Пока выбирала стихи в шорт, сто раз прокляла себя за то, что пошла в судьи. Если с первым местом я как-то быстро определилась, тем более, что эти стихи мне очень понравились ещё до того, как были поданы на конкурс, то с остальными было сложно.
В конце концов я решила, что сначала отсеку те, в которых меня цепляют технические неувязки, а среди равных по уровню техники стихов выберу те, что мне попросту больше понравились.
Я очень прошу авторов не забывать, что каждый имеет право на своё скромное мнение (IMHO называется), и каждый имеет право с оным не соглашаться. И помните, пожалуйста, что если мне что-то не нравится в стихе, то к личности автора это не имеет отношения.
Ещё я полагаю, что должна признаться: авторов пяти стихов из шести я помню. Но я не думала об авторах, старалась думать только о стихах. Иначе взяла бы в шорт половину всех стихов, не меньше )))
1 место
14. Иуда
Пишутся долго земные требники:
Кровью любой эпизод замаран.
Дали мне тридцать монет серебряных:
Может, не много, но и не мало.
Я на чужую погибель выменял
Жизнь без сомнительных происшествий.
Будут и козы с тяжелым выменем,
С длинной и тонкой отборной шерстью.
Долго ли деньги добыть, умеючи,
С прибылью выйти с чумного пира?
Будет в достатке различной мелочи,
Хватит поправить весной стропила.
…Низкое небо, тряпье повисшее,
Молнией, словно копьем, прорвать бы…
Будет сестре покрывало с вышивкой
И угощенье еще на свадьбу.
…Черную тучу, как будто мантию,
Силится ветер на землю скинуть…
Выручен выкуп для старой матери,
Все, что останется вместо сына…
…Вытеснят плевелы, что посеяно,
Смешано тесто лепешки пресной...
Где-то седмица до воскресения.
Я не избранник.
Я не воскресну.
Ну вот и ещё один Иуда, не алчный мужик, не страдалец, мучимый изначально тяжкими сомнениями,а такой житейский, по-крестьянски практичный. Но осознание совершённого — с ним.
Интересно, что в этом стихе эпиграф включён в ткань стиха. Когда я читала этот стих впервые, меня огорчила назидательность первых двух строк. Потом мне объяснили, что это — эпиграф. Но раз уж он вплетён в стих, то, хотя бы частично, это огорчение у меня сохранилось. И ещё мне не очень нравится логика следующих строк: «Я на чужую погибель выменял / Жизнь без сомнительных происшествий». Ну как же — без сомнительных, а донос и предательство? Или они — несомненные? )
И, тем не менее, я считаю, что это — одно из двух лучших стихотворений конкурса.
15. Уходя - уходи
"Уходя - уходи". Расхрабриться и вслух сказать
самому себе - так бывает порой полезно.
Если долго стучать двоеперстием об асфальт-
червяки полезут.
Оплести пространство семейное, как паук
паутиной удобств, привычек, смертельной скуки.
Так призывно манит к себе потолочный крюк
оч.умелые руки.
А единственная, та, которой молюсь и кого люблю,
восседающая в небесах то одесную, то ошую,
снизойдёт и поправит на шее моей петлю:
чтобы по фэнь-шую.
Застревая между трёх сосен и двух огней,
маловер не морщится, в раны персты влагая.
Вот пошлейшая мизансцена: расстаться с ней
если есть другая.
Фишка в том, что другой-то нет ни в помине и не окрест,
ни в стихах, ни в песнях,ни в новогламурной прозе.
Под ребром, где-то возле предсердия, дрыхнет бес
в безобразной позе.
Ещё одна история расставания, даже — разрыва. Но совсем не хочется говорить о вторичности, потому что написано с очень личной интонацией, подкупающей отсутствием восклицаний и показного надрыва.
Честно признаюсь, я не поняла, к чему это: «Если долго стучать двоеперстием об асфальт- / червяки полезут.»
По ритмической схеме в слове «одесную» ударение приходится на «е», но правильно оно произносится «одесн'ую»
И одна, видимо опечатка в последней строфе, в перечислении «ни там..., ни там...» надо «и ни окрест» тогда уж.
2 место
2. Апрельский март
На улице обычнейший нефарт –
Погода шепчет, но не богу в уши.
Небесные расхристанные клуши –
Седые облака пригнали март.
Не хочется идти и грязь месить,
Иду. Идут сугробы вдоль обочин.
Удар зимы и крепок, и отточен –
Весны не будет, гранд его мерси.
Запрятанный в асфальт, бурчит ручей.
И слышу только я, что он бормочет.
Свободы
…………..рабства
……………………..русла хочет –
………………………………………очень!
Дождаться пробужденья - часа «че».
И вот он, долгожданный мистер фарт,
Доставивший сугробам похоронку -
На землю льется солнце сквозь воронку
И топит в акварельных лужах март.
Мне, как правило, не очень нравятся описания природы во всех её проявлениях. А этот апрельский март то ли доверительной интонацией , то ли точностью схваченного настроения ЛГ очень привлекателен.
Вот только мне «нефарт — фарт» показались немного чужеродными в этом стихе.
И маленькое предложение авторую Вот в этом месте:
«Не хочется идти и грязь месить,
Иду.» - не лучше ли было бы в конце строки поставить тире? Здесь ведь есть некое противоречие душевного настроя и фактического действия, да? Запятая как бы объединяет их, а тире разделило бы.
16. Налегке
Мы сегодня простимся с тобою, видимо, навсегда.
Я уеду в далекий город в холодной чужой стране.
Нас разделят равнины, горы, но больше всего – вода.
Логичнее дуть на воду, чем горе топить в вине.
В старом унылом доме оставлен ненужный хлам:
Потертый плюшевый мишка, нелюбимая чашка, ты…
Осколки былого счастья ютятся по пыльным углам:
Гитара, пластинки, книги, раковина, мои мечты,
Скорлупа разбитых иллюзий, старый кривой торшер,
«Седая от горя и бедствий», забытая нами любовь,
Тобою составленный список ужасных моих манер
И неплохая коллекция добытых мной черепов.
Мы сегодня простимся с тобою, видимо, навсегда.
С тобой остаются старая кошка и грустная серая моль.
А я уезжаю достойно: без хлама, без слёз и совсем одна.
Обычный багаж: море грусти, память, тоска и ручная боль.
Снова расставание, но совсем другое, иронично-горькое. В долгих перечислениях сквозит привычная усталость и грусть. Знаете, даже удивительно, - стих — сплошные перечисления, но от этого не становится нудным — нисколечко.
К технике претензий нет.
Почему второе место? Чистая вкусовщина, - как говорится, не моё. То ли я в принципе более эмоциональна, то ли меньше устала от расставаний...
3 место
11. Свидание
К ста добавляю еще версту -
крюк к твоему надгробию:
вот я стою на Дворцовом мосту,
плюю на тебя... исподлобья...
Думаешь - нравишься? Нет, шалишь!
Какое мне, право, дело!
Чайками травишь, в душе шумишь...
Ты же мне плешь проела!
То есть - промыла...
Устал от брызг!
Мойку пока не надо...
Где этот крейсер?! - залезу вдрызг -
будет тебе канонада...
Штопаю старые в сердце швы...
Стол накрывай к обеду!
Гость твой всего лишь, Нева...
Увы...
Ну, потерпи, уеду...
Ну, тут, понятно, - это болезненное отношение к Питеру, такая застенчивая любовь под показной грубоватостью, - это мне хорошо понятно и в чём-то близко.
Вообще доолжна сказать, что автору очень хорошо удаётся интонация в стихах, - это качество, на мой взгляд, может произвести двоякий эффект. Либо привлечь читателя, или раздражать его во всё время чтения. Зависит и от читателя, и от стиха.
Мне очень помешали вредные стихотворные слова-паразиты «же» и «лишь».
10. Апрельская дурь
Я врастаю в землю меткой нулевого километра,
тротуар лиловым селем проплывает за спиной,
унося с собою лужи, снег, деревья в белых гетрах,
пешеходов, хрипы ветра, заболевшего "весной" -
как ангиной или корью. Он слегка температурит
(десять градусов на солнце, и уже со знаком плюс),
на обрывках старой прессы ищет формулу микстуры,
и чихает, выдувая облакам на спинах флюс.
Перепуганным моллюском прячусь в недрах капюшона,
поролоновые створки закрывая на шнурок,
наблюдаю, как сползает груз вопросов нерешённых
с плеч на краешек газона. Свежий жизненный урок
растворяется в капели и волнует еле-еле,
обнимается с апрелем обнаглевшая душа,
а вокруг неё порхают в суматошной карусели
чьи-то сорванные крыши, битым шифером шурша...
Яркие симпатичные образы (особенно моллюск понравился), живой темп и шутка в финале, - очень симпатичный стих.
Мне только показалось, что «Свежий жизненный урок» как-то выпадает из задорного тона стиха, - повеяло школьной выволочкой...
Надеюсь, что никого не обидела )))