В Соединенных Штатах с энтузиазмом сносят памятники. Причем любые. Героям войны между Севером и Югом. Президентам, портреты которых изображены на денежных купюрах, в частности – Джорджу Вашингтону, первому президенту США – за то, что открыто поддерживал рабовладение. А также Томасу Джефферсону, третьему президенту США и одному из авторов Декларации независимости. Он по наследству получил плантацию, где трудилось несколько десятков рабов – ату его, рабовладельца!
Добрались уже до памятников Колумбу, который стал «крестным отцом» эпохи работорговли.
После того, как 27.06.2020 года спохватившийся, наконец, Трамп издал указ о защите памятников, грозящий погромщикам серьезными штрафами и сроками, их энтузиазм заметно утих. К неудовольствию тех, кто под шумок грабил ближайшие магазины.
Из многочисленных сетевых откликов на американскую заварушку процитирую такой:
«Может, нам показать пример американцам и начать восстанавливать свои памятники, снесенные в 90-е годы. Заодно поставить памятник Сталину. Колчаку есть, Собчаку есть, Солженицыну есть памятник, Сталину почему-то нет, хотя каждый год 9 мая отмечаем день Победы над фашистской Германией при заколоченном Мавзолее. Да и пора вернуть памятник Дзержинскому на свое место».
Ну, про Сталина с Дзержинским чуть позже. Пока же можно отметить, что массовый снос памятников в любую эпоху является указанием на то, что общество меняет идеологию и, соответственно, вектор развития. Так было, к примеру, в древнем Киеве, когда с принятием на Руси христианства в Днепр низвергали Перуна и прочих языческих идолов. А в годы Октябрьской революции, после подписания Лениным Декрета СНК от 12.04.1918 г. «О памятниках Республики», по всей огромной территории страны взрывались и рушились памятники, напоминающие о ненавистном царском режиме.
Читая описания и рассматривая фотографии некоторых из них, нельзя не испытать горечь утраты. Вот, например, памятник Александру II, красовавшийся на склоне Кремлевского холма. Он «представлял собою не только скульптурное, но и архитектурное произведение. Бронзовая статуя Императора в шесть с половиной метров высотой стояла под шатровой сенью, увенчанной двуглавым орлом. С трех сторон памятник окружала крытая галерея, ее потолок украшали 33 мозаичных портрета русских правителей – от Владимира Святого до Николая I. На пьедесталах колонн помещались гербы бывших удельных княжеств и присоединенных к России земель…» Красота!
Казалось бы, кто, как не царь, освободивший страну от крепостного права, достоин такого великолепия. Он был даже прозван «царем-освободителем». Но ведь за что-то его несколько раз пытались убить, и последняя из попыток удалась! Кто же в него бомбы-то бросал? Неужто помещики, разочарованные тем, что царь-батюшка отменил крепостное право?
Минимального экскурса в историю достаточно, чтобы убедиться: Александр II ликвидировал позорящее Россию рабство не в силу глубоких внутренних убеждений, а потому, что понял: «гораздо лучше, чтобы это произошло свыше, нежели снизу» (вот чего никак не мог понять недавно канонизированный Николай II, и в результате «это» при нем произошло-таки «снизу»!). «Царем-освободителем» его прозвали придворные летописцы, а не крестьяне, которые не были довольны результатом реформ: лучшие земли, естественно, остались у помещиков, что и привело впоследствии к восстаниям с разграблениями и поджогами дворянских гнезд. При «освободителе» сели в тюрьмы очень многие, причем отнюдь не за уголовные преступления, а именно за политические убеждения: достаточно вспомнить Чернышевского и Писарева. Польское восстание 1863 года царь подавил с такой жестокостью, что значительная часть поляков оказалась в ссылке, в том числе и в городе Колпино, где я сейчас живу. И не надо полагать, что сам-то царь был хороший, а воеводы плохи: каждый раз, когда дело доходило до личного вмешательства, он требовал ужесточения наказаний. Когда в Варшаве была расстреляна демонстрация, он велел в случае повторения разбомбить из пушек весь город! Царь соглашался с самыми зверскими предложениями небезызвестного Муравьева-вешателя. В области внешней политики он симпатизировал Германии (наверное, из родственных чувств: его дядя – прусский король Вильгельм I) и всячески способствовал ее усилению. За это Германия, как известно, хорошо «отблагодарила» Россию, напав на нее вначале в 1914-м, а затем и в 1941 году…
Вот такой у нас был мудрый царь! И убили-то его не зловредные большевики: Володе Ульянову в год рокового взрыва было лишь одиннадцать лет. Более того – та часть мировой общественности, которая на тот момент считалась прогрессивною, одобряла русских бомбистов-террористов: даже Марк Твен писал, что только в России есть такие замечательные люди, которые ради блага собственной страны, не колеблясь, рискуют жизнью.
Короче, политический террор был и с той, и с другой стороны, ибо действие рождает противодействие.
Итак, свершилась революция, и полетели с пьедесталов памятники и бюсты «освободителю», а их было много – несколько тысяч! И в большинстве своем они воздвигнуты в 1911 году, когда широко отмечалось 50-летие отмены крепостного права. А уцелели, кажется, только в Болгарии, где помнят, как русский царь помог им избавиться от турецкого ига, да в Финляндии и Германии.
Но не зря было сказано: время разбрасывать камни, и время собирать камни. В Санкт-Петербурге памятник Александру II появился в 2003 году. Это копия памятника 1910 года (скульптор – М.Антокольский), дар Украины к 300-летию города. Затем памятники были воздвигнуты в Москве (2005), Туле (2012), Нижнем Новгороде (2013), Шахтах (2015), Гдове (2018)…
Памятники и бюсты Ильичу есть в каждом городе, и даже в некоторых поселках «белеет Ленин одинокий» (шутка Юза Алешковского). Их в России не сносят, в отличие, к примеру, от Украины, где идет кампания по «декоммунизации».
Памятники Сталину начали возводить еще при жизни вождя. Причем – даже в годы Великой Отечественной войны. Если памятник оказывался на оккупированной территории, фашисты над ним глумились: обливали краской, отпиливали голову, либо вообще уничтожали. После войны почти все они, естественно, восстановлены. А затем на ХХ съезде КПСС прозвучал знаменитый доклад Хрущева о культе личности, и памятники Сталину начали покидать свои пьедесталы уже по приказу из Кремля.
Число их вряд ли возможно подсчитать точно, тем более что находились они не только в СССР, но и во всех странах социалистического лагеря. Первым пострадал тот, что стоял в центре Софии: какой-то анархист взорвал его ровно за два дня до смерти Сталина, проявив незаурядное политическое чутье.
И пошло-поехало. Снимали постепенно и без особого шума. А среди них были целые скульптурные композиции, где рядом со Сталиным стояли либо сидели Ленин, Горький Ворошилов… И даже Лысенко, и даже пионерка Мамлакат. Иногда случались курьезные ситуации. Допустим, сидят Сталин с Лениным на чугунной лавочке, мирно беседуют. Наутро горожане проснулись, глядь – Ленин остался один, и беседует, жестикулируя, с невидимым собеседником…В некоторых городах было по два-три памятника Сталину, а в Артеке – целых четыре. Процесс их демонтажа ускорился после того, как по решению ХХП партсъезда Сталинград переименовали в Волгоград, а 31 октября 1961 года из Мавзолея тайно вынесли тело опального вождя.
Я тогда был подростком, но помню, что меня покоробило, когда по радио какой-то генерал стал рассказывать о «незабываемых днях обороны Волгограда». Как же так, думаю, а разве не Сталинград ты защищал?
В Грузии памятник в центре Тбилиси снесли еще в 1956 году, когда после хрущевской речи возникли волнения и стихийные митинги за и против Сталина. Снесли по отработанной схеме: танк плюс трос. На родине вождя, в городе Гори, памятник уцелел с разрешения Хрущева, но был все-таки демонтирован в 2010 году. Вообще следует сказать, что с обретением независимости Грузия вначале сильно полюбила своего великого земляка, а потом резко разлюбила. В 1990-е в городах и весях республики появилось около полусотни памятников и бюстов, но уже с 2010 года начался их планомерный демонтаж.
Зато в России идет обратный процесс. Конечно, ни одна из величественных статуй, над которыми, кстати сказать, работали лучшие скульпторы сталинской эпохи, не восстановлена. Однако скромные бюсты появляются то здесь, то там, в основном по инициативе ветеранов Великой Отечественной и местных ячеек КПРФ. Порой их постигает незавидная участь. Так, в Сургуте памятник Сталину, открытый в сентябре 2016 года, был уже в октябре демонтирован. Возможно, чтобы застраховаться от такого поворота событий, один из бизнесменов поставил бюст на территории своей частной фирмы.
На Украине, где отношение к вождю народов всегда было неоднозначным, памятник в Запорожье, воздвигнутый в 2010-м, не простоял и года. Взорван. Восстановлен в 2011-м, в 2017-м – вновь разрушен…
Теперь о Дзержинском. Он за свои убеждения многократно попадал в тюрьмы, где пять раз встречал Новый Год! В том числе в 1898, 1901, 1902 гг., задолго до возникновения самого термина «большевики». В тюремном дневнике, который он вел, надо полагать, не для грядущей раскрутки своего имиджа, он писал: «Здесь, в тюрьме, часто бывает тяжело, по временам даже страшно… И тем не менее, если бы мне предстояло начать жизнь сызнова, я начал бы ее точно так же».
И еще, тоже из дневника:
«Я всей душой стремлюсь к тому, чтобы не было на свете несправедливости, преступлений, пьянства, разврата, излишеств, чрезмерной роскоши, публичных домов, в которых люди продают свое тело или душу, или и то и другое вместе; чтобы не было угнетения, братоубийственных войн, национальной вражды... Я хотел бы объять своей любовью все человечество, согреть его и очистить от грязи современной жизни...»
Христианский философ Бердяев, который, в отличие от тех, кто сносил памятник Дзержинскому на Лубянской площади в Москве в 1991 году, лично знал руководителя ВЧК, не питал к нему ненависти и вспоминал: «Дзержинский произвел на меня впечатление человека вполне убежденного и искреннего. Думаю, что он не был плохим человеком и даже по природе не был человеком жестоким. Это был фанатик… В прошлом он хотел стать католическим монахом, и свою фанатическую веру он перенес на коммунизм». Еще раз подчеркну: человек, лично знавший Железного Феликса, прошедший через заключение и допросы на Лубянке, не считал его мерзавцем, в отличие от людей, делающих на ненависти к прошлому политическую карьеру.
И, кстати, есть большая разница между сносом памятника возбужденною толпой и законным демонтажем по решению властей. Постановление о демонтаже Железного Феликса выдано постфактум, спустя целых два месяца. Сейчас он стоит в парке Музеон.
Конечно, уже во времена Дзержинского Всероссийская чрезвычайная комиссия оказалась причастна к целому ряду кровавых и явно сфабрикованных процессов. Но представим себе страну, против которой постоянно совершаются диверсии как извне, так и изнутри. На американцев всего один раз за последние годы напали, так они немедленно приняли такие меры, что даже всемирно известный режиссер Стивен Спилберг возмутился. «Сегодня люди готовы пожертвовать огромным количеством своих свобод, чтобы чувствовать себя в безопасности, - сказал он. - Они готовы наделить ФБР и ЦРУ огромной властью…» Вот именно. Если бы у американцев борьба за выживание страны шла каждый день, как у молодого советского государства, а не только 11 сентября 2001 г. (да и тогда-то речь не шла об угрозе существования США), они давным-давно наделили бы ФБР такой властью, что ВЧК позавидовала бы, и наломали бы дров почище наших, в том числе и по количеству жертв политических репрессий. Кстати сказать, ныне сами американцы признают необоснованность большинства обвинений в США по политическим мотивам в так называемые годы маккартизма.
Однако вернемся к памятникам. Те, кто дочитал до этого места, вправе спросить меня: «Так вы сами-то за кого? За Сталина с Феликсом или за царя-освободителя?»
Отвечу как на духу. Если придут ко мне с опросными листами – поставлю подпись и за того, и за другого, и за третьего. Все они, что ни говори, сыграли важную роль в нашей истории. Я вообще против разрушения памятников. Категорически. А что разрушил – восстанови. Для меня любая толпа, сносящая памятники, выглядит отвратительно.
Пусть будет больше памятников, хороших и разных. Они ведь – от слова «память». До каких пор мы будем уподобляться диким талибам, которые взорвали многометровые статуи Будды, культурное достояние человечества?
Казалось бы, есть примеры памятников, поставленных людям, всенародно любимым. Ну, к примеру, Петру I. Никто на этот монумент, насколько мне известно, ни разу не покушался. Даже странно. Ведь этот царь не раз называл своих подданных скотами, приближенных целенаправленно спаивал вусмерть, гомосексуализмом баловался, над церковными обрядами глумился, родного сына пытал и казнил… Списку его многочисленных прегрешений можно посвятить целую книгу.
Любопытная, вообще-то, наука – история! Каждый историк считает себя объективным – но каждый-то находится в плену своих пристрастий. В биографии любого человека, от Александра-освободителя до Феликса Эдмундовича, найдется немало фактов со знаком «плюс» и «минус». Идеальных деятелей в российской истории нет. Как нет и идеальных людей в природе.
И под занавес статьи – несколько рационализаторских предложений, впервые озвученных мною в газете «Ижора-Информ» еще лет тридцать назад.
В условиях непредсказуемого политического климата нам нужны памятники, которые можно быстро снести и столь же быстро восстановить. Один из вариантов: резина, подкрашенная под бронзу. Как только власть сменилась – вытащил затычку, – и пш-шш… Сдулся кумир, причем в буквальном смысле слова.
Другой вариант: подземная шахта. Отчетливо вижу, как в час «Х» откидывается в сторону заслонка, как растет из-под земли бронзовый монумент Железного Феликса на гранитном постаменте, этакая коммунистическая ракета «Сатана», страшилка для либералов и антикоммунистов всех мастей… Дяденьки, я это первый придумал!
Третий вариант: голографический памятник. Современные технологии, наверное, позволят создать реалистичное трехмерное изображение. Завидев приближение разъяренной толпы, сторож дядя Вася просто повернет рубильник.
А памятник из водяных струй, с подсветкой, как вам?
Ну а если серьезно… Я не против любых памятников, ибо со временем некоторые из них могут стать поводом для глубоких раздумий: «Надо же, какой гниде люди поклонялись… Интересно, почему?». Но – категорически против их сноса, а также – против того, чтобы кто бы то ни было призывал меня целовать чей-то бронзовый сапог, будь то царский или чекистский. Истинно, истинно сказано: «Не сотвори себе кумира».