- Если ты сможешь внятно объяснить почему я и что мне теперь с этим делать, то я буду тебе крайне признательна
Задав этот вопрос Хольда принимается внимательно изучать пространство чуть в стороне от моего левого плеча, словно бы там в данную минуту в разгаре Иерихонская битва, вот-вот рухнут стены крепости и ей крайне не хочется упустить хоть какую-то из подробностей этого зрелища. Но я понимаю что там ничего нет, просто так, видимо, принято не только у человеков - сопровождение прямых вопросов столь же прямыми взглядами становится не самым простым действием и вызывает неловкость, причём у обоих персонажей мизансцены. И смотрящий в сторону одновременно с этим ещё и проявляет своеобразный жест милосердия, не насаживая на булавочную иглу своего взгляда того, кому предстоит отвечать, и оставляя этой бабочке хоть небольшое, но пространство для трепетания крылышек - однако от удовлетворения энтомологических наклонностей задавшего вопрос всё равно уже не отвертеться. Тем более что взглядом ещё и убивать можно - я не проверял, но охотно верю что это так и вообще, и доступно этой гражданке мистической наружности в частности
А вот что теперь отвечать это действительно вопрос. Нет, несложно, конечно, произнести "Знаешь, тут чувак из зеркала сказал что мне нужен проводник и я сразу подумал что именно ты подходишь на эту роль". Хотя это самый что ни на есть факт и то, что он звучит как полная ахинея для любого, находящегося вне контекста событий, ещё сильнее подтверждает его точность. Однако на запрошенное "Почему?" эта фраза отвечает с точностью в ноль целых ноль десятых и в качестве ответа подходит не больше чем бальзамический уксус к маковому рулету. Поэтому для начала хорошо бы самому себе на этот вопрос ответить, а потом уже произносить - наверное потому что из всех обитателей запределья, притащивших свои задницы в этот мир, ради того что им вдруг приспичило со мной пообщаться, Хольда кажется мне наиболее живой и интересной - даже больше чем Дьявол или Билли, хотя каждого из них есть повод запытывать вопросами до конца времён. Однако тут фишка вовсе не в заинтересованности, она на уровне ощущений скорее, так как ещё с момента первого знакомства в период ледяного ада в наших широтах возникло ощущение что нас хотя бы отчасти лепили из одного и того же теста - а это очень редкое ощущение, сталкиваясь с которым необходимо тихо и про себя произнести благодарность этому миру за такие пересечения траекторий
Но как это облечь в правильные, точные слова и выражения я не знаю, а уж каким образом действуют в таких случаях проводники, и подавно - поэтому зачем-то развожу руками, по ещё более непонятной причине прицепляю на лицо виноватую улыбку и негромко произношу
- Ну вот как-то так... получилось, фрау Холле. В этом никто не виноват и этого никто не заслужил - просто так вышло. Не пытай меня сейчас расспросами, ладно - у меня получится ответить на них только так... что будет не так, о чëм я дальше начну жалеть, равно как о том, что не овладел обратной перемоткой времени для исправления помарок - мог бы уже у кого-то научиться этому фокусу
- Этот фокус даже самому Времени не под силу - прерывает меня Хольда и тихонько улыбается уголками губ - И любой, кто втайне надеется на подобные штуковины, обречён на встречу с горьким разочарованием. Изменить прошлое можно только в настоящем, причём для этого нет никаких преград, кроме фатальных - ты это и без меня знаешь, но определённые вещи не грех и повторять время от времени, чтобы случайно не забылись. Ну ладно, я сделаю вид что твой ответ меня устроил, хотя я из него ничего не поняла - придется разбираться с этим в процессе, что уж тут и с ним, и с тобой поделаешь. Итак, куда путь держим? Раз уж ты меня выбрал в качестве проводника, то уточнение координат совсем не помешает
- Ну как - я делаю выражение лица ещё чуть более виноватым, чтобы и без слов можно было догадаться что и этого я тоже не знаю. Хотя догадываюсь, конечно, потому что с площади Рогожской заставы, на которой мы сейчас стоим, будь я один, то двинулся бы определённым и неоднократно хоженным маршрутом - но мой проводник вполне может принять решение начать свои поиски с набережной Яузы. И хорошо если с набережной, а не с самой реки - там не успевшие вовремя отчалить утки зимуют, им и самим места мало, они нас проклянут
- В общем - произношу я на выдохе - нам надо в каком-то роде пойти стопами Стивена Кинга и извлечь троих. Отличие в том, что нам не нужны наркоман, негритянка-инвалид и мальчик, который уже однажды умер - и это хорошая новость. Но раз есть хорошая, то это значит что рядом с ней вороном кружит другая, которая не нагружена оптимизмом - наш расклад не сильно легче, он просто другой, потому что в нашей ориентировке ассимилировавшийся в Москве архангел-саксофонист, и ещё двое, которые отчасти выдуманы. Причём мной. А потом отпущены на волю и это тоже моих рук дело - впрочем зачем я это поясняю, ты же их видела сама
- Ага - согласно кивает Хольда - И третьего тоже, причём неоднократно. Но это было настолько задолго до того, как ты с ним познакомился, что тебе и знать об этом не нужно
После этого она извлекает из кармана пальто блокнот и длинный карандаш, который прикусывает, после чего с очень серьёзным выражением лица смотрит на меня и произносит
- Так как приметы нам не нужны, то рассказывай где и когда ты познакомился с подозреваемыми?
О как! Фрау Холле всерьёз взялась за дело и, как оказалось, что одно из её обличий это детектив. И я даже не знаю радоваться ли мне от этого или рассмеяться - потому что такая увлечённость это безусловно хороший знак, но почему-то всё это выглядит ещё и крайне забавно. А если добавить к этому ещё и то, что внешне мы сейчас практически люди в чёрном, (не в смысле того что выглядим как два мужика, один из которых негр, в чёрных костюмах и узких галстуках, стоящих посреди чуть подернутой предчувствием оттепели, но ещё белоснежной Москвы - мы просто не сговариваясь оделись во всё черное), то это привнесет еще и нотку сюра в коктейль происходящего - богиня то ли германского, то ли скандинавского, то ли обоих пантеонов с блокнотом в руке, снимающая показания у... существа, которое мне привычней называть личным местоимением первого лица, но после событий последнего времени какую-то более развёрнутую характеристику или точное определение мне дать вряд ли получится. Причем объекты их изысканий никак не менее оригинальны и если бы кто-то из спешащих мимо прохожих зацепился бы слухом за наш диалог, то явно задумался о том, что в весёлой больнице сегодня день открытых дверей, а дальше встал перед выбором из двух основных вариантов, каждый из которых начинался бы с того, что нужно незаметно отойти - а дальше либо позвонить в скорую психиатрическую, либо ускорить шаг и как можно быстрее удалиться от этого места, а потом забыть его вообще, неосознанно обходить за версту, если рядом работа, то уволиться с неё прямо на следующий день без объяснения причин, если место жительства, то срочно продать его за бесценок или сдать через риэлтора, чтобы не иметь никакой надобности сюда приезжать... и так далее. В общем даже думать не сметь что однажды удалось мельком увидеть изнанку этого мира, понять что она есть и если к ней присмотреться, то жизнь уже никогда не станет прежней
Впрочем, если это с кем-то и произойдёт, то мы, скорее всего, подобной неприятности даже не заметим, потому что у нас сейчас есть задача поинтереснее, причём не только подсмотреть правильный ответ в конце учебника не получится вовсе (потому что нет ни ответа, ни учебника), но и способ её решения для нас покрыт туманом, поверх которого ещё и асфальт, что укрыт толщей нападавшего за зиму снега. Но зато так интересней, простые решения для слабаков, нам же, господа заправилы этого фрагмента вселенной, подавайте что-то позаковыристее и со звёздочкой
- Гавриил в районе Парка Культуры ошивался, можно дойти до "Трубы" и там поискать. Потому что если уж попадаешь в такую ловушку как обрастание любимыми местами, то выбраться из неё бывает крайне сложно - по себе знаю. Но по пути нужно будет ещё на Трубную площадь заглянуть - я вместе с Билли недавно видел его там. Марта выпорхнула из цветочного магазина на Китай-городе, там тоже может повезти - возможно она в нем работала (а уж если до сих пор работает, то это будет большая удача). Ну или постоянной клиенткой является и это будет гораздо хуже, потому что для описания примет человека, лица которого я никогда не видел, мне скорее всего не хватит красноречия. Однако забавно что я начал перечислять места с самого удалённого от нас и в порядке приближения - хотя если мы по ним пойдём, то посетим их с точностью до наоборот. Не знаю почему так, но забавно - это что-нибудь значит или я пытаюсь разглядеть нечто особенное на пустом месте?
- Кто его знает - Хольда в ответ лишь пожимает плечами - Порой самая загадочная и манящая тайна выходит на поверку пустышкой, а привычная и обыденная вещь заключает в себе добрую половину сокровищ этой вселенной, но ты просто не можешь их увидеть, потому что уже сформировал своё мнение о ней. Помидор не может стать апельсином не только потому что он овощ, а ещё и из-за того, что ты считаешь что это невозможно. Даже если он на самом деле и есть апельсин, но тебе сказали что это помидор и ты поверил. Впрочем нафиг лирику, и философию туда же, чтобы лирике одной не скучно было, порядок действий уже становится понятным - мы двинемся обозначенным тобой маршрутом, авось этот пасьянс и сложится заново. Но ты забыл про третьего сказать, подозреваю что по логике твоего рассказа это будет самая близкая точка, да?
- Ага, фрау Холле - в качестве подверждения я ещё и улыбаюсь, и киваю головой - До места моего первого пересечения с Игнатом нам метров двести, не больше. Ну пошли тогда, тем более что в начале этого путешествия неплохо бы кофе заправиться - не обещаю что он будет хорошим, а уж если повстречаем этого недобаристу, то на качество я не рискнул бы ставить ни при каком раскладе - но хоть допингом разживемся
Хольду не приходиться просить два раза, она молча разворачивается и идёт вперёд - причем в какую сторону нам нужно преодолеть эти двести метров я не говорил, но госпожа зимних бурь движется в абсолютно правильном направлении. Это могло бы насторожить или вызвать подозрения, но я давно уже уяснил что Хольда умеет считывать мои мысли, причём не только за секунду до их произнесения - поэтому пусть ведёт, в конце концов она же все-таки проводник, ей это положено. А я ещё и одну любопытную гипотезу проверю - точнее я уверен что всё именно таким образом и произойдёт, но вдруг фрау Холле удасться опровергнуть ещё одну устоявшуюся данность моего миропорядка?
И поэтому я даю моему проводнику исполнить свои кармические обязанности вперёд смотрящего практически весь этот короткий путь, даже не задумываясь над тем откуда она знает куда именнно идти? А зачем? Ну и незачем. И лишь шагов за тридцать до места назначения окликаю её по одному из имён, жду когда она обернётся и негромко произношу
- Давай кое-что уточним. Вот тут, справа, моя привычная кофейня, в которую я заскакиваю в начале этого пути за сырным латте и мне его исправно подают. Конечно, не как у дома, где корицу можно не спрашивать, ёмкость с ней мне протянут вместе с кофе, зная мои привычки, но всё же. Сбой случился только один раз, я уже не помню что там у них приключилось, но выйти мне пришлось не хлебавши не только солоно, но и кофейно, молочно и корично - и именно поэтому заскочил в ближайшее отсюда заведение, имевшее в названии слово "кофе", где меня уже поджидал Игнат. Ну или я свалился на его голову, продолжив ту цепь случайностей, которая на поверку выходит закономерностью, просто законов её никто не знает и не пробовал измерять. И поэтому мы сейчас проводим эксперимент - я захожу в привычное заведение и если выхожу оттуда, отхлебывая из стаканчика, то мы просто следуем дальше, никуда не сворачивая и никого не ища, просто прогуливаемся по городу, заходим куда-то поужинать и поболтать в комфортной обстановке, чтобы не шататься по улицам как бедные родственники в поисках утраченных ковчегов. А вот если меня обделят, то ты продолжаешь быть проводником и ведешь меня своим маршрутом
- Угу - кивает в ответ Хольда - Только давай я ставки подниму, если ты выходишь с пустыми руками, то мы извлекаем первого из твоих троих в ближайшие минуты, потому что таких совпадений просто так не случается
- Идет - выпаливаю я и без каких-то дальнейших рассуждений просто скрываюсь за дверью, не взяв её с собой. Прохожу десяток шагов вдоль стойки начинаю читать свою обычную мантру "Добрый день, мне сырный латте на молоке из коровы... " и так далее, но в середине её оказываюсь прерванным виноватой улыбкой девушки ответственной за выдачу нектара в обмен на скромную плату
- Извините, пожалуйста, но у нас касса не работает, могу обслужить только за наличные
- Прекрасно - произношу я в ответ тоном, выражающим то, что мне вовсе не прекрасно. Потому что последний налик я потратил ещё в прошлом году и вполне удачно обхожусь без него. Могу попробовать предложить обмен на ключ, который не открывает дверь, по причине того что она потерялась во времени, но это место не располагает к таким фокусам
- Ну значит не судьба - пожав плечами говорю я - Или, наоборот, судьба - она тут, рядышком
После чего хватаю себя за язык, потому что грузить ни в чем не повинную девушку бессовестно, у неё и так день не задался с этой сломанной кассой, а я сейчас ей ещё пару непонятных фраз в голову закину, она же их думать начнёт и мало ли что из этого выйдет - скорее всего ничего, кроме душевных томлений, мне потом, где-нибудь через полчаса станет её жалко и я придумаю для неё историю-перевертыш про то, как в день имени неработающей кассы один из заходивших посетителей не развернулся, а завёл с ней разговор, который был лёгок и приятен, и предложил на следующий день, который у неё будет выходным, встретиться тут же, на площади, потому что (по его словам) именно завтра начнётся весна, и... через несколько месяцев я в компании задержавшейся невесть зачем в этом городе богини начну их разыскивать, для того чтобы расспросить о том, о чем я и сам не знаю. Проходили уже, и прямо сейчас проходим тоже. Поэтому... Поэтому тут вряд ли чего-то изменишь в начале, ибо эту сказку я уже запустил, похоже - остаётся надеяться что наши с Хольдой изыскания не приведут к тому, что их спустя время придётся начинать заново - потому что это повторение, оно это ад, а мне туда не надо
Я выхожу обратно на улицу, широко развожу руки и зычно обращаюсь к ожидающей меня Хольде
- Ты ведь всё знала наперёд, да? Они меня кинули, как же жестоко это ощущать постоянному клиенту, живущему внутри, у меня же даже карточка есть... вернее её нет, но она есть, потому что виртуальная - и её непополненный баланс, этот не сделанный шаг к десятой и халявной чашке кофе стучит в моём сердце почище пепла Клааса
После чего машу рукой куда-то в сторону и изображаю смятение потерявшего всё ориентиры в своей жизни человека. Хольда тихонько хихикает по ходу моего монолога, а уж на пантомиме не может удержаться и взрывается приступом хохота. Но быстро берёт себя в руки и, отчаянно стараясь выглядеть серьёзной, произносит
- Ну ладно, пошли твоего Игната допрашивать - я уже успела подсмотреть что заведение, которое нам следует посетить называется "Допинг Кофе" - тоже будешь утверждать что это совпадение?
- Даже и не стану пытаться - отвечаю я, пряча улыбку - Как я вообще могу что-то утверждать, если это название слышу от тебя в первый раз? Тогда я просто искал где тут ещё кофе наливают и названий не запоминал. Да ну и ладно, раз уж ты сегодня за пламенного разрушителя моего миропорядка, то жги до конца
И мы заходим в этот самый "Допинг", и я узнаю внутреннее убранство, и флаг с надписью "То, что мертво, умереть не может" и изображением приветливой скелетихи, у которой во лбу звезда горит, тоже сразу всплывает в памяти. Только с осени они тут перестановку сделали, стойка раньше стояла в глубине зала, а не у окна, как сейчас, и столики, естественно, тоже поменяли своё расположение. А из-за помянутой стойки улыбается белокурая девушка, в которой нет ни капли от усача, что имел талант травить людей напитком собственноручного приготовления. Хольда с настойчивостью опытного дознавателя начинает задавать вопросы, девушка теряет улыбку между вторым и третьим, пытается чего-то припомнить, морщит лоб, а я... Я просто стою, улыбаюсь скелетихе с флага в ответ и пытаюсь припомнить откуда они эту фразу скомуниздили, потому что поверить в то, что тут просто криво процитированный Есенин, у меня не получается. Шестерёнки моей памяти какое-то время поскрипывают, но достаточно быстро выдают правильный ответ - "Пир стервятников" Мартина. А ещё это девиз дома Грейджоев из Игры Престолов... Хотя нет, девиз у них был другим, это просто фраза, которую произносила Яра, а потом, обращаясь к Теону, добавляла "Но ты всё равно убей этих ублюдков". Никакого Игната здесь нет, естественно, я ж его несколько месяцев назад уволил отсюда, усадил за электросамокат и отправил на встречу с новой судьбой, но вот что теперь делать с получаемой прямо сейчас информацией и зачем она вообще я не понимаю в принципе. Разве что этот флаг здесь не просто так, и, вполне возможно, сразу после нашего ухода его отсюда уберут, потому что он уже попался мне на глаза и свою миссию выполнил
После чего по моему лицу начинает расплываться лыба, потому что я вспоминаю чья это манера общаться посланиями через вывески на магазинах, надписями на афишах и т.п. - привет, Билли, в общем, давненько не виделись. Мог бы и сам сказать что имеешь в виду, а то мне теперь придётся всё это истолковывать - хотя возможно это такая маленькая месть за одно с завидной периодичностью отправляемое в его адрес желание с моей стороны, теперь и я тоже должен голову поломать
- Пойдём - голос Хольды вырывает меня из размышлений, и голос этот звучит раздражённо - Она ничего не знает. Не в смысле про Игната, а вообще ничего. Я даже начинаю подозревать что она робот. Я тебе латте взяла
И протягивает мне стаканчик. Я отхлебываю из него и понимаю что фрау Холле не во всём права - хотя бы как варить кофе эта девушка знает гораздо лучше чем прежний здешний работник, но только я открываю рот для того, чтобы поделиться с ней этой информацией, как уже слышу в ответ
- Ага, и американо тоже совсем не дурен. Пошли отсюда, кому говорю
Но и после того, как мы выходим за порог этого заведения, Хольду не отпускает, и пока мы идём по Сергия Радонежского она шевелит губами, временами что-то тихо бормочет себе под нос или делает странные жесты - в общем выглядит так, словно внутри неё поселилась помесь офигевания и задумчивости. Впрочем, а почему "словно"? Она там, внутри, кваритрует - обустроилась, разложила вещи и под аккомпанимент бокала сухого красного временами подпинывает оболочку носителя. А я, безо всякого стыда, наблюдаю за этим и прячу улыбку, потому что и действительно забавное зрелище, и мир мой на месте, в нём ничего не сдвинулось и не тронулось
- Ну что, объяснить? - наконец произношу я, решив что дальше мучить фрау Холле жестоко, дожидаюсь молчаливого кивка с её стороны, довольно киваю в ответ и продолжаю
- Как мне кажется ты решила просто повторить ситуацию, проиграть её заново в тех же декорациях, считая что всё начнёт повторяться,то, что было не так, можно будет поправить, а ответы и Игнаты прилипнут сами - тем более что и я сам этот порядок действий производил только единожды, и твои силы должны были притянуть это повторение сильнее любого электромагнита, да? Можешь не отвечать, этот вопрос стремится к риторическому и я уже знаю правильный и положительный ответ. Так вот - это не работает. Здесь не работает, здесь всё устроено иначе, это не кино. При этом практически всё поправимо, но не таким банально-заклинательским путём, который выбрала ты
- А каким? - по интонации заметно что Хольда заинтересована, причём не старается скрыть этого, а далеко не всякое божество сможет себя пересилить и окунуться в ученичество, а ощущение что это твоих рук, мыслей и речевого аппарата дело приятно ласкает собственное эго
- А хрен его знает, товарищ майор - пожимаю я плечами в ответ - У каждого свой выход и он его старается найти. Причём обязательно находит, но только при соблюдении одного условия - если в процессе поисков руки не отпускает, столкнувшись с тем что не получилось с первого раза, потом со второго и так далее. Уныние, оно, как не крути, действительно грех. Ты же сама мне недавно говорила что изменить прошлое можно только в настоящем, но у тебя, помимо всего прочего, сработала ещё уверенность в своём могуществе, а эта штука тоже иногда осечки дает. Я же Игната ещё осенью отсюда отправил в совсем другое плаванье и он уже забыл сюда дорогу - получается что моё кунг-фу круче твоего
И после этого я оглашаю довольным смехом окрестности Таганки, причём спецом включая в него нотки демоничности (как я её себе представляю)
- Ты просто отнеслась к сказке, как к истории, фрау Холле, небезосновательно посчитав что её, как это неоднократно бывало в этом мире, можно переписать на свой вкус, цвет и размер. Но так тоже не работает - вот тебе ещё одна данность этой реальности
- А между ними есть разница? - заинтересованность не только не покидает владычицы зимних бурь, а растёт в ней, аки тесто на дрожжах
- А как иначе-то - довольным тоном отвечаю я и даже потираю руки - Это разного поля ягоды и они рядом друг с другом даже погадить крайне редко присаживаются. История всегда имеет в своей основе реальных прототипов, пусть даже в ней эти самые типы, становятся совсем иными существами, творят совсем другие непотребства или благости и даже в их внешности могут происходить разительные изменения, если сравнивать с оригиналом - но они, оригиналы эти, всё равно есть и от них, несмотря на то, какой бы бурной или дурной не была фантазия записывающего или рассказывающего, так или иначе остаётся немало. Зачастую истории это просто художественное переосмысление происходящего вокруг, но всё это работает и относительно истории как науки, потому что она тоже состоит из определённого количества последовательно сложенных историй, которым повезло победить на этих скачках к вечности и стать практически каноном. На протяжении всего жизненного пути человечества огни его библиотек горели неоднократно и в каждом из них превращалась в прах и пепел, уходила в небытие целая реальность, которую сменяла другая - угодная тому, в чьих руках был факел. Так что, если отжать из этого лишнюю жидкость и разжевать сухой остаток, то приходишь к выводу, фрау Холле, что мы живём в выдуманном мире, у которого нет конкретного автора, так как имя ему народное творчество. Ну, по крайней мере до того момента, пока технический прогресс не позволил сохранять и распространять достоверные доказательтва происходившего. Так что я, принадлежащий к этому времени, увы, реален, а насчёт тебя есть вопросы - такая вот история
- Я тебя сейчас самого так выдумаю - смеётся в ответ Хольда, шутливо стукнув меня рукой в плечо - Будешь пряжу прясть, причём безо всякого веретена, а она ещё и сама распускаться будет под покровом ночи и всё это будет продолжаться без начала и конца, так что твой приятель Сизиф ещё поймёт что его упражнения с камнем имеют определённую прелесть и не являются худшим исходом. Ладно, с историями разобрались, переходи теперь ко второму тому и постарайся не сжечь его, подобно Гоголю - чем от всех исторических событий сказки отличаются?
- А тут всё просто, их нет - отвечаю я и умолкаю. Пропускаю время, в которое Хольда ждёт что я сейчас продолжу и просто задумался, потом приходящее к ней понимание что лисица вместо тысячи слов охерачила ворону битой, басню сильно сократили, а след плутовки с сыром в зубах уже скрывается за поворотом и после этого продолжаю
- Ну просто их не было в этом мире, никаких переосмыслений, притягиваний к реальности и всего прочего. Сказки это полностью придуманный сюжет, от начала до конца, причём делятся они на два основных типа - о том, что было однажды, давным-давно, в далёкой или не очень галактике и о том, чего ещё не было, но чему обязательно предстоит произойти. Вторые гораздо интереснее, потому что они создают будущее, а первые могут быть внешне похожи на истории - они тоже о прошлом рассказывают, только о том прошлом, которого не происходило, но оно могло бы быть. И их персонажи лишены границ, скобок, кавычек и других ограничительных конструкций - можно посмотреть человеку в лицо и увидеть вместо него море. Или горы. Или языки пламени, причём не только вместо натурального языка, но и из горящих глаз в буквальном прочтении, например. И вот таким извилистым путём мы снова пришли к тому, что твой способ извлечения Игната был обречён на провал - я ничего о нём не знаю и уже даже немного сомневаюсь не придумал ли его, а поэтому поместить этого горе-баристу в сказку было легче лёгкого. Легко ли ему там не имею представления и, если уж начистоту, не очень-то и хочу знать. Его дороге просто повезло пересечься с моей. Или не повезло. Кто знает?
Я оглядываюсь вокруг и понимаю что с пространством и временем происходит что-то не то - по ощущениям за время моего почти монолога мы максимум могли добраться до Садового, да и то если бы шли как участники олимпийских соревнований по спортивной ходьбе, однако вокруг нас уже Таганская площадь, словно в этой мизансцене незримо присутствует кто-то третий, ответственный за изменение декораций, и он шалит. Ну и фиг с ним. Тем более что Хольда указывает пальцем на торжественное убранство входа в метро, которое до конца февраля продолжает поздравлять москвичей и гостей столицы с новым, 2024 годом - правда за прошедшее с новогодних торжеств время вторая двойка уже успела перегореть и теперь это выглядит как оповещение о наступлении в этом мире 204 года нашей эры
- Это как это? - спрашивает меня Хольда с недоумением в голосе
- А это выражение заботы коммунальных служб города о его жителях - стараясь говорить как можно серьезнее отвечаю я - Вдруг у кого душа праздника просит, так вот он повод, пожалуйста
Недоумение полностью овладевает Хольдой и этого я уже выдержать не в силах, поэтому раскалываюсь и хохочу
- Просто разгильдяйство, фрау Холле, расхлябанность, вошедшая в привычку и пожирающая саму себя. Такое тоже бывает. Хотя... Слушай, а вдруг это действительно так и станция Таганская в какой-то момент превращается в портал времени и те, кому не повезло в этот момент спускаться по её эскалатору, попадают прямиком в 204 год - что тогда было?
- Не знаю, я не настолько старая - отвечает Хольда с ноткой раздражения в голосе - У приятелей своих спроси, они всегда были
- А зачем нам высшие силы, когда есть Гугл и Википедия?- торжественно произношу я, доставая из кармана смартфон, забиваю в него запрос и вчитываюсь в его результат - Хм, только одно примечательное событие - указ в Китае о сборе всех налогов натурой. И что мы тогда имеем? Незадачливых путешественников во времени, которые торопились попасть домой при помощи метрополитена, внизу встречают древние китайские налоговики - голые, мытые, во всеоружии. И тут просто так сдать валюту не получится, тут заполнение декларации грозит более серьёзным и утомительным процессом, тем более что древние китайские налоговики исполняют служебные обязанности и они всё будут делать с абсолютно серьёзными и сосредоточенными лицами - так как они же на государственной службе и им нужно наполнить казну.
На этом месте сил для полёта птице моего гона уже не хватает, я закрываю лицо руками и начинаю ржать, попутно отмечая что Хольде удалось удержаться от этого всего лишь на пару секунд дольше меня
- Знаешь, я подозреваю одну вещь - произношу я, наконец справившись с хохотом - Похоже что никакой ты не проводник. Даже наоборот, ближе к Ивану Сусанину... ну или Иванне Сусаниной, если так угодно. Но только ты не ведешь меня куда-то вглубь болот, где я сыщу свою погибель, а наоборот - уводишь меня оттуда, где мне совсем не нужно находиться. Получается что ты Сусанин здорового человека, да?
- Может да, а может и нет - лукаво улыбается в ответ Хольда - Ты лучше туда посмотри
И она указывает на оставшуюся над утекающей с Таганской площади Воронцовской ту светлую полоску в небе, что осталась от прошедшего мимо нас заката
- Солнце уходит - негромко и чуть хрипло говорит она - А вместе с ним и день - а день этот блудный и неприкаянный, он всегда долго ищет путь к тому, чтобы наконец случиться и это у него получается раз в несколько лет, потом он проживает свою короткую жизнь и уходит. 29 февраля. Знаешь что это означает? Зима кончилась. Пусть пока только календарно, но это тоже уже немало
Ну да, я как-то не слишком сильно в последнее время увлекался календарём и про сегодняшнюю дату подзабыл. Ну и что дальше? Она начнёт сейчас таять, не сходя с места, изображая Снегурочку прямо посреди площади? Или уцепится за стаю неправильных птиц, которые улетают вслед за зимой в холодные края?
- Вот ещё, даже не подумаю - слышу я ответ сразу на все невысказанные вопросы и даже не возмущаюсь тому что кто-то покопался в моих мыслях - Мне уже самой интересно к чему это всё вывернет. Пошли отсюда, кому говорю
---
- Ну как дела?
Я обожаю слышать этот вопрос. В первую очередь по причине его откровенной бессмысленности, которая давным-давно перешла в хроническую стадию, но никак не доберётся до терминальной - и поэтому фраза жива, упитана и даже обладает каким-то подобием румянца. Ста процентам произносящих этот набор слов за минусом статистической погрешности по большому счету наплевать, параллельно, пофиг на то, как дела у их собеседника. Ну так, чтобы с реальной заинтересованностью и желанием услышать подробный и развёрнутый ответ - они готовы к какому-то односложному ответу типа "Хорошо", "Нормально", "Пойдёт" или типа того (кстати "Типа того" это тоже вариант ответа), чтобы это ритуальное подобие обмена любезностями, это обязательное предисловие, эти пароль и отзыв были произнесены, чтобы дальше стало возможным перейти к чему-то более конкретному
Мне часто хочется поломать такую парадигму и реально начать рассказывать о своих делах, причём в максимально подробной версии, не пренебрегая ни одной мелочью, а, наоборот, старательно выписывая их кистью своей фразеологии. Но меня всегда не хватает надолго, буквально через две -три фразы я понимаю что ставлю того человека, который напротив меня, или чей голос я слышу в телефоне в весьма неудобное положение, потому что шаблон у него уже затрещал по краешку, а доводить до того, чтобы он порвался в лоскуты становится... как-то самому неприятно, что ли - и тогда я завершаю свою репризу вопросом "Продолжать?" и на это предложение ещё никто не соглашался. Да и поступаю я так только с теми, кто хронически злоупотребляет такими вот "какделами" и, чаще всего, это помогает - либо человек перестает задавать мне подобный вопрос и это излечает его от капельки привычной фальши , либо перестаёт общаться со мной, если это возможно. И для меня в любом случае это плюс. Есть, конечно, промежуточный вариант, при котором произносится "Ну как дела не спрашиваю" - странная констатация, являющаяся росписью с вензелями в ещё большей бессмысленности, причём не себя, а её произносящего - но что тут поделаешь, я никого за язык не тяну. Да и вообще людей надо жалеть, иначе они становятся безжалостными и какие беспощадные химеры тогда оживают в их черепушках предсказать невозможно. Так что как в подобных ситуациях я пропускаю подобный самосурдоперевод мимо ушей, так и над не слишком злоупотребляющими "какделами" предпочитаю не изголяться
Тем более сейчас. И дело не только в личности собеседника, а ещё и в месте, потому что Центральный рынок вовсе не является ни точкой для душевных разговоров, ни даже рынком в прямом смысле этого слова - ну вот такой нам мир достался, в котором однозначность занесена в Красную книгу, что хранится за семью печатями в тёмном чулане, да ещё и вдобавок в яйце по соседству с иглой, и всё это в кабинете уролога. Практически любая вещь в нём или подтекст имеет, или скрытый смысл, или вообще такое двойное дно, которое даже днище и которому завидуют все фокусники в округе. Нет, я подозреваю что в этом помещении раньше действительно был реальный рынок, но потом, то есть сейчас, это место стало попыткой некой достопримечательности типа Ла Бокерии. Правда если сойдя с Рамблы недалеко от Эль Готико, ты попадаешь на реальный рынок, на котором можно ещё и пожрать в относительно цивильной обстановке, после чего отправиться дальше любоваться Барсой в целом и застывшей в камне фантазией Гауди в частности, то Центральный рынок это чисто про пожрать. Этакий митинг пойнт в центре Москвы, который заполонили маленькие ресторанчики (что есть плюс) и фаст-фуды (что есть минус), но они не сетевые (ещё один плюс), однако обстановку ресторанного дворика любого ТЦ не побрезговали забрать с собой - набирай с разных прилавков что и как захочешь (третий плюс), но для начала найди свободный столик (сразу два минуса, причём жирных). Вот интересно - если минус на минус даёт плюс, то какую кракозябру можно сложить из трёх плюсов и трёх минусов? Это геометрическое безобразие нужно ставить прямо перед входом и вешать на него лозунг "Сначала займи столик, дурень!", потому что после трёх часов дня будешь напоминать сокола, что зорко следит за той добычей, где ему можно будет укоренить собственную задницу, но при этом в качестве нагрузки имеет ещё поднос, нагруженный уже купленной снедью - и такая охота может до получаса занимать
И вот после того как узрел и сцапал когтями стол, застолбил его за собой курткой на стуле, отправился на охоту, где добыл себе чираши с лососем, буррито с малиновой сальсой и вишнёвый компот, разгрузил всё это перед собой и собрался предаться чревоугодию, то обнаружил что у меня появилась далеко не самая ожидаемая компания. Не то чтобы я был крайне удивлён в принципе, но вот по месту и времени вопросики появились - потому что напротив меня, усевшись прямо на мою куртку, оказался субъект в лёгком чёрном пальто и нацепивший всё ещё не слишком уместные по сезону солнцезащитные очки на лицо, которое как две капли воды похоже на Дэвида Теннанта из Благих знамений
- Ну как дела? - обращается ко мне Дьявол. И улыбается, не разжимая губ.
А я молчу. Открываю бутылку с компотом, отпиваю на треть, после чего начинаю методично поглощать чираши, периодически поглядывая на вопрошающего. И я очень надеюсь на то, что выражение моего лица сейчас отчётливо передаёт ту мысль, которая угнездилась в моём сознании - уж от кого-кого, а от тебя я вовсе не ожидал такой глупости. Подобный мимически-магический ритуал работает, похоже, улыбка на лице Дьявола начинает медленно скукоживаться, временами пытается дергаться обратно, но после нескольких подобных спорадических попыток всё же сходит на нет. Ну и нормально, за это время я уже опустошил тарелку и теперь могу перейти к перемене блюд
- Удивлен? - снова спрашивает Дьявол, но уже настороженно-серьёзным тоном
"У-у-у, как всё запущено" - думаю я -"Я люблю, конечно, этот удивительный и загадочный мир, но то что его создатель синячит, а антанонист сыплет банальными вопросами не оставляет данной реальности дальнейших шансов на саморазвитие. Ну, блин, вообще так удивлён, что усраться можно. Причём прямо здесь, не вставая с кресла. Вот сколько всего всех за последнее время вторгались в мою жизнь? Для перечисления явно не хватит пальцев рук, так что придётся загибать на ногах, а этого я делать не умею. Хотя, может и умею, просто никогда не пробовал. Но упражняться в подобного рода гимнастике не вижу никакого смысла.Мне скорее увидеть на твоём месте нормального и среднестатистического человека было бы удивительней, вот такая се ля ви - пусть это и тавтология, но звучит как надо"
И, меланхолично макая буррито в сметанный соус, наконец произношу
- Да нет, наверное. Хорошая фраза, предназначение которой включать микроволновку в голове неопытных не носителей языка и доводить в ней мозг до кипения. Я понимаю что к тебе это не относится, подвешивать языки это твоя прямая специальность, однако точнее выразить не смогу. Просто сижу, никого не трогаю, кушаю. Так что давай, рассказывай - чего пришёл?
Потом разом проглатываю половину буррито и жую, уставившись прямо в тёмные стекла, за которыми должны быть глаза, но я в этом не совсем уверен, потому что ни разу не специалист в дьявольской физиологии. Но моё предложение, облеченное в вопросительную форму, даёт неожиданный эффект - Дьявол откидывается на спинку кресла и возвращает себе улыбку, которая ещё шире прежней, причём кажется что зубов у него не тридцать два, а несколько больше
- Эволюция - довольно произносит он, поднимая указательный палец вверх - Как долго я над ней бился. Причем сложнее всего было убедить всех их что исключительно божественного промысла с дарами небес явно недостаточно и их творения могут иметь возможность для самостоятельного развития. Пару раз даже хотел бросить это всё, считая что если уж им так нравится быть властителями марионеток, то пусть и разбираются дальше со своими образами и подобиями, а я возьму и выведу отдельную расу, даже если для этого потребуется какой-нибудь другой мир - но однажды, неожиданно для самого себя, получил согласие. С людьми было чуть проще, но тоже не как два пальца об асфальт - поначалу они удивлённо округляли глаза: "Как это, не единой силой молитвы?", "Зачем идти против того что на роду написано? " и прочая фигня, маскирующая лень, страх или обе эти составляющие разом - страшную лень или ленивый страх. Но постепенно выискивались те, кому становилось интересно, и они были подобны вирусу, реплицируясь внутри себе подобных при положительном результате и поэтому рост поголовья таких пришлось сдерживать. Про Икара читал наверняка, да? Мог ведь мужик запустить самолётостроение больше чем пару тысяч лет назад, но из-за него мой проект могли свернуть, так как кое-кому показалось что люди слишком близко к богам подбираются - поэтому пришлось его крылья кое-чем обработать, он ещё ругался чем это так воняет, потому что до придумывания слова "бензин" было ещё долго. В общем резонансная история была, всё помолились и затаились. Но на время, любопытство не вытравишь ни бензином, ни дустом, ни каким-то иным подобным противовирусным. И каждый раз, когда я наблюдаю производные эволюции, мне радостно - все-таки плоды моих трудов. Вот ты, например - ещё полгода назад на высекание мной огня щелчком двух пальцев смотрел с оторопью, к которой примешивался трепет, а теперь спокойно сидишь, жуёшь и даже стараешься подколоть, хотя видишь меня всего лишь второй с половиной раз. Для тебя это уже нормально, да?
Хороший вопрос. Главное что он не подразумевает однозначного ответа, а подобные вопросы всегда хороши. Естественно что всех этих запредельцев я даже при огромном желании не смогу запихнуть в понятие нормальности. Ну такой, общечеловеческой. Однако подобная нормальность пронзительно скучна и мне кажется что пропитанные ей люди имеют внутри своей клеточной структуры одну волчью хромосому, которая подначивает в полнолуние задрать голову вверх и истошно завыть по несбывшемуся, которого у них и в планах не было. Так что всё это ненормально. Но ненормальность это норма - по крайней мере потому что в её рамках интересней, а сами рамки настолько пластичны и податливы, что соприкосновения с ними не ощущаешь
Однако вместо подобных слегка запутанных рассуждений я отвечаю на вопрос Дьявола совсем иначе
- Мне это кажется... логичным, что ли. Просто с тебя всё начиналось (и под всё я имею в виду именно эту историю), поэтому логично что при твоём участии будет подведен какой-то итог. Окончательный ли он или промежуточный не знаю, думаю что в процессе разберёмся. Но если ты сейчас собрался мне повязку с глаз снимать, то у приговорённого по традиции есть последняя просьба и это, как водится, самое банальное что желают перед казнью - покурить. Ну да, здесь я оригинальностью не блеснул, каюсь - если в таких обстоятельствах исполняются желания, то почему бы не потребовать казнить прокурора или палача вместо себя? Вдруг получится?
- Тут всё просто - отвечает Дьявол, утвердительно качая головой - В моменты смятения чувств мало кто может заметить простой и очевидный выход, об этом даже если и задумаешься, то не поверишь что всё может быть настолько просто. Ну ладно, это так, отступление, после которого я должен тебя обрадовать. Ты не мой клиент. По крайней мере пока. Как дальше выйдет поглядим ещё, Но вот в том что в обозримом будущем вокруг тебя не начнётся ад, ты можешь быть уверен. Конечно если ещё не изжил в себе такую наивную чёрту характера как быть в чём-то уверенным. Ну или если сам вдруг не захочешь ад придумать, у тебя это получится вполне сносно
После этих слов в выражение его лица проявляются нотки задумчивости, Дьявол делает глубокий вдох, который выходит обратно вздохом, и продолжает
- А вот с остальным... Даже не сложнее, а пространнее - такое слово больше подойдёт, потому что парой фраз тут не отделаешься. И твоё предложение перекурить эту тему тут прям как влитое, на своём месте - хотя мне здесь нравится, конечно, обстановка чём-то мой офис напоминает. В масскультуре этого мира одним из модерновых образов ада является кухня закусочной в час пик - шкворчат фритюры, бегают повара и их подмастерья в промасленных передниках, в суете бьётся посуда, у всех по раскрасневшимся лицам текут крупные капли пота и так далее. В общем можно сказать что прошли по касательной, у нас всё гораздо цивильнее: полумрак, неоновые вывески, много народу, небольшое пространство между столиками, в котором каждый второй обязательно войдёт в твоё личное пространство. Почти как здесь. Вот только у нас нет никаких ограничений для курильщиков и поэтому дым это обязательная составляющая в любом помещении - ведь зачем бросать курить, если ты уже и так в аду? А здесь иначе. Но выход есть. Причём даже не фигуральный, а самый что ни на есть всамделишный - есть из этого места один неприметный выход, о котором мало кто знает, но там очень комфортное место для перекура с хорошим видом. Ну что, за мной, читатель?
Я соглашаюсь молчаливым кивком, одеваю куртку и мы идём - вернее сначала едем по эскалатору, потом проходим через зал, поднимаемся по лестнице, потом ещё по лестнице, а потом и ещё по лестнице... И когда мне начинает казаться что эта лестница бесконечна, от чего хочется начать истошно горланить то ли Stairway to Heaven, то ли Highway to Hell, Дьявол вполголоса произносит "Пришли", открывает дверь и пропускает меня вперёд к выходу
Я выхожу и... Ну то, что вокруг уже ночь, хотя я заходил на Центральный рынок в три часа дня и провёл там никак не больше часа, это ещё полбеды. То, что вокруг меня снег отсутствует от слова "совсем" и то ли начало ноября, то ли апреля это дополнительный ингридиент беды. Апофеозом ее является то, что вокруг совсем не мой город, похоже - вместо ожидаемого Рождественского бульвара передо мной пирс, на котором выстроилась длинная вереница фонарей, уходящая в бесконечность, которая прячется в тумане, а слух отчётливо ловит плеск волн. В общем не Москва ни разу
- Ну могу же я сотворить наиболее подходящую реальность для хорошей беседы? - раздаётся голос за моей спиной - Абсолютно несложный фокус, кстати, просто надо хотеть, чтобы он получился, тренироваться и не опускать руки после первой, второй, третьей и даже сто первой попытки - потому что мастерство это не только талант, но ещё и навык, а колдовство его родственник
Произнеся это Дьявол выходит из-за моей спины, щелчком прикуривает и, разведя руки в стороны, вопросительно смотрит на меня - мол как тебе? Точнее я догадываюсь что он так смотрит по выражению лица, потому что своих тёмных очков он так и не снимает, несмотря явно не солнечное время суток - возможно у него там вообще нет глаз, они ему не нужны или незаметно летают в паре десятков метров над нами, фиксируя общий план этой картины
- Пойдёт - коротко отвечаю я - А почему именно море? Ну и если бы закат включить по ходу движения, на том конце пирса, то было бы более красочно
- Ну-ну, раздухарился - посмеиваясь прерывает меня Дьявол - Всё бы вам только мою работу рецензировать и критиковать. Ну хотя бы ничего не приписываешь , и на том спасибо. И в качестве благодарности отвечаю по пунктам - мы у моря потому что о нём говорят не только на небесах, на том конце пирса ничего не может быть потому что у него нет конца, а закаты свои рисуй сколько хочешь, когда и если научишься их создавать пространства самостоятельно. А тут моя территория, поэтому прекращай привередничать хотя бы потому что это бесполезно и ничего не изменит - считай что это альтернативная версия Рождественского бульвара и прогуливаясь со мной по бульвару с таким названием ты попал в офигенный такой оксюморон. Пошли
И дополнительно вытягивает руку вперёд, указывая направление. Ну хоть не по воде идти предложил, а то я даже с учётом создавшихся обстоятельств сомневаюсь что открою в себе такую возможность
- В общем так... - Дьявол осекается, дожидаясь пока я прикурю и догоню его, после чего продолжает - По поводу того, что с меня всё началось - тут всё не совсем так просто. Точнее, по заведенной традиции, неоднозначно - правда есть мнение что в данном вопросе эта самая неоднозначность приняла форму квадрата, уселась в куб и еще кричит оттуда про какую-то степень, попутно посылая всех к какой-то матери. В общем можно сказать что всё началось с тебя. Ну не вообще всё глобально, а именно твоё всё - оно есть у каждого и для каждого своё. Вспоминай: дождливый день в августе, который оказался ещё и несказанно тёплым, поэтому можно было вооружиться зонтом, но ходить в футболке - такая комбинация крайне редка в этом городе и от этого день априори был особенным, и думалось в нём легко и о разном, и... в какой-то момент в твоём сознании возникла мысль "А если при следующей встрече взять и придумать вместе историю, то о чем она могла бы быть? ". Ты задумался перед тем как ответить самому себе, после чего начал формулировать "Ну, например, как я встретил... ", подумал ещё на пару секунд и закончил "... Дьявола". Я не знаю почему ты сделал именно так, вот честно, и ты сам тоже не знаешь - но так случилось. Только не думай что ты таким образом вызвал меня, возможность вызвать Дьявола это просто притягательная фантазия, с помощью которой шарлатаны различных мастей вытаскивают деньги из карманов очарованных простаков либо тех, кто находится в состоянии критичного смятения духа. Меня вызвать невозможно, я сам по себе и хожу куда хочу. Кстати, в тот момент я не хотел, и никуда не пошёл. Да и сам ты просто рассмеялся от такой идеи - банальщина мол какая, уж сколько раз о подобных встречах твердили миру. Хотя истории этого мира бедны разновидностями сюжетов, но богаты их интерпретациями, поэтому и из подобного можно вытащить что-нибудь интересное, особенно если Дьявол не окажется конкретно инфернальным злом, а немного иным парнем, которого привело сюда... ну, скажем, любопытство - хотя и это тоже было, в том же Джо Блэке, но уже становится понятно в какие ямы аллегорий сваливаться не стоит и нужно продумать обходные маршруты. Но в этот момент тебя чуть не обрызгал пересекавший лужу электросамокатчик, и ты переключился на другую мысль, отложив на полку перспективу встречи со мной - примерно так всё было, да?
И по ходу его рассказа слова Дьявола начинают преобразовываться в картинки из моей памяти, и я уже вижу вместо тёмного пирса, освещённого фонарями, набережную Москвы-реки, и церетелевского монстра по левую руку, и дорожку для движения колёсных упырей, на которую я захожу, надеясь на то, что в такую погоду их испепелят разрядами сами средства передвижения. И поэтому молча киваю - продолжай, мол, пока что все шары в этом барабане выпадают в нужной последовательности, может и до джек-пота доберемся, попилим его пополам и улетим на три года на Канары
- Ну а дальше - с довольной улыбкой продолжает Дьявол - Спустя пару-тройку недель ты уже вцепился в эту историю. Не то чтобы как в спасательный круг, потому что создающий штормы не задумывается о том, что его самого может накрыть волной и утянуть на дно, а просто законы компенсаторики в этом мире работают хорошо. Не всегда, конечно, и не безупречно, но все равно регулярно и действенно. И можно пытаться разбираться в их следствиях, переваривая исключительно от чего и почему вот это всё, но есть и другой путь - сделать их причиной, разукрасив таким образом свой мир другими декорациями, и вот это ты всегда умел делать без подсказок всяких посланцев из Запределья. Но в тот момент, когда ты уже был готов к заключению сюжета о встрече с Дьяволом в энное количество знаков, которые можно исторгнуть из себя, записать и забыть, отпустив на свободу, ты встретил меня. Просто повезло. Ну или так было суждено, если переходить на возвышенный штиль. Никто из нас этого не жаждал, не был ослеплён подобной перспективой. Так сложилось. Ну а дальше многочисленные родственники Ариадны набежали толпой со своими нитями, которые заплелись и всё завертелось. Вот теперь и поди разберись с кого из нас это всё началось, да?
После этой фразы Дьявол щелчком выбрасывает окурок прямо в море, тот выписывает в воздухе какой-то вензель и в момент соприкосновения с водной гладью из неё в небо взмывает столб пламени. Он освещает окружающее пространство, показывая что в нём никаких архитектурных излишеств не водится - только пирс с вереницей фонарей, окружённый бесконечным туманом, в котором теряется всё, но от этой вспышки белесая дымка на несколько секунд становится желто-красной
- А какая разница? - меланхолично произношу я, глядя на последние отблески этого цветопредставления - Я вообще-то использовал фразу про начало и итог как фигуру речи, которая подходила к описанию момента и выглядела так же логично, как и наша сегодняшняя встреча с тобой - а ты не то что на её базе теорию развёл, а даже целый мир создал. Всё-таки вы все порой излишне серьёзны, я допускаю что и весь мой мир был придуман чисто по причине того, что кто-то с излишней значимостью отнёсся к случайно брошенной фразе. Нет, спасибо тебе, конечно, за экскурс в недавнее прошлое, это было и интересно, и познавательно, однако как ты же сам говаривал в одном из своих воплощений (в котором отчаянно старался остаться неузнанным, но у меня вдруг на подобные вещи прорезался третий глаз, что ли) "Бывают периоды, когда твой знакомый становится опознавательным знаком". Так что нет смысла долго перетирать как всё началось и как оно развивалось, это была бы хорошая тема для неспешного разговора у камина под аккомпанемент коньяка двух старых знакомых, у которых кроме воспоминаний больше ничего не осталось. Возможно так когда-нибудь и произойдёт, но мы ещё до этого не доросли - поэтому вся суть в том, зачем нам с тобой потребовалось быть в именно этом здесь и сейчас? Поэтому давай перейдем от закусок к основному блюду твоей адской кухни, ибо я не сомневаюсь в том, что оно у тебя заготовлено
-Такой суровый, аж страшно, сейчас прям раскаюсь во всём сразу и уйду в монастырь... женский - с саркастической улыбкой произносит Дьявол - Ты лучше выдохни, закрой глаза, потом глубоко вдохни соленый аромат моря и попробуй насладиться этим местом. Раз уж сюда попал и далеко не факт что когда-нибудь вернешься
А дальше меня уговаривать и не стоит - я весьма долго не попадал на морские берега, для того, чтобы выпендриваться, и поэтому с радостью провожу предложенный мне сеанс дыхательной гимнастики. Чувствую порыв ветра, который пробегал где-то рядом и задел моё лицо, слышу мерный шелест волн, который то ли убаюкивает, то ли вводит в транс, и даже где-то вдалеке чудятся крики чаек - хотя сейчас ночь и они наверняка спят, но моё воображение дорисовывает их в этом ночном тумане И начинаю ощущать что я почти... счастлив, что ли
- А где мы? - негромко спрашиваю я
- Это Неверленд - в той же тональности отвечает Дьявол - Не волнуйся, никакой Питер Пэн сейчас не объявится и не потребует чтобы мы отсюда удалились нафиг - это место умеет быть для каждого своим, но при этом локализует каждого из своих обитателей, не давая их реальностям перемешиваться. И путь сюда это вовсе не полет ко второй звезде справа, в котором нужно никуда не сворачивать до самого утра, равно как необязательно для этого подниматься пролётами лестниц Центрального рынка, путь в собственный Неверленд находится внутри каждого, нужно только набраться смелости сделать по нему первые пару-тройку шагов. Ну ладно, открывай глаза, отлипай - а то превратишься в подобие каменного истукана и мне придётся тащить тебя на остров Пасхи - а это и долго, и муторно, и не хочется вообще
Я открываю глаза и тут же понимаю что становлюсь свидетелем редчайшего явления в астрономии - Дьявол смотрит на меня, не пряча глаз за тёмными стёклами, и они у него жёлтые. Даже светятся немного, в полумраке это заметней. Так что похоже что в Благих знамениях исполнитель роли демона Кроули не прибегал к помощи контактных линз для создания своего образа
- Дело действительно есть. Только сразу заметь что я ни на чем не настаиваю, ни к чему не принуждаю и даже не предлагаю подписать хитромудрый контракт, по которому в обмен на свою душу ты получишь исполнение пяти желаний. Или семи, если хорошо поторгуешься. Так вот - я вижу что тебе здесь понравилось, и даже не отнекивайся от очевидного. А ты никогда не думал что тот мир, частью которого ты являешься, тоже можно перестроить подобным образом? Нет, я не имею ввиду что по экватору протянется бесконечный пирс с фонарями, на небе после рассвета сразу будет начинаться закат, а для пущего мистицизма всё будет окутано туманом. Просто ты ведь время от времени думаешь что мироустройство твоей реальности как минимум не совсем такое, как хотелось бы лично тебе, да? Даже не пробуй отвечать иначе, потому что правильный ответ мне известен. Достойные чего-то его не всегда обретают, а проходимцам наоборот прет не по-детски, большинство проживает свой век ради участия в массовке и в статусе тихого троечника, а в людях тебя больше всего раздражает не какие-то личные свойства, но их количество - в общем справедливости в этом мире никто не обещал, как ты любишь временами приговаривать. А если так, то почему бы не попробовать его изменить? Тем более что возможность у тебя есть, нужно просто придумать историю о том как твой мир изменился, а потом захотеть чтобы она сбылась - причём настолько сильно, как до этого ничего не хотел. Имей в виду что я ничего не обещаю и ни под чем не подписываюсь, но шанс есть. Определённо есть. А даже если его и нет, то что ты теряешь? Просто останешься жить там же, где жил до этого, продолжишь периодически натыкаться на его несовершенства, но при этом будешь знать что попытался
И вот стоило всё этого городить, не торопясь подводить, чтобы ... Хотя... как не странно это признавать, но стоило. Причём думая об этом я имею в виду не только нашу сегодняшнюю встречу, а вообще всё происходившее с момента нашего первого пересечения в виде моей мимолетной фантазии. Ведь не только Неверленд оказался ужасно притягательным местом, и если бы на этом пирсе обнаружилась лавочка, то я присел бы на неё, закурил, смотрел бы вглубь окружающего тумана долго-долго, возможно даже вечно - но и визиты всех этих запредельных гостей уже проросли в моей реальности, стали частью меня самого, чём-то типа покрова охраняющей меня тени. Однако…
- Однако - я ещё и произношу вслух последнее слово - Это же надо выписывать весь мир со всеми его подробностями и мелкими деталями, а я не то, чтобы сомневаюсь, а полностью и бесповоротно уверен что не смогу быть настолько же дотошным, как Билли
- Забудь про Билли - резким тоном прерывает меня Дьявол - Считай что он не при делах. Тем более что именно так и есть. За твоим миром уже никто не присматривает, не подстригает кусты, а уж сорняки так вообще считают себя неотъемлимой частью этого огорода и он уже давно требует чтобы его пропололи
И вопросительно смотрит на меня своими жёлтыми глазищами, давая понять что момент выбора и настоящий момент это сиамские близнецы
- Всё понятно, ты съел Билли. Вот почему на Центральном рынке ты ничего не ел, Билли оказался сытным и калорийным - серьёзным и лишённым эмоций тоном произношу я и настолько же серьёзно продолжаю - Шутка. Нет, предложение заманчивое, конечно, однако в совершённом и выстроенном по моим лекалам обязательно найдётся кто-нибудь, кому подобное положение вещей будет не совсем нравиться, причём наверняка он будет такой не один, и однажды кто-то из них задумается о том, как он встретил тебя, потом ты притащишь его в какую-нибудь другую вариацию Неверленда и всё повторится заново. И мне уже сейчас становится неуютно от ощущения себя частью спирали между кем-то и кем-то, а если уж окажется что с Билли я угадал, то…
Я делаю заговорщицкую паузу и с улыбкой смотрю на Дьявола, которому становится не очень уютно от такой моей реакции и поэтому он снова прячет глаза за тёмными стёклами
- Ну ведь ещё раз шутка - продолжаю я, хохотнув, после чего стираю половину улыбки со своего лица, оставив её только в уголках губ - Понимаешь, красота мира ещё и в его несовершенстве - оно не разрушает прекрасное, а только подчёркивает его. Идеалы слишком предсказуемы, а если твой мир перестаёт тебя удивлять, то он просто теряет свою прелесть
- Ясно - сухо резюмирует Дьявол. Потом рисует пальцами в воздухе прямоугольник, материализуя таким образом прямо на пирсе дверь, достаёт из кармана карандаш и старательно выписывает на ней слово "Москва" - Тогда тебе пора
- Что, так просто? - я от удивления даже чуть глаза округляю
- А зачем усложнять? - пожимает плечами Дьявол - Я предложил, ты отказался. В уговорах смысла нет, причём не только сейчас, а вообще всегда, потому что пытаться заставить кого-либо что-то сильно хотеть бессмысленно - максимум можно добиться того, что он просто притворится. А мне такое не нужно
- Ну ладно - теперь уже я пожимаю плечами - Тогда я пошел. Было интересно, но говорить на прощание "Не пропадай" не стану
После чего открываю дверь, вижу за ней привычный мне Рождественский бульвар, куда мне предстоит вернуться, делаю к нему шаг, но притормаживаю в дверном проеме и, не поворачиваясь, произношу
- Ещё не дают плодов цветы зла, но будь готов, да?
- Что? - удивлённо переспрашивает меня Дьявол, но я даже не и не собираюсь отвечать, только сам же улыбаюсь своей фразе и с хлопком закрываю дверь в Неверленд.