Эта зарисовка написана по, почти горячим следам форумных дискуссий на одном из тематических сайтов.
Сайт позиционирует себя как площадку для встречи и совместного творчества, в том числе, поющей и пишущей братии, а так же потенциальных купцов на плоды этого творчества.
В соответствии с этим, многие пользователи сайта, из числа поэтов и музыкантов, в глубине души и на её поверхности, надеются немного подзаработать, или, на крайняк, получить солидную порцию лайков и одобрямсов.
Вот тут есть один нюанс. Сайт уже слегка немолодой. Поэтов на нём до... известной всем матери. Ещё и менее известному отцу хватит с излишком.
В основной массе, потенциальные поэты-песенники и те, которые себя таковыми обозначают официально, пишут свои, наиболее удачные творения, в рамках...скажем так, русской песенной традиции: авторская песня, романс, шансон. Ну, или что-нибудь посконное эстрадно-попсовое.
А вот музыканты-жалобщики, зачастую, предпочитают ту самую враждебную музыку, которая веет над нами, принесённая на семи ветрах с той стороны, на которой солнце заходит. Им мало сбить песенку под акустическую гитару, или рояль. На меньше чем вертолёт с оркестром, они не согласны. И даже рок им подавай, не этот ваш говнорок и говнопанк, а в тех же лучших, вражеских вариантах.
В результате ряда недопониманий в связи со всем вышеописанным (и не только), у музыкантов возникают претензии, как к потенциальным, так и к натуральным поэтам- песенникам, то бишь - текстовикам.
Согласно характеру этих претензий, их можно было бы и разложить по полочкам и как-то обозвать (классифицировать), но, поскольку полочек получится много, а лежать на них будет мало чего, буду лепить всё в одну кучу. Кто захочет - продерётся, смочь будет не так уж, чтобы совсем трудно.
Единственное замечу, претензии к поэтам "чистой воды", как к потенциальным текстовикам и к текстовикам де-факто, не сильно отличаются друг от друга. Там где отличаются, постараюсь не забыть отньюансировать.
Также стоит заметить, что текстовики де-факто, зачастую не являются только таковыми. Порой пишут и натуральные стишки. Но это так. К слову.
1. Основная претензия - мать всех этих претензий состоит в том, что поэты и текстовики напрочь отказываются переделывать свои нетленки, затачивая их под музыкальную композицию, которую в черновом варианте, накатал музыкант. Текстовики отказываются реже, так как имеют опыт общения с капризными музыкантами. Поэты, со слов этих самых, капризных музыкантов, практически всегда.
Тут тоже есть свои нюансы. Например музыкант выцепил стих, который ему понравился, без согласования с автором накатал черновой вариант мелодии, а потом, весь такой фельдиперсовый, решил осчастливить автора своим монаршим вниманием, так сказать пост-фактум, одновременно предъявляя ряд претензий к тексту.
Если этот автор - текстовик, компромисс вполне возможен, так как текстовики заточены на компромисс изначально. Если это поэт, тогда музыкант, с большей вероятностью, рискует быть послан к вышеуказанной матери. А если будет слишком настойчивым, то и к вышерядомуказанному отцу.
Но это, так сказать, некошерный вариант. Схватил без просу - получи по носу!
Однако такую же реакцию от поэта можно поиметь, заранее договорившись с ним о том, что вот этот конкретный стих будет взят в песню и пропет этим же музыкантом, или вот этим певцом ртом (портфолио прилагается).
Поэт категорически отказывается кромсать свои нетленки только по одной, вернее по самой основной причине - эти нетленки в целом и каждое отдельное слово, в каждой из них, выстраданы таким неимоверным напряжением сердца и ума и скоммунижжены из таких Высших сфер, что этот жалкий лабух и представить себе не может. Кромсать такие тексты, чистой воды - запредельное святотатство. Рука не поднимается. Да и за их кастрацию ибн профанацию, те самые Высшие сферы могут всяко отомстить. Ну всяким там неписцом на срок и пожизненно. Или превращением из возвышенного душой поэта, в жалкого халтурщика...ага, текстовика.
2. Однако причины побуждающие поэта отказываться от частичного кромсания и совсем не частичного выхолащивания своих текстов могут быть не только "высокодуховными", но и вполне "материальными".
В ряде случаев поэту начинает казаться, что может обрушиться ритмический строй стиха целиком и полностью, либо конструкция станет шаткой и кособокой. В некоторых случаях теряются смысловые нюансы, музыканту напрочь непонятные (или не желаемые им пониматься). Такие моменты возникают не только при выбрасывании слов, как таковом, но и при замене их синонимами, или условно близкими по смыслу словами. Это в том случае, когда отдельные слова не вписываются э... в ритм мелодии, как слишком длинные, или просто плохо/сложно пропеваются, или не дают сделать, так называемые сбивки и паузы. Ну и всё такое прочее...
3. Вот тут, мы уже плавно перешли от выбрасывания к замене. Часто просят заменять слова, словосочетания, а иногда и целые предложения из-за их неудобоваримой зауми, которую, по мнению музыканта, среднестатистический "тили-тили, трали-вали потребитель", не то что не пережуёт, но даже не проглотит, а тем паче, не переварит.
Также существует проблема припева. Иногда музыкант не может вычленить его из готового стишка и просит поэта допридумать этот самый припев. А поэт, который до этого песенок не писал...ну вы поняли. Ему же надо ещё и согласовать, при этом разбивку на куплеты. Короче - заморочки. А если придумает, допишет и пришлёт на сверку поэту, этот самый припев музыкант, реакция может быть непредсказуемой. Правда, не всегда негативной и отрицательной.
А. Вот ещё о синонимах. Меня терзают смутные сомнения, в отношении того, что некоторые поэты просто боятся признаться, что их словарный запас не Айс. А те из них, которые подозревают, или даже твёрдо уверенны, что Гугл Всемогущий предоставит им все возможности для их подбора, либо плохо разбираются в синонимах и не совсем уверенны, что конкретный синоним равнозначно заменит первоначальное слово, либо...скажем так с синонимами слабо работали и не привыкли ими заменять. Отсюда лёгкая неуверенность и тяжёлая мнимость по отношению к этому процессу.
Учитывая все сложные моменты в отношениях с капризными поэтами, капризные музыканты утверждают, что лучшие песни получаются на уже написанную ими музыку. При этом не стесняются признаться, что песни эти относительно, или довольно попсовые. Не заумь. Ну чтож, поверим им на слово. Однако думается мне, что при таком раскладе, найти для сотрудничества поэта им будет архисложно. Текстовика, конечно полегче. Но видно не сильно, так как некоторые музыканты проговариваются порой, что уже давно плюнули на капризных словоблудов и с удовольствием словоблудят для своих песенок абсолютно самостоятельно.
Особенно радикально настроенные, вообще заявляют, что в их песнях тексты не главное, а главное их божественная музыкальная композиция. А слова могут быть даже из разряда "бу-бу-бу, любовь -морковь".
Рассматривается и вариант, когда в готовой группе/ансамбле, тексты пишет вокалист. Это вообще сладкий вариант. Группу знает, их музыкальные предпочтения разделяет, кое-как, или чуть более чем, рифмовать под запросы музыкантов умеет и Вася-кот!
А теперь немного отвлекусь от разборок в целом и много пофилософствую (поною) на тему того, почему поэтам сложно искать и находить компромиссы с музыкантами с ...скажем так, психологической точки зрения.
Начнём с того, что нет такой профессии поэт. Музыкант, художник, танцор - есть. Даже писатель, в некотором смысле, уже есть. А вот поэт - нет.
Не в том смысле, что на поэта не учат. Учат на всяких поэтических слётах и отдельных курсах, с непонятным статусом и туманными перспективами. А в том смысле, что профессии "поэт", не существует как, официально, так и не официально. То есть нет запроса, ни с верхов, ни с низов. Раньше запрос был. Тусили поэты в некоем Союзе Писателей всесоюзного значения. И даже, если на каком-то этапе их накрывал неписец, на хлеб с маслом им государство, от щедрот своих выделяло различными способами. Эта среда довольно неплохо описана АБС в "Хромой судьбе" (Она же "Гадкие лебеди") в части касаемой ЛГ - писателя Феликса Сорокина со товарищи.
Сейчас верхам на всех похер. Хотя бывают ситуационные временные исключения. Самый свежий пример движение "Z-поэзия". Но это не так чтоб уж слишком долгоиграющие проекты. До пенсии на них, на поэтических хлебах, не проживёшь с чувством, с толком и с расстановкой собственного бюджета.
Музыкант может ночью играть в композитора, а днём в аранжировщика, лабуха, лабающего по кабакам свои и не очень, песни и мелодии, или гастролёра в составе музыкального коллектива, в роли третьей гитары слева. Даже если ночные игры в композитора временно, или навсегда закончатся, день, его худо-бедно прокормит.
Художник может целыми днями писать толстомордые портреты во всех регалиях, карандашные зарисовки на улицах, вращаться в рекламной сфере, быть господином оформителем, а ночью в студии, или в коморке/на чердаке, писать очередную Афродиту из пены рождённую.
Даже писатель, может днём штамповать ширпотребные детективы, любовные порно романы и всякие там фэнтэзи ибн альтернативки в формате мягкой обложки, а долгими, мучительными ночами выписывать кружевами по бумаге, роман всей своей жизни. Или повесть, если уже хорошо пожил.
А что делать поэту? Особенно если он не текстовик. Ну даже если пофантазировать... Писать хвалебные оды великим мира сего? Штамповать поздравительные адреса к юбилеям тётьмаш и дядьфедь, а так же различных солидных учреждений? Восхвалять прославленные профессии бизнесменов и офисного планктона, как раньше, рабочих и колхозников? На это нет постоянного запроса сверху, а значит и постоянного дохода. На это нет и периодически-солидного запроса снизу, а значит и дохода непостоянного, но хотя бы...
А раз нет профессии поэта, то у поэта нет толстой шкуры профессионала, которая адаптирует его к тому факту, что есть призвание, а есть ремесло. И иногда они плохо сочетаются на пике куража. И прокорма ради, крайне необходимо периодически спускаться с Небес на землю и енту самую землю пахать и пахать.
А раз поэт это такой "бездельник", то всё своё поэтическое время, он тратит на "нет пределов совершенству", если конечно уважает своё призвание, или просто считает его таковым.
И спускаться с таких творческих вершин к стопам жалкого лабуха с общего сайта, ради мучения с песенкой, которая может и не продаться и, о ужос! - не облайкаться на любимом и единственно-неповторимом сайте, поэту как-то не сильно хочется. Вот если бы сам певец ртом (можете вставить любую фамилию) лично этого поэта, каким-то чудесным образом нашёл (перед этим, каким-то чудесным образом, найдя сайт его обитания) и лично бы его стишок возжелал пропеть! Вот тогда, через губу и нехотя, можно было бы свой стих слегка помучать. А может и не слегка...
Ещё один пример "мнительности"поэта может иметь место в соответствии с тем, как он понимает критическое отношение к своему творчеству со стороны среднестатистического "вокс попули".
Как правило, этот самый, среднестатистический, не имеет даже начального музыкального и художественного образования. Следовательно, результаты деятельности этих творцов более-менее вразумительно критиковать не может. А поскольку народ, в общей массе и чуть в стороне от неё, не так уж глуп, то свои критические амбиции, как правило, старается держать в рамках "нравится-не нравится", что в том же народе ласково обзывается вкусовщиной.
Писателям уже сложнее, так как пишут они прозой, а народ очень даже ничего себе, этой прозой общается. А некоторые даже долго и упорно (почти все женщины и мужики "под градусом").
А вот с поэтами вообще отдельная песня. И ситуация слегка пародоксальная.
С одной стороны, поэты так же поэтят словами. С другой стороны, народ стихами не разговаривает. Ну может иногда вставляет в обиходную речь двустишные ремарки, типа: "гладко было на бумаге...". Собственно и всё.
Ну вот и получается, что вроде поэт для понимания народом близок, но в то же время слегка недосягаем. И эта двойственность, делает его объектом всенародной критики, более чем всех вышеперечисленных. Толстенный фэнтезийный роман не будут разбирать по частям. Даже по главам. Даже по строчкам.
Да и рассказы, не сильно, чтоб уж так...
А стишки будут. И по катренам, и по предложениям, и по словосочетаниям, и даже по отдельным словам. А уж рифмы. Ох, сколько специалистов по рифме в чисто читательской среде (в той, которая на некоторых сайтах ещё уверенно прозябает).
И такой обструганый обструкциями поэт, хоть сколько сумевший "поднять планку" в глазах своих читателей - захочет ли он спуститься со своего личного Парнаса за ради сомнительной славы автора текста двух-трёх песенок с непонятными перспективами, рискуя потерять свое виртуальное "всё". Вопрос...
Короче, всё сложно...
Напоследок ещё один конфликтный момент между поэтами/текстовиками и музыкантами. Это уже из области моральных категорий.
Музыканты, они же, в некоторых случаях и певцы, очень не любят, когда стишок, превращённый ими в песню, автором этого самого стишка, предлагается, или отдаётся "по просьбе", другому музыканту/певцу.
Даже если в каждом конкретном случае речь не идёт о материальной заинтересованности и контрактных обязательствах (пусть и условных), даже если эта песня провисит на сайте лет ...дцать и нигде за его пределами не будет хоть-сколько известна - всё равно так делать нельзя. Как минимум поругаетесь, как максимум - этот музыкант с вами сотрудничать больше не будет.
Тоже, зараза, амбициозные! Прям совсем как наш брат, поэт!