное количество подписчиков, лайков в соцсетях, чтобы этим хвастаться перед менее "успешными" – это то, к чему стоит стремиться? Но вернусь к читателю. Он сейчас менее привередлив, чем раньше. Ничего удивительного в этом не вижу. Как-то на издательский конкурс посылала сказку. Меня попросили заменить некоторые слова в тексте, которые по мнению жюри не поймёт дошкольник. Спорить я не стала и заменила. Раньше всегда считала, что сказку маленькому ребенку читает кто-то из родителей, которые всегда готовы ответить на вопросы своего чада, если такие возникнут. Конечно, есть определенные критерии оценки авторских работ. Но разве нужно разжёвывать каждое действие? Должна оставаться недосказанность, почва для размышления над прочитанным. Читатель должен задуматься и решить, что же будет дальше или почему произошло именно так, сам решить что же ЛГ сделал не так и почему это с ним произошло... Или же прочувствовать переживания, которые ему напомнили о чём-то о своём.
10. Как ты думаешь, почему современный читатель отдаёт предпочтение не сложным в прочтении, заставляющим переосмыслить поступки не только героев, поэмам, а лёгким, c налётом юмора стихам?

А:
Потому что так проще, а думать над сложным, задумываться – это работа... не оплачиваемая. ))
Но это всегда было так. Другое дело, что даже те "лёгкие, с налётом юмора стихи", которые были раньше, – в основном были поэзией, а теперь они в массе своей потеряли это качество. К тому же, массовый читатель стал массовым писателем, обнаружив, что это так просто – донести свои тексты до народа. А таланта к писательству этот массовый читатель не приобрёл. Вот и понеслось... сами пишут, сами читают... вот и цепная реакция. Так сказать, "положительная обратная связь" (выражаясь техническими терминами). И развращение "читательской массы".

Т:
Было всегда. Не спорю. Но сейчас – это стало пандемией, которая скоро заразит всех. Зачем тратить время и силы на изучение азов написания стихов? Многие считают себя поцелованными Богом. И читают или просматривают то, что попадается на пути с позиции "а чем оно лучше моего шедевра и за что у него столько восхищённых комментариев". Обижаются, не понимая почему их стихотворение осталось незамеченным. Читательская масса действительно балуется написанием "нетленки". И, увы не особо пытается соответствовать...а чему собственно нужно соответствовать? Разве это развращение? Это скорее нежелание прислушиваться к советам. Зачем самодостаточному автору, имеющему, пусть узкий, круг читателей-почитателей обращать внимание на робкую критику коллег, которые просто не хотят обидеть?

А:
Наверное, незачем. )
Ну что ж, Тань, будем считать разговор состоявшимся. Каждый задал свои пять вопросов. Спасибо тебе за беседу.
Теперь посмотрим, заинтересует ли она авторов и читателей сайта.

Т:
Тебе тоже спасибо. Посмотрим.

____________
Диспуты и опросы | Просмотров: 1141 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 03/06/20 16:01 | Комментариев: 49

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале МирМуз

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)

P.S. При возникновении проблем с прослушиванием на том сайте, часто помогает нажатие на значок с синенькой дискеткой "Прослушать во встроенном проигрывателе браузера".
Декламации | Просмотров: 623 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 30/05/20 00:14 | Комментариев: 4

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале МирМуз

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)

P.S. При возникновении проблем с прослушиванием на том сайте, часто помогает нажатие на значок с синенькой дискеткой "Прослушать во встроенном проигрывателе браузера".
Декламации | Просмотров: 585 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 29/05/20 21:45 | Комментариев: 2

Морковь и гречка… Сей рецепт не нов:
добавить мяса – и получим плов.
А если вместо гречки будет рис –
то ты, как повар, – явный классицист.
Добавь изюм, чеснок и посоли.
Маслин нарежь в кастрюлю штуки три.
И о кастрюле… – лучше бы казан,
но это так… лишь если ты гурман.
Теперь готовка: медленный огонь,
воды повыше риса на ладонь.
Помешивай не часто, только низ, –
без фанатизма, в общем, обойдись.
В итоге ты получишь результат,
который все отведать захотят.
…А масло не забыл полить туда?
И мясо там кусочками?..
Балда!
Поэзия без рубрики | Просмотров: 586 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 28/05/20 00:13 | Комментариев: 8

Написано на коллективный блиц-проект "В веночке". На выходе получился венок французских сонетов по заданному магистралу. Ниже приведён мой вклад в это действо.

И сумерки серели, как затоны,
в которых поселилась тишина.
И груз в душе, тяжёлый, многотонный…
И свет любви закрыла пелена…

И в этой пелене, тягучей, сонной –
Вдруг слово прозвучало: "Прощена!"
И ангелов с небес спустились сонмы.
И рухнула бесчувствия стена.

Ночь в сердце завершилась, ясный день
Открыл глаза мне, слышалось: "Надень
Одежды шёлк, и празднуй – время счастья!"

Но дьявол жив! И прежний мрак, и тлень –
Вернулись вновь, продолжила молчать я.
И двигаться, и думать было лень.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 593 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 27/05/20 13:49 | Комментариев: 36

я буду рядом – тем убью тебя,
как ты меня убил тем, что не рядом
со мною находился столько зим,
которые текли круглогодично…

а хочешь – жить оставлю?
дурачок…

а я смотрел на голые колени,
на волосы, на грудь, на кисти рук…
и молча думал – дурачок конечно…

вот так и наступило это лето.
последнее…
Поэзия без рубрики | Просмотров: 537 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 26/05/20 18:38 | Комментариев: 6

На разных берегах одной реки
сидят непримиримые враги,
уставившись в одно и то же место.
Они сидят давно, не первый год.
Всё ждут, когда соперник проплывёт…
Но сколько ждать им – богу неизвестно.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 534 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 25/05/20 11:03 | Комментариев: 4

Щетину сбривая, глядишь в зазеркалье,
мечтая отбросить лет сорок долой.
Забыть про болячки, работу, печали,
проблемы с деньгами и скуку с женой…
Забыть про герань эту, что подоконник
давно украшает цветеньем своим.
Забыть про...
Забыть?
......... Нет. Мне хочется вспомнить
то время, в котором я не был седым,
то время, когда всё мне внове казалось,
непознанный мир был наполнен игрой,
и девочка рядом Алисою звалась...
Алиса, всё помнишь? Я – нет.
..................................... Бог ты мой! –
какими мы, юные, глупыми были,
когда торопились скорей повзрослеть,
чтоб бриться, к примеру...
Смешно…
Получилось!
Седая щетина. Забвение. …
Поэзия без рубрики | Просмотров: 533 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 23/05/20 11:03 | Комментариев: 13

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале МирМуз

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)

P.S. При возникновении проблем с прослушиванием на том сайте, часто помогает нажатие на значок с синенькой дискеткой "Прослушать во встроенном проигрывателе браузера".
Декламации | Просмотров: 600 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 22/05/20 14:32 | Комментариев: 4

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале МирМуз

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)

P.S. При возникновении проблем с прослушиванием на том сайте, часто помогает нажатие на значок с синенькой дискеткой "Прослушать во встроенном проигрывателе браузера".
Декламации | Просмотров: 583 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 22/05/20 14:28 | Комментариев: 2

весна апрель поэтов стаи
стихи слагают кое-как
взамен чернил предпочитая
коньяк


пришла весна зацвёл штакетник
цветы покрыли серость скал
и камасутру дед столетний
листал


снега оставили газоны
поскольку кончилась зима
и обнажились терриконы
дерьма


проснулась муха в центре рамы
сверчок паук все тут как тут
и с новой силой тараканы
снуют


пришла гроза в начале мая
сверкают молнии гремя
от интернета отучая
меня


гроза я выключил компьютер
свет холодильник и утюг
и захотелось для уюта
подруг


весна красна скворцы и пчёлы
грачи затуркали ворон
лишь конь смурной и невесёлый
сезон


на девичьи любуюсь формы
весной и помечтать не грех
как я легко и плодотворно
их всех


гулять хожу я без опаски
когда я покидаю дом
ношу очки перчатки маску
кондом


я в гости пригласил соседку
поскольку знойная пора
сказал я раздевайся светка
жара
Поэзия без рубрики | Просмотров: 517 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 22/05/20 14:11 | Комментариев: 6

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале МирМуз

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)

P.S. При возникновении проблем с прослушиванием на том сайте, часто помогает нажатие на значок с синенькой дискеткой "Прослушать во встроенном проигрывателе браузера".
Декламации | Просмотров: 561 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 21/05/20 15:26 | Комментариев: 2

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале МирМуз

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)

P.S. При возникновении проблем с прослушиванием на том сайте, часто помогает нажатие на значок с синенькой дискеткой "Прослушать во встроенном проигрывателе браузера".
Декламации | Просмотров: 589 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 20/05/20 12:10 | Комментариев: 0

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале МирМуз

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)

P.S. При возникновении проблем с прослушиванием на том сайте, часто помогает нажатие на значок с синенькой дискеткой "Прослушать во встроенном проигрывателе браузера".
Декламации | Просмотров: 583 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 19/05/20 16:35 | Комментариев: 4

Они умоляли: "Сжальтесь!", –
но не были прощены.
И день продолжался дальше –
день мести за смерть жены.

Он бил их с безумной силой,
он органы им отсёк.
"Она ведь и вас просила!", –
кричал пацанам в лицо.

И только когда за лесом
воздвигся заката храм –
он тех пацанов зарезал.
Затем закололся сам.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 663 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 18/05/20 21:07 | Комментариев: 26

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале МирМуз

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)

P.S. При возникновении проблем с прослушиванием на том сайте, часто помогает нажатие на значок с синенькой дискеткой "Прослушать во встроенном проигрывателе браузера".
Декламации | Просмотров: 553 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 18/05/20 16:45 | Комментариев: 2

Мне здесь не очень удобно размещать аудиофайлы в силу их размера, поэтому просто сошлюсь на материал, размещённый на другом сайте.

Мелодекламация на портале МирМуз

Буду рад, если вы заглянете туда.
:-)

P.S. При возникновении проблем с прослушиванием на том сайте, часто помогает нажатие на значок с синенькой дискеткой "Прослушать во встроенном проигрывателе браузера".
Декламации | Просмотров: 543 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 17/05/20 23:33 | Комментариев: 7

Преступление было совершено чрезвычайно нагло ясным летним утром и на виду у двух пожилых свидетелей. И хотя эту пару нельзя было отнести к поборникам высокой морали, поскольку их действия удивительным образом напоминали действия преступника, а точнее, преступницы, – их горе было явно неподдельным. Однако главную причину этого скорбного чувства, – стояла ли за ним горечь от разочарования, боль утраты или зависть к удачливой конкурентке, – теперь уже было невозможно определить. Поэтому никто впоследствии и не задавался этим вопросом.

Как ни странно, самой спокойной выглядела мать погибшего. Это спокойствие и кощунственно прозвучавшие, обращённые к свидетелям, слова: "Не стоит так убиваться! Бог дал, Бог взял. Я ещё молода, и дети у меня ещё будут, пусть и не столь исключительно прекрасные, как этот, убиенный… Я вас обязательно с ними познакомлю. Всё ещё впереди…", – наводили на мысль, что, возможно, здесь имел место сговор между преступницей и столь хладнокровно-равнодушной пострадавшей. Но и этот важный аспект события также не заинтересовал следствие.

Тем не менее, и, как ни странно, слова небезутешной матери успокоили в голос рыдающих свидетелей. Переглянувшись и утерев опухшие от слёз глаза, они приступили к печальной процедуре прощального ритуала. Дрожащими от пережитых чувств руками они печально отделили скорлупу от её расплескавшегося содержимого, сложили эту скорлупу в чем-то неуловимо напоминающую гроб шкатулку, а затем бережно спрятали её в неприметный сундучок, стоящий за печкой. Потом они вымыли пол и позвонили в службу дератизации. Преступницу ожидало суровое и неотвратимое наказание – многолетняя каторга на плантациях репы…

…А в это время из королевского дворца выехала небольшая, но представительная кавалькада сыщиков во главе с принцем, бережно прижимавшим к груди важную улику – маленькую и очень изящную хрустальную туфельку, ощутимо пахнувшую тыквой. У Службы опеки королевства наступали сложные времена…

Но это уже совсем другая история...
Проза без рубрики | Просмотров: 636 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 16/05/20 16:10 | Комментариев: 8

... Честное слово, не люблю я писать пародии. Делаю это крайне редко. Причём ведь, на мой взгляд, довольно добрые пародии пишу. Однако почему-то получается так, что в большинстве случаев вызывают они у авторов желание меня окоротить. Ну и начинается... Так было с "Крестинами", так было и с этими вот стишками. Что со мной не так?
___________

................ Зал ожидания

................ Был мой дом любовью близких жив,
................ Нет любви которых первозданнее.
................ Стал теперь он гулким и чужим
................ Опустевшим залом ожидания.

................ Был мне мир дворцом красот - глазам.
................ Замок тайн - уму, и пальцам - клавиши.
................ А теперь он весь - большой вокзал,
................ В мир иной составы отправляющий.

................ Был мне Бог лишь смыслом, что проник
................ Утешеньем в тех, кого обидели,
................ А теперь - Он Главный Проводник
................ До конечной "Вечные обители".

................ Вот и душу, словно чемодан,
................ Собираю - кладью дел и совести:
................ Вещи - прах. Уже назначен там
................ Точный час прибытия для поезда,

................ И томленья скорбного итог -
................ Новый Дом, без боли и страдания,
................ Там, где встреча с близкими, где Бог,
................ Нет любви которых первозданнее!

............................................ Lamento


 
Был мир букетом – носу моему.
Ушам моим – игрой на клавикорде,
для сердца метрономом, а уму –
он был загадкой, ребусом, кроссвордом.

А нынче он – вагон, в том спору нет.
И мне здесь – и бесчувственно, и тесно.
Но, может, перепутал я билет,
случайно занимая это место?

Поскольку не озвучил, не изрёк
сравнений всех, и точных, и богатых:
что этот мир для печени, для ног,
для шевелюры, выпавшей когда-то?..

Что этот мир для горла моего?
Для живота, для языка и пяток?
Да мне не хватит века одного,
избавить чтоб людей от непоняток!

Эй, Проводник! Ты высади меня –
вновь распахни в зал ожиданья двери;
туда, где слёзы льёт моя родня,
ещё не отдышавшись от потери.

На встречу с теми, кто от нас ушёл –
мой чемодан-душа не собран мною.
Так дай же мне собраться, хорошо?..
С огромной первозданною любовью.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 517 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 15/05/20 12:43 | Комментариев: 4

Фильм назывался "Такой большой мальчик". Кто его помнит сейчас? А я помню. Мы с мамой смотрели его в ДК "Победа", когда я был во втором классе. Сам фильм мне не понравился. Не было там ни приключений, ни перестрелок с врагами. А был мальчик, который в моём возрасте принял на себя ответственность главы семьи. Тяжёлый был фильм. Об эвакуированных во время войны семьях.

А вот маме фильм понравился. И, выходя из кинозала, она сказала: "Сын, как бы я хотела, чтобы ты был таким же!". И фраза эта мне запомнилась и помнится до сих пор. Помнится вовсе не потому, что я захотел "быть таким же", а напротив, потому, что не захотел. "Я не хочу быть похожим на кого-то, даже ради того, чтобы маме было хорошо!", – эта мысль возникла у меня тогда. Возникла впервые в жизни, осознанно и чётко. В ней было что-то предательское, я чувствовал, что она не правильная, ужасная, но ничего не мог с собой поделать, не получалось у меня думать иначе. Да так и не получилось никогда. И ведь я и тогда понимал, что имела в виду мама, что вовсе не о том я думаю, но всё равно отторгал и не принял эту фразу.

Вот так я и стал большим мальчиком.

Но это не всё, что хочу сказать.

А вот если бы не было того фильма, той фразы, той мысли – каким бы я был сейчас? Когда-то я часто раздумывал об этом. Сейчас – реже, но всё равно… Возможно, я был бы лучше, возможно хуже, но то, что другим – точно. И я, бывает, завидую этому другому…

Я никогда никому об этом не рассказывал. И… извини меня, мама, пожалуйста.
Проза без рубрики | Просмотров: 602 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 13/05/20 17:32 | Комментариев: 12

По ржавой грязной заготовке гуляет острая фреза.
Опилки сыплются в коробку с кривою надписью "Отходы".
И заготовка всё блестючей, уже вовсю слепит глаза,
В отличие от грязной кучи, где стружка, масло и микробы.

Летит и кружится планета, по ней коса – и косит, косит…
Предела совершенства нету, поскольку совершенствов нет.
Планету-мегазаготовку, в итоге тоже в ящик бросят.
И улыбнётся Смерть в восторге. И – в ящик. Потому как – смерть.
Поэзия без рубрики | Просмотров: 530 | Автор: Андрей_Яковлев | Дата: 13/05/20 12:47 | Комментариев: 12
1-50 51-100 101-150 151-200 201-250 ... 401-450 451-475