Уважаемые Авторы.
Я прокомментировала все представленные стихотворения. Кроме того, в качестве
дополнения я использовала следующую оценочную табличку:
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая (1 – 10)
2. Сюжетные особенности, композиция (1 – 10)
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) (1 – 10)
4. Эмоциональное впечатление (1 – 10)
В процессе прочтения ваших стихотворений я делала свои пометки – раскрашивала некоторые строчки.
Полный файл с раскраской (и пояснениями по цветам), комментариями и табличками с оценками вы можете скачать отсюда (записано в 2-х форматах):
ПДФ https://yadi.sk/i/d-kDagVOLFiXgQ
ВОРД https://yadi.sk/i/g5FD0FfQqi405A
Ваша Галина Пиастро =============================================================
1. Оставь защиту... Неожиданное начало. Интригует. Далее описание чуть ли не райской обители – хорошо! Убаюкало меня стихотворение, умиротворило.
И вдруг! Финальный троп – вот оно:
«А просто наступило лето в мире,
Где больше нет конфликтов. И людей».
Как красиво, как удачно, что последнее заключение (заклинание?))) выделено в отдельную фразу. Как много этим сказано!
Весьма и весьма хороши почти все рифмы (кроме одной – серенькой))).
Пожалуй, вот только здесь у меня не нарисовалось:
«Здесь руки рек, не скованных бетоном,
Сплетаясь, огибают острова»
Если руки рек сплетутся, то этой связкой острова обогнуть трудно – по смыслу, они расплетёнными должны бы до острова, а уж потом…))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
2. 2020 Марктвеновское «Мир уцелел потому, что смеялся» – вполне можно бы взять эпиграфом к этому юмористическому стихотворению-сну.
Обыграна одна из гипотез возникновения коронавируса: довели люди Землю…
Почему именно о нём речь, а не о гигантском цунами или очередном сдвиге “вегенеровых плит”? Потому, думаю, что есть строчка:
«На причале – люди в масках…» Без неё это вполне могло бы подойти и к описанию другого катаклизма (мало ли – да и не закончился ещё этот високосный 2020 г.)
Чувствуется растерянность ЛГ (не мне его судить))). Он достаточно материалистичен (даже сон!): ни о какой греховности человека перед “небом” речи нет – именно перед Землёй. Напрашивается, что дело в содействии потеплению климата – правда, о том, что вирус “разморозился” (как споры сибирской язвы), тоже нет ничего. Потому финал – формально, весьма удачный, оставляет концовку “открытой".
Стихотворение хорошо читается нарочитым хореем – ловко это сделано – и читается легко. Образность присутствует – вот хотя бы:
«Горизонт остаток "пиццы" отрезает по куску». Забавно!
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 8
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
3. Красный конь Красочная, образная зарисовка. Всё, что касается “сказочного” описания реальностей, мне понравилось.
Немного НЕ – про сны. Ночью они «слепые напасти», но утром призывают
друг друга: «Смотрите…» Порассуждаю (сама с собой): и что это сны так радуются заре, если с её приходом они должны – по опыту моей жизни – исчезнуть, уйти в небытие))? Явно, плохой я романтик.
Отгоняю стаю гнусных подозрений)), что вскрик «заря» вызван тем, что это слово является удачной рифмой к слову «паря».
«Сумерки едут на красном коне,
Рдеет попона заката».
Очень красиво! Солнце, «рубиновый конь», на закате стало менее яростным по цвету.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 6
===========
4. Иркины мимозы Сочетание неприглядных подробностей судьбы «дворничихи Ирки» и высокого рока (музыки, музыкантов) – очень и очень органично в этом замечательном стихотворении. При этом все факты даны не в лоб, что называется, а образно, художественно описаны – выразительными штрихами.
Без слезы, жёстко (хеви), но с сочувствием и даже симпатией к бедолаге, которой выпала такая судьба, или которую выбрала она сама.
Пронзительные строчки:
«Когда-то, в пошлом прошлом веке
метаморфоз цветка в репейник
случился после дискотеки
в порыве к небу со ступенек».
Достаточно скупо, но весьма информативно.
Обращу внимание на «метаморфоз» – слово именно в мужском роде подходит к контексту о преобразовании в мире флоры. Грамотно сказано!))
Не уверена, правильно ли поняла название «Иркины мимозы». Последние строчки это о самой Ирке, сохранившей в себе былое … хорошее, скажу так.
А в первых строчках это о какой-то девушке? Далее след её обрывается.
Это – мне НЕ…
В целом и слог хорош, и лексика удачна, и рифмы вполне.
Очень понравилось!
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 9
2. Сюжетные особенности, композиция – 9
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 10
===========
5. Мимоза Ветка мимозы как залог будущего счастья – вот основная идея этого стихотворения. По крайней мере, ЛГ на это очень надеется.
Вообще говоря, описанию этого уделено всего несколько строчек. Но зато “путь” к этой весенней примете начат аж с предыдущего лета и так по всем временам года и отдельным месяцам вплоть до марта. Всё это немного создаёт впечатление “заполнения паузы”)).
Хотя сами образы примет времени хороши, а некоторые отличны, на мой взгляд:
«Лето сошло нам с рук». /Это особенно понравилось/
«От января в февраль тянется след позёмки.
Солнце, февральский враль, - в небе далеком контур».
Вот рифмы – очень уж приблизительные – не впечатлили совсем.
Совсем не понравилось про ребятню, которая общается с девами посредством шариков мимозы. Девы – нечто из альбомной лирики)).
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 5
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
6. Рыбалка Эдакое залихватски-раздолбайское стихотворение.
Сюжетец на любителя (я – мимо). //На любителя мордобития))//.
Использование инвективной лексики отодвинуло моё уважение к этой довольно тривиальной истории ещё ближе к плинтусу.
Отдельные фразы и оригинальны, и хороши:
«по-достоевски кончив разговор»
и
«охотились лукошки на груздей,
луна за тучей ножиком игралась...»
В целом же – не-а, не понравилось.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 3
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 4
4. Эмоциональное впечатление – 3
===========
7. Внутри Яркое, насыщенное образами стихотворение.
Смысл, заложенный в него, довольно легко определяется: городская осенняя хмарь угнетает ЛГ. Дороги зовут к первозданной природе, к свободе. Но обретённая свобода оказалась “не по зубам”, так сказать. И приходит самоощущение, что вожделенная свобода «внутри».
Кстати, именно это – пока несколько безликое – наречие вынесено в название стихотворения.
Стихотворение насыщено звучными эпитетами, сравнениями, метафорами, гиперболами. Очень впечатляющи отдельные образы:
«иди дикий ветер ловить средь песков и льдин».
Вот экспрессивный фрагмент:
«……………………… Но свободу ту,
у которой пронзительно горький вкус,
усмиряющий, дерзкий, звериный взгляд,
яд стихий первобытных, опасных, мне
не постичь.
Многочисленные анжамбеманы как бы влекут за собой в “путь”, но и слегка укачивают при чтении.
Но… Но некоторые смыслы мне не показались:
«тайно выжгли мне душу, что маета
там давно поселилась…» …..//как согласовано главное и придаточное предложения?//
«а в скалах – древнейший дух
уходящих времён» …//витиевато, слегка нарочито//.
Замечательный финальный троп
«…Я свободу искал – но она внутри» мне показался заявлением о свободе, испытываемой ЛГ в своём самодостаточном внутреннем мире – «внутри».
Правда, чуть выше сказано, что – как рыба в воде)) – ЛГ себя ощущает в городской среде, – ну, пусть так.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 8
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
8. Город заражённый Всё понятно, всё прозрачно: и почему ЛГ оказался “запертым” в своей квартире, и как, и в чём он находит утешение-развлечение, и уверенность, что мир за окном прекрасен, несмотря ни на что. Всё так.
Юмор приятен. Есть несколько особенно ярких фраз:
- «Маринуются в тоске забродившие недели»,
- «Страшно форточку открыть – как бы зло не залетело
И меня не замело в деревянный макинтош...»
Отметила ряд отличных рифм.
Замечаний нет. Но и особого восторга от сюжета тоже.
Хорошее стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 8
4. Эмоциональное впечатление – 6
===========
9. История про непослушную леди Сочетание современной мировой проблемы на запрет передвижений и “староанглийского” стиля изложения – очень колоритное стихотворение получилось!
Сюжет, приметы быта и предметы – всё это соответствует выбранному стилю, от строк веет невозмутимостью и тем самым неповторимым английским юмором в классическом смысле этого выражения.
«Перчатки, пальто, палантин и ботинки
На случай внезапной зимы» – блеск!!
Удлинённые третьи строчки в четверостишиях навеяли киплинговскую ритмику:
“…Ведь знатная леди и Джуди О’Греди
Во всём остальном равны!”
И это только в плюс стихотворению.
Мелочь (пузатенькая))):
«— Куда вы?! — кричали соседи,
— Гуляйте, как все, во дворе!» … //тире с этой строчки следовало бы поставить в конец первой – здесь «Гуляйте…» это продолжение одной реплики, а иначе выглядит двумя//.
Замечательна концовка: гипербола, выданная)) с самым серьёзным видом:
«И вирусов стаи за нею летели,
Но леди догнать не смогли».
На мой вкус, стихотворение – несомненная удача!
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 9
2. Сюжетные особенности, композиция – 9
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 10
===========
10. Потерянный Очень грустная история.
О подобном стиле изложения сюжета говорят: зарифмованная проза.
И я так скажу. Добавлю: хорошо зарифмованная, с относительно сложным рисунком строф (АВВАА), грамотно написанная (ну, парочка коротышек-дефисов вместо тире всё же вкралась) и аккуратно (//мой поклон//) оформленная.
Нет витиеватых образов (что хорошо), но нет и хоть какой-то оригинальности в описании событий – многовато затёртых словосочетаний:
«вставал совсем без сил», «кряхтя натужно», «искренним слезам», «тщедушную фигурку».
И эти не самые удачные:
- «выцвели от снега» …//выцвести текст может от воздействия света, да и то длительного//.
- «Был продрогший весь»…//корявенько//.
Думаю, что это стихотворение всё же найдёт своих более благодарных читателей.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 5
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
11. Мирная держава Общий смысл содержания понятен: подростки ведут себя беспечно, «не желая думать о войне». Но обобщённый ЛГ («мы»), пересказывая поведение класса на уроке по военной подготовке, всё же – между строк, так сказать – несколько сожалеет об этом. Скорее всего, это рассказ-воспоминание уже повзрослевшего бывшего школьника.
Текст идёт как бы от имени не самого благовоспитанного ученика – использована лексика той самой «гопоты», которая мельком упоминается.
Время действия подсказано так:
««Пепси» нет, зато пылится «Ява»,
и портвейна с вермутом полно».
Явно, время советское, 60-70-е годы, похоже.
Замечания:
- Не поняла, для чего так подробно описана внешность военрука. Возможно, его глухота это намёк на то, что воевал в ВОВ. Но это не слишком внятно.
- Не уверена, что на уроке «Военрук … говорит о принципах войны», потому что «принципы» это всё же стратегия и тактика её ведения. Наверное, про воинский устав, оружие и подобное.
- А здесь: «теребя потёртый самиздат». Особенно в те годы понятие «самиздат» имело вполне определённый смысл. Вряд ли это намёк на диссидентскую литературу, которую использовал для урока учитель.
- Не показалось подходящим и название стихотворения.
- Заодно уж: «Слева видно краешек больницы» – правильнее «виден краешек»
Не очень меня впечатлило это стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 5
4. Эмоциональное впечатление – 4
===========
12. Сбой матрицы Ладно и складно. Ритм и рифмы вполне. Некоторые очень даже (отметила). Чёрненький юморок.
«Прописан бабушке час предобеденный -
периодически должна быть съедена»… // хи-хи!))//
А вот и сбой – нет, не матрицы, а предыдущего убаюкивания читателя:
«- Студент Раскольников. Я к Вам из Питера».
Стихотворение типа “ради финальной строчки”.
Что ж: вполне неожиданно, нетривиально. Чем ему эта старушка насолила?
А зачем спрашивать: сказано же, что глюк в системной матрице. Даже название предупреждало, а я читала себе, читала, ожидая накатано-сказочного. Поделом мне.))
А по оценочкам вот как (может быть, и в табличке сбой – кто знает..))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 7
====================================
13. Шаман Крепко сколоченный сюжет – это моя похвала, конечно. В небольшом стихотворении чётко обрисована ситуация и фон событий.
Сон шамана это как бы предыстория происходящего – удачный приём в композиции стиха.
Особо отмечу, что использован вольный стих, что вполне органично, как мне слышится, отражает течение мыслей героя – шамана, аборигена Севера.
Лексика вполне строгая, не перегружена специфическими (оленеводческими) терминами. Однако тормознуло это: «…крики «Нафта! Нафта!».
Прогуглила: это нефть (устар.). //Могла бы и сама вспомнить))//.
Стало понятным предыдущее про убитого оленя – он «истекает чёрным семенем». Сноску бы всё же!
Написано яркими мазками. Характеры двух героев обрисованы. Так, «Огромный злобно хохочущий человек», ещё он «Узколицый» (не слышала ранее такого прозвища “европеоидов”).
И жёсткий, как выстрел, финал:
«Ы-Ылш поднимает своё ружьё.
Ы-Ылш стреляет».
Всё понравилось. Всё с тем вкусом, который по мне.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 9
2. Сюжетные особенности, композиция – 9
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 10
===========
14. Папе Тема разговора с ушедшим в мир иной родителем (здесь – с отцом, папой) вызывает уважение. Хотя тема – увы – совсем не нова: исповедь о своей жизни.
Не очень сладко, похоже, сложилась она у героини, а былого отцовского утешения она уже не услышит.
Сдвоенные строки исполнены достойно. Текст гладкий, складный – подобные стихи, без особых смысловых и художественных находок, я называю добротными.
«До станции "финита ля" билет» – так ведь никому бессмертие не грозит.
Вот эта строка хороша:
«...А на рябину у твоей могилы зимой летят красавцы снегири...»
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 5
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
15. Одинокий нарцисс Есть героиня. Есть одинокий распускающийся нарцисс.
Героиня грустит, вспоминая «мелодию канувших дней».
Нарцисс «слушал почек восторженный треск».
Вот общее заключение, сделанное садовыми бутафорскими львами:
«безнадежно таить и любовь, и бутон под снегами…»
В конце про героиню как-то позабыто)).
Есть очень симпатичные строчки (образы):
- «Мотыльки покидали полотна висевших картин, …//убрать бы ЗПТ//
и смотрели из окон на жёлтый нарцисс одинокий…»
- «Безнадежно таить под чешуйками нежный шартрез» …//оригинально//
Отметила несколько пар приятных рифм. Но немало есть и грамматических.
Есть и красивости:
- «Аромат оплетал губы, помнившие поцелуи,
«под капельный трезвон лакированный длинных сосулек» …//может быть, лакированных?//
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 6
===========
16. Зачем? Милое девичье стихотворение (я именно о самом стихотворении).
О чём же ещё говорить подобной героине, как не об обидах и прочих… принцах – они (героини) воспринимают поэзию, как жилетку для горьких слёз.))
О! Оказывается, есть верное средство для избавления от боли:
«Красивый браслет на запястье – помогло, боль ушла».
(Есть и ещё описание бижутерии)).)
Хотя дальше уже вполне разумный совет:
«Прости и забудь, стихнет боль как речная зыбь».
Отметила одну пару хороших рифм.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 3
2. Сюжетные особенности, композиция – 3
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 4
4. Эмоциональное впечатление – 3
===========
17. Время вылупляться Увидеть в простом, обыденном даже, явлении природы, да ещё и неживой, нечто особенное – на это нужен и особенный талант, который здесь изъявил ЛГ.))
Могу сказать и несколько иначе: взяв нечто обыденное в качестве темы для стихотворения, обыграть её интересно, для этого нужен… (см. выше)
Первая же строчка вызывает интерес, обещает, что дальше будет подобное:
«Весной просыпаются в озере камни».
И финальный троп – трогательный, будящий воображение:
«Потрескались льдинки - скорлупки упали.
Весной вылупляются лодки и камни».
Но между всем этим довольно “прозаический” текст. Нет, я не против описания дачного труда, но вся почти середина мне показалась затянутой, не такой интересной. Хотя и в ней есть очень оригинальные строки:
«……………….на вечерней зарнице,
когда в колыбели и рифмы, и птицы
курлыкали».
Выбранная интересная структура строфы АВВВА, поначалу идущая с хорошей рифмой, в третьей “пятёрке” вдруг пошла вразнос))… // отметила раскраской//.
Потому усреднённо это оцениваю так:
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
18. Карантинное-оптимистичное Оптимистичное стихотворение ныне редкость. А ещё и про коронавирус…
Это меня и порадовало, и взбодрило даже)).
Стихотворение-песенка (я её промурлыкала).
Юмор здесь… не заливается самодовольным смехом, а хитровато, тоненько усмехается – это очень хорошо. Вот хотя бы:
«И сам себе подам я чашку чая» – забавно обыграна известная сентенция.
Сюжет выстроен, стихотворение цельно – нет необязательных экскурсов, нет простой описательности: всё очень динамично.
«Но несомненно, польза есть
От этого поганого ковида»:
необходимая маска спрячет лицо невесты ЛГ от поползновений всяких там претендентов – оригинальная находка!
//Немало строчек я зазеленила//.
Лексика ЛГ вполне реалистична (есть грубоватости, но не боле – ни-ни!)
Понравилось!
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 8
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
19. в объятьях твоих слов Общий фон, на котором разворачивается стихотворение, это, судя по затяжной изоляции ЛГ, пандемия (надеюсь, что это не изоляция от «тревожного социума» в местах не столь отдалённых))).
Конкретные “рамки” – скайп, похоже.
Смысл понятен. Визави ЛГ, как следует из текста, не изливает массу подробностей о себе любимом – он всё больше о героине, для неё.
Хотя это странновато: «думаю, пишешь мне» (неужто это чат?)))
Но ведь в названии сказано «в объятьях твоих слов» – вряд ли следует сильно обольщаться, если подобные “объятья” типа массовой рассылки)).
Финал немного странный:
«ты даже не знаешь о том, как мне сладко живется
в объятьях твоих аккуратных слов» – без ответной хоть благодарности?
Насчёт аккуратности. Вернее, оформления текста. Модно, креативно (?) писать без заглавных букв и знаков препинания (автор уважил только тире, изображая, правда, его знаком дефиса).
«вдали от толпы и тревожного социума
я прячусь в глухой тени своих вымышленных садов» …//последний образ – ах! – уж развить бы, что ли//.
А зачем прятаться, если «вдали от толпы»? Толпа и так не заметит.))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 4
4. Эмоциональное впечатление – 4
===========
20. Неизбежное Потянуло поприседать, произнося много раз «Ку!»))
Верхний слой стихотворения прозрачен: неизбежность смерти, ибо во Вселенной мы (обобщённо) пацаки.
Второй слой смыслов… Думаю, что каждый читающий найдёт разные эти «вторые слои». Похоже на разглядывание плывущих облаков: кто что видит,
кто как интерпретирует.
Оно хорошо для тех, кто уповает на божью милость, распевая псалмы.
Тут и думать не надо: молись и верь.
В памяти моей не отложилось, чтО именно проповедовал об устройстве Вселенной Босой Странник из кинофильма.
Так же не уверена, что Христа интересовала Вселенная – он, по-моему, только о Земле страдал.
Написано хорошо. Ладно-складно. Аллюзии. Сравнения. Нормал!))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
21. Он Герой стихотворения – врач-инфекционист, возможно, начальник отделения.
Стихотворение построено в виде двух частей (первые две строки относятся ко второй части): сначала монолог врача, обращённый к Богу, а потом кусочек его профессиональной деятельности.
Да, очень похоже, что в своём отделении «...Он здесь и царь, и бог!»: скупые, даже жёсткие распоряжения коллегам и сочувствие, внушение уверенности больным. Это отлично написано, подобное, несомненно, вызывает уважение к герою и как к специалисту, и просто как к человеку.
А теперь я вступаю на опасную дорожку.
Если ЛГ глубоко верующий, то он должен бы знать, что на всё воля божья.
Но он позволяет себе даже указывать: «Господи, так нельзя…», даже детски-наивное, если не сказать – еретическое)) –
«хочешь молчать — молчи…
Может, хоть знак какой-то?»…//интересно, какой, например//.
Тут уж у меня совсем крамольные мысли: может, недостаточно горячо молил? Может быть, надо было ещё и ещё… Глядишь, и больные бы излечились сами по себе, вернее, милостью свыше…
//Не очень бы я хотела лечиться у подобного доктора//.
«Ты не жестоковыйный». Вот нашла
“
Жестоковыйный – непослушный, непокорный, своевольный. В основе этих определений лежит образ упряжного животного, которое не сгибает шею и не дает надеть на себя упряжь”(с). Явно оскорбительный эпитет и сам по себе, и своей этимологией.
Художественность изложения вполне достойна.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 8
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
22. Долгожданная встреча Очень достойная тема: дочь приезжает на могилу отца, погибшего во время ВОВ. А до того, она как бы проходит боевой путь отца по его письмам с фронта.
И это весьма достойный призыв, высказанный проникновенно:
«Приезжайте к могилам родных издалёка.
Приезжайте!
Любимые люди вас ждут».
Но вот остальное… да, всё правильно, всё добротно, но больших положительных эмоций у меня не вызвало, потому что особой новизны ни в смысловом наполнении, ни в описании для меня – подчёркиваю, для меня – нет. Встречается и экзальтация:
«слёзы падают в вечность»,
«На коленях прошу: «За разлуку прости!»
Это мой вкус не воспринимает.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 4
4. Эмоциональное впечатление – 4
===========
23. Черёмухой белой пленён соловей Восторженное восприятие пения соловьёв, весенней грозы, цветущей черёмухи – вот основной смысл стихотворения.
Весьма симпатичная строчка, она первая:
«Черёмухой белой пленён соловей».
Есть ещё несколько удачных, выразительных образов отношения ЛГ к происходящему, к ощущаемому им.
Увы, довольно много фраз и небрежно построенных, и даже корявеньких)):
- «Доносится ветер с весенних полей
И шум тракторов» …//шум, как и любой звук, а также запах могут доноситься, но для восприятия ветра этот глагол не подходит никак//.
- «небо охвачено треском»…//если бы только небо, т.е. где-то там, высоко, то ЛГ не услышал бы треск//.
- «Гроза, разыгравшись вовсю во дворе» …//странно такое локальное явление природы))//.
- «Совсем одного» …//это про соловья. Эх,”птичку жалко”))//
- «Уж хор соловьёв отзывается смело» ...//не самое удачное начало фразы – мало ли, что у Пушкина есть подобное))//.
Впечатление, что иногда хорошая сама по себе рифма образуется несколько чужеродным словом:
- «всерьёз /рифма к «берёз»/ Проникнуть в мелодию…»
- «Сверкнуло вдали. То не блеск фонарей» …//потянуло за собой «гроза… во дворе»//.
А так – лирично, симпатично.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 4
4. Эмоциональное впечатление – 4
===========
24. Предрассветное Предрассветный сон ЛГ, штрихи воспоминаний о прошлом, неясные мечты, пробуждение – это сюжетная канва данного очень лиричного стихотворения.
Довольно интересно описаны ощущения ЛГ перед погружением в сон, от самого сновидения – всё это при светлеющем небе.
“Участие” ряда небесных объектов оправдано: ведь и в реале, и во сне всё происходит под небесным пологом.
Примечательные строчки:
- «И оживает яблоневый сад,
И тёплым светом делятся Стожары»…//это из сна – да, созвездие Плеяды (Стожары) восходит рано-рано, до того, как «первый луч пробьёт её навылет», и это как бы символ весны//.
- «На васильковом блюдце остывает
Скупая на сочувствие луна» …//выразительная картина//.
А вот это четверостишие несколько смутило (при всей красоте текста):
«В твой хрупкий сон вливается рассвет,
Дремота ускользает сквозь ресницы,
Увозит прочь полуночный возница
И сад, и звёздный свет, и детский смех».
Учитывая другую “звёздную образность”, поняла так, что «полуночный возница» это созвездие Возничий. Ну, вообще-то оно считается зимним созвездием, то есть хорошо наблюдаемо только зимой.
Не показалась удачной последовательность строк. лучше бы переставить их так: 4, 3, 2, 1 – ещё до «рассвета» увезти «детский смех»)).
Дальше там и сбивающая с ног «холодная волна» – но ведь спят лёжа обычно)) – не очень удачен этот образ.
В целом же очень даже приятное стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 8
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
25. Кошмары Диогена Широкие размахи во времени и в пространстве – вот отличительная особенность этого стихотворения философской направленности.
Греческие боги и современные проблемы самоопределения человека в мире,
бочка Диогена и трансконтинентальные воздушные лайнеры, да и Вселенная с её горестями.
Сожаление о том, что «вечные страхи засели навек в подкорке», а это мешает любому почувствовать себя «человеком мира» – да что там: ЛГ даже босса опасается (страшнее босса зверя нет))). А древний философ и Александра Великого не убоялся – невольно позавидуешь.
Вот здесь, пожалуй, перебор:
«Да, все мы - народ,
Мы накормлены и не босы»…//если обо всех людях Земли (мира)//.
А если вспомнить, как ещё недавно многие страны быстренько закрыли свои границы даже для граждан мира, то “граница” для отсчёта начала осуществления мечты сдвигается далеко на потом.
Столь же размашисто и исполнение – широкими мазками.
Слог, лексика вполне органичны для реализации выбранной темы.
Отметила несколько пар отличных рифм (например, «трясётся – солнце»).
Показалось, что название подошло бы несколько иное:
“Кошмары современного Диогена” … //прошу прощения за отсебятину))//.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 8
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
26. Антиподы Название «Антиподы» – о некоей паре Он и Она – открывает большой простор для описания альтернативных пристрастий у каждого из субъектов. Что и реализовано неплохо. По крайней мере, обрисованы некоторые черты их характеров, что позволило мне предположить: Он, похоже, меланхолик, а Она – сангвиник или даже холерик.
Вот оригинальные две строчки, наглядно “говорящее” о различии героев:
«Ты любишь тени - наискосок,
а я люблю - параллельно, рядом.
Придерусь, ибо выглядит противоречием:
«а я в компе зависаю вечно...
...а мне порой длинноват и вечер».
Закончить подобную череду различий сложновато. Здесь это сделано неплохо:
«Когда ты снова уйдёшь в отрыв -
я буду тенью, в песках, с прохладой...
недели две, ну, быть может, три.
А больше, милая, нам не надо!»
Да уж: и Он туда же, куда Она хочет удрать. Бе-едная! Жаль, что мы не узнаем Её реакцию на подобную Его… привязанность, привязчивость?))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 8
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
27. Тишина и покой карантинные Юмористическое стихотворение про самоизоляцию при нынешней пандемии.
Не могу сказать, что тема не нова, ибо понятно, что сейчас она более чем актуальна)) .
Упомянуто прослушивание «Оды к радости». Правда, ЛГ воспринимает её, её название, как мне поначалу показалось, несколько буквально – мол, “окружение” не прониклось …
«Тишина и покой
многогранно
демонстрируют наглый гротеск».
А ведь в шиллеровском тексте есть такое:
“
Выше огненных созвездий,
Братья, есть блаженный мир,
Претерпи, кто слаб и сир, -
Там награда и возмездье!
Ниц простерлись вы в смиренье?...” Однако в последней строфе ЛГ умиротворяется простым солнечным светом – вот оно, смиренье)). Стихотворение, таким образом, сюжетно цельное.
Написано неплохо, юмор не слишком тонок, но и не груб.
Ритмика и рифмы вполне достойны. Образность имеет место быть.
Неплохое стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 6
===========
28. Сиденье у окна Едет в трамвае школьница, смотрит в окно и описывает, что видит.
А видит она самое обыденное, да и мысли о школе тоже весьма простенькие.
Нужно выходить. Тут такие строчки:
«А мне так жаль, смотрела бы в окно я,
мечтала бы о чём-то заодно»…//в предыдущем тексте, где она смотрела в окно, ничего о мечтах нет, т.е. нет прямой связи окна и мечтаний))//.
Концовка неожиданная, намного оригинальнее всего предыдущего по-детски наивного текста:
«Наверно, хорошо в ковчеге Ноя.
Но вот вопрос: а есть ли там окно?»
Милый стишок.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 4
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 5
4. Эмоциональное впечатление – 4
===========
29. Тем, кто останется… Выживет ли человечество после пандемии (косвенно понятно, что речь именно об этой напасти), если не изменит своего поведения – вот основная тема стихотворения.
В начале вброшено:
«Нас всё-таки кто-то и видит, и судит,
И ставит один сокровенный вопрос:
Вот «завтра», оно обязательно будет?»
Так как это явно не о нас, судьях этого конкурса)), то остаётся либо Вселенский Высший Разум, либо Господь Бог. О первом ничего не сказано, правда, это чисто моё предположение.))
Надежда «на милость Господню» должна бы всё перевесить, ибо он ведь всесилен, он управляет миром и т.д.
А вот надежда на «сильные руки (во всех смыслах этого выражения)… на гений науки» – да, это укрепляет уверенность в победе, с этим я согласна.
И это неплохо подмечено:
«Чем дальше отходит Земля от морали -
Тем больше проблем, тем страшнее беда» …//вполне можно проследить связь одного с другим//.
Стиль стихотворения, что называется, открытым текстом, несколько лозунговый, образы без особых изысков. Написано ладно и складно.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 6
2. Сюжетные особенности, композиция – 5
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 5
4. Эмоциональное впечатление – 4
===========
30. Скрипач Надрывное стихотворение. Бредущий неизвестно откуда и неизвестно куда скрипач. Если бы не было уточнения, что это происходит «в тяжёлый листопад», то я могла бы принять эту историю как немного аллегорично изложенную участь вообще скрипачей (музыкантов), не слишком обласканных судьбой. Но подробности природы и погоды всё же выводят на некую конкретную личность.
На мой взгляд, имеет место быть перебор с количеством задаваемых (безответных) вопросов. Такой приём хорош, когда в вопросах скрыты хотя бы намёки на ответы, то есть ими хоть как-то проясняется ситуация.
Если эти строчки хоть как-то говорят о творческом надломе, что очень трагично:
«Когда ж источник пересох,
питавший твой смычок?»,
то это:
«Кто кровь с разбитых губ утрет» наводит мысль на жертву бытового хулиганства (что ужасно), но выглядит как-то эклектично.
Отмечу отличный финальный троп:
«семь нот, которых без тебя
никто не сможет взять».
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 5
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 6
===========
31. Печальная рыба-солнце Печальный монолог рыбы-солнце (иначе, она луна-рыба).
У таких рыб внушительные габариты, но вот маневренность слабая –
подчёркивается именно эта особенность поведения героини.
Написано гладко, чётные чуть укороченные строчки – как бы локальные итоги начатого выше них – хорошо смотрятся)) и читаются.
Есть отличные образы, например:
«И вновь извечно прямая участь
Хватает меня за жабры»…//правда, жабры у них спрятаны внутри)), но это же метафора//.
Вот и эта спокойная обречённость, ожидание неминуемого печального конца:
«Спешу туда, где меня однажды
Настигнет моя акула»» ...//знание предмета показано автором показано весьма и весьма – похвально!//
Очень славное стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 8
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
32. Гегануш Упомянут геноцид армян, отголоски того ужаса, судьба героини, здесь уже очень пожилой женщины.
Язык написания одновременно и достаточно строг, и весьма поэтичен, текст пронизан и горечью, и сочувствием к пережившим резню в начале прошлого века.
Ритмическая организация – три анапеста и ямб – создают, как мне кажется, сначала спокойный настрой, а потом, как удар хлыста. Для данного текста, где много трагичного, это удачная метрика.
Отметила особенно проникновенные строчки:
- «дети горцев играли с детьми овец»…//прекрасный образ мирной, спокойной жизни //.
- «В тех краях чернослив синевой богат…» …// и дальше там//.
- «Там, впервые потрогав стволы берёз,
его дети легко позабыли страх. …//так тонко показано, что Сухум тогда был под российским “крылом”//.
Несколько замечаний:
- всё же так правильно ударение – лавАшем (по ритму читается иначе),
- несколько чужеродно выглядит слово «девчат»,
- хорошо бы дать сноски для пояснения некоторых армянских терминов, выражений.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 9
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 10
===========
33. Ретро Пожалуй, именно эти четыре строки отражают основную идею стихотворения:
«Мы смену эпох сквозь сердца пропускали:
Горели в одной – догораем в другой.
А та, календарная, грань меж веками,
Она превратилась в порог болевой».
Подобное, могут сказать не только бывшие стройотрядовцы и те, кто ездил “
за туманом и за запахом тайги”, но многие люди старшего поколения, которые были зажжены созидательной работой в Союзе.
Изложение чёткое, понятное, нешаблонное для подобного типа ностальгических стихотворений.
Придиры:
«И в мыслях всё чаще: «Ах, если б, ах, если б...» …//не то, чтобы необходимо было раскрыть сущность этих сожалений, но всё же…//.
«Кулак разожмёшь – геометрия судеб
Из линий ладони шедевры творит» …//чуть-чуть по временам глаголов – по смыслу: разжимали, творила//.
Стихотворение вполне состоялось.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
34. Гиперболка с литотищей Вот так показана задача, которую ставит перед собой ЛГ:
«как замесить да извернуть гиперболку с литотищей». Именно так иронизирует ЛГ над двумя известными тропами, которые вот здесь отлично проиллюстрированы:
«в чужом – соломинка бревно, в своем – бревно соломинка...»
Слог отличный, рифмообразование – на высоте, особенно приятны составные рифмы.
Не буду делать вид, что не знакома с этим стихотворением – оно было представлено во внеконкурсе турнира Хит-16 (точно в таком виде или чуть иначе – ей-ей, не помню).
Это я к тому, что мне, конечно, понятно, откуда взялось это:
«………… ты не готов, поверь, еще
к таким заданиям. Пацан, знай: … ».
Ну, «Пацан» может быть воспринят другими читающими как снисходительно-уменьшительное обращение самого к себе ЛГ (литотное))), но «такие задания» это что? Это откуда?
Примечание.
Автор «таких заданий» предлагает ЛГ в качестве дополнительного задания найти официальное подтверждение тому, что одиночные (без контекста) существительные с увеличительным или уменьшительными суффиксом порождают тропы, которые так его, ЛГ, занимают. //И упомянутого автора занимают))//.
Иначе говоря, является ли одиночное слово «гиперболка» литотой, а слово «литотище» гиперболой?
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 9
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 9
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
35. сон?, нет!.. Белые питерские ночи. Праздник выпускников школ. Всё это описано ассоциативными приметами и города, и известного праздника.
Общий смысл понятен.
Аллюзия за аллюзией и аллюзией погоняет.
Так и хочется сказать про это стихотворение (особенно, после прочтения сносок): «Ну, прям-таки всё из себя…»)). Но по порядку.
Неплохой оксюморон:
«На свете белом тьмы краснее нет».
Неплохая звукопись в «несёт Ассолей…»
Авторские неологизмы «неугомон», «зеркалится» вполне приемлемы, даже «нЕночь» (если в последнем капсирование одной буквы в слове это символ ударения). Но вот «впАлым»… (нам, вероятно, следует прочитать и Алым, вздрогнув от удовольствия)).)
Эпатаж зашкаливает в сносках, где особенно кокетничает третья.
Ритм и рифмы вполне.
Впечатление: чур меня, чур!))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 4
4. Эмоциональное впечатление – 3
===========
36. Ещё не поздно... Начальное «…и утренний туман» и много ниже «И вот уже темно. Но ты не спишь…» делают финальное наставление «: - Ещё не поздно…», относящимся к отрезкам времени суток, но очень уж в странной последовательности – на грани с юмором. Ну, разве что ЛГ весь день простоял у окна.
Довольно много и неплохо описано олицетворение неба и впечатление ЛГ об этом. Завершение – одна (“приблудившаяся”))) строчка о состоянии бодрствования ЛГ. И опять небо, ветер…
Хороши отдельные образы:
«по вкрученным шурупами высоткам »,
«Врастают приблудившиеся звёзды
в сигары чёрных труб».
«Мыслей хаос» – вот это я приняла как смысловую составляющую этого стихотворения)).
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 5
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
37. Тревожное Конечно, это случайное совпадение, что стихи № 36 и № 37 имеют весьма схожий фон ситуации: урбанистический пейзаж, небо, горизонт, день-ночь,
грусть-тоска. Это я к тому, что, видно, тема благодатна)).
Картинно описано:
«Тревожно как... Сутулится закат
большим драконом по-над горизонтом,
тесьмит полнеба в несколько заплат,
драконьи лапы обнимают солнце».
Правда, дальше не совсем понятно:
«Многоэтажки чувствуют их вес» –
чей вес: драконьих лап? Заплат небесных?
Кстати. Есть глагол тесмить, т.е. резать, кроить – вполне подходит.
Но «тесьмить» это укреплять тесьмой.
Понравилось и показалось, что дальше именно эти сентенции получат развитие:
«На свете у людей есть три пути:
к словам обидным лучше быть глухим,
простить, прощая, - ссоры обесточить,
не быть немым, когда слова тихи.
Но дальше всего-то:
«две тени, проводив за дверь гостей,
расходятся, смолчав, вздыхают тяжко».
В чём там было дело – это за кадром (мало ли: гости так надоели, что сил нет уже…)
То есть большой связи с таким началом, где антенны «взывают о пощаде», где обиделся «Отец небесный», я не уловила. Коллаж, однако.))
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 4
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 5
===========
38. Приснится мне непрожитая жизнь... Не самая новая тема, но она реализована очень понятным по смыслу стихотворением – всё есть у ЛГ: уют и его символ – герань (на окошке?))), даже «главные герои» (похоже, супруги) не измельчали.
Но хочется ЛГ чего-то большего, другую жизнь, где «счастья кутерьма» и т.д.
Написано гладко, складно. Рифмы вполне приемлемы.
Есть интересные образы:
«Я живу как будто
Замедленная копия себя,
Затёртый персонаж фотоальбома…» и несколько других.
Приглянулось мне про дом: «В нём бреши нет» …//вот так бывает, что просто одно слово понравится, его применение в тексте – здесь вдруг эта «брешь»//.
Хорошее стихотворение, но не больше, на мой вкус, конечно.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 5
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 6
===========
39. Два счастья Наверное, здесь всё просто по содержанию, прозрачно, но я немного продиралась через него, как через колючки держидерева)).
Две пары: дед Петруша с женой и два аист (тоже пара). И обе пары, так или иначе, задумываются о потомстве. Светлая тема.
Тёплый юмор лишь проскальзывает:
- «А тут, гнездовье на высокой груше,
Соорудил. Зовёт с собой, туда».
- «– А может, Петь, начнём гнездиться в мае?»
Фразой «Всё смотрит в небеса, а может выше...» и этим «держитедерева» создаётся впечатление об упоминании Христа. Понятно.
Повисла (в воздухе))) эта фраза:
«Что облако седая голова» … //то ли тире там отсутствует, то ли…//
Показалось необязательным, вставным, про «мышиное исчадье» – неужто для неплохой рифмы к «несчастья»? Да и про ворону тоже.
Конечно, при созданном впечатлении сельской идиллии, покоя всякое мелкое событие вызывает внимание (информативно))), но мне “оно” важным лыком в строку не показалось.))
Оригинальное стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 6
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 6
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
40. Мрачная сказка Смысл уловила такой: некто с помощью недоброго волшебства окутал жизнь «серым», и всё перевернулось с ног на голову – и героев ожидает «много непотребных лет».
Конечно – что хорошо – в стихотворении этот смысл (или примерно этот) реализован художественно: есть и иносказания, и метафоры, и эпитеты.
Шестистрочники (ААВССВ) даже песенны.
Немного поразмышляю над отдельными образами.
- «и мир познает ярость красоты
потасканных, обшарпанных мгновений» …//ярко (яро даже))), но глагол «познает» создал впечатление, что мир ране этого не знал, но наконец-то… А ведь здесь, по смыслу, наверное так: примет ошибочно//.
- «И сказочник, забывший ремесло» и далее «он не узнает новые слова» …//если сказочник забыл ремесло, то и слова ему ни к чему, тем более, «новые». При том, что всё теперь инверсно в паре добро-зло, то и слова ноне … не самые хорошие))//.
Приметное стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 7
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 7
===========
41. Ветер Антураж сценки обрисован понятно. Внутренний монолог ЛГ пронизан лёгкой иронией, даже самоиронией, (и ветром))).
Вся сюжетная линия выдержана от начала до конца, что делает стихотворение целостным.
«Отрубит Солнце с тонкой шеи дня
Зазубренная кромка горизонта» ...//экая кровавость, но весьма выразительная//.
Про ветер:
«…………………………………принесёт
Уютный шарф – на «горлышко», из дыма» …//образ оригинален, понятен.
Правда, по мне лучше так оформить вторую строку:
……………………………………принесёт
Уютный шарф – на «горлышко» – из дыма.
Но всё же «горлышко» (вероятно, речь о горле), закавыченное, т.к. уж очень нежно об этой части мужской шеи, а то и ассоциирует с бутылкой)) – не очень. Поработать бы над строкой//.
«И будет мне шептать свои басё,
Хотя, они всегда казались мимо» …//т.е. это «холоднолапый» старый знакомец, даже друг, меньшой брат – тогда написанное ниже «собака-ветер» можно принять за ласкательное определение. Хотя… «он и есть – собака!» чуть двусмысленно. Да, и «…казались мимо» не самый удачный момент//.
Весьма симпатичное стихотворение!
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 7
2. Сюжетные особенности, композиция – 8
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 8
===========
42. Эндогенная депрессия Стихотворение-задачка.
Сознаюсь, что мне потребовалось три прочтения, чтобы определить, кто есть ЛГ. Сначала я не обратила большого внимания на первую подсказку в преамбуле, где написано: «…у этого персонажа…» – мол, типа эпиграфа же.
Потом, когда возникли «неправильные пчёлы», стало понятно, что это Винни-Пух. Вот же: «правильней – взлетаем…». Воздушный шарик…
Да и «ненавидеть собственное имя» – Винни (из глубин моей памяти) это от какого-то женского имени сокращение…
А прямой текст: «я просто ослик» это не более чем самооценка (?).
Но депрессия? Скорее, у Винни гиперактивность.
О… есть какие-то (запасные))) «хвосты», «чертополох ищу» – его же любил Иа!
Итого: некий ЛГ описывает приметы своей эндогенной депрессии на фоне (с примерами, аналогиями) героев А. Милна. Стоп! Не вижу, что моя задача сопоставлять каждый образ в стихотворении с “первоисточником”.
Итак. Четыре составные части иллюстрируют четыре признака не самого страшного недуга, которые обнаружил у себя ЛГ.
Структурно в концах первых трёх частей своеобразные бурчалки)). В конце четвёртой – более пространный вывод-итог. В целом, интересная композиция.
Моменты настроений ЛГ, антураж описаны образно, хорошо.
Не очень поняла задумку:
«вот согласитесь, сон придумал Бог –
взял с потолка бессонницу лукавый».
Обычно «лукавым» именуют Дьявола. То есть сон это от Бога, а бессонница это козни Дьявола. Но тогда мне сильно мешает тире в конце первой строки, по мне там ЗПТ, ибо не вижу следствия второй строки из первой.
Придирка: это «хепипёздные» мне кажется удачнее в такой “транскрипции”:
хеппибёздные.
Занимательное (при всей его депрессивности) стихотворение.
1. Оригинальность темы, смысловая составляющая – 8
2. Сюжетные особенности, композиция – 8
3. Художественные приемы (образность, лексика, слог, рифмы…) – 7
4. Эмоциональное впечатление – 8
=====================
Первое место: 4. Иркины мимозы
9. История про непослушную леди
13. Шаман
32. Гегануш
Второе место: 2. 2020
18. Карантинное-оптимистичное
25. Кошмары Диогена
34. Гиперболка с литотищей
Третье место: 7. Внутри
31. Печальная рыба-солнце
41. Ветер
42. Эндогенная депрессия