Начавшаяся три с лишним года назад пандемия на некоторое время загнала людей по домам, любые оффлайн-мероприятия стали непозволительной (да и опасной) роскошью. За это время мощное развитие получили различные онлайн-технологии, позволяющие видеться, общаться и даже собираться целыми компаниями, не выходя из дома. Но живое общение ничто не заменит. И вот, после двухлетнего перерыва, как грибы после дождя, в различных сферах, в том числе и в поэтической, начали множиться всевозможные фестивали, выставки, концерты, квартирники, семинары, совещания и прочая, прочая. Автору, до сего момента жившему в основном в виртуальной среде, удалось в минувшем году приобрести опыт участия в различных очных мероприятиях. А опытом надо делиться)
Начнем, как водится, с плюсов.
1. Общение с единомышленниками. Конечно, если вы интроверт, чей коммуникационный ресурс до дна вычерпывается работой или родными, то вам это вряд ли будет интересно. Но не секрет, что многие из сетевых авторов по жизни занимаются чем-то другим, далеким от литературы, а на поэтические/прозаические сайты приходят ради возможности повариться в творческой среде. Но общение в этом случае сводится в основном к текстовому формату, который имеет свои ограничения. На фестивале же можно познакомиться, подружиться, поругаться и помириться в режиме реального времени и непосредственного контакта. Некоторые из этих знакомств могут перерасти в дружбу, некоторые захочется забыть, как страшный сон, - в любом случае, ценность живого человеческого общения отрицать сложно.
2. Обратная связь. Как правило, фестивали проводятся по итогам неких конкурсов, премий или семинаров. А это означает, что ваше творчество в любом случае попадает к жюри - уважаемым и авторитетным людям из литературной среды: известным поэтам, критикам, редакторам журналов и т. п. Да, порой и от профессионалов можно получиться весьма странный отклик, но лично мне стабильно везло на мастеров: при том, что мнения высказывались разные, все они были достаточно интересны, аргументированы и корректны.
3. Незамыленный взгляд. Большинство сетевых авторов имеют собственный ареал обитания: как правило, это один или несколько сайтов, где им комфортно и интересно, и/или соцсети. Там уже сформирован более-менее стабильный круг читателей, определены списки симпатий и антипатий, поэтому отношение к новым стихам предсказать несложно. На очном мероприятии вы так или иначе столкнетесь с новыми людьми, которые познакомятся с вашим творчеством впервые. И воспринимать его будут вне контекста ваших регалий в сетевом пространстве и отношений с другими авторами. Да, такой взгляд зачастую поверхностен, зато честен и позволяет расширить спектр отзывов и повысить достоверность общей картины.
4. Насыщенная культурная программа. Фестивали, как правило, длятся по несколько дней, и грамотные организаторы пытаются соблюсти баланс между познавательной и развлекательной составляющими. А это значит, что участников ожидают не только занудные академические лекции (хотя и они тоже), но и лекции весьма увлекательные, а также семинары с обсуждениями, экскурсии, выступления, концерты, последующие неформальные посиделки в номерах или массовые гуляния, - в общем, насколько хватит фантазии, смелости и спонсорских средств. Отличный способ ненадолго вырваться из рутины и почувствовать себя представителем богемы)
5. Плюшки от организаторов. Как уже говорилось, фестивали обычно являются завершением неких конкурсных мероприятий, а значит, на них выдаются призы. Это может быть нечто эфемерно-почетное - например, рекомендация в СПР или публикация в толстом журнале, может быть реально ценное - например, издание собственной книги, а может и вообще какая-нибудь ерунда типа приглашения на еще один фестиваль в условный Новокузнецк (куда вы вряд ли доедете, если не являетесь истовым фанатом подобных приключений и не живете где-то поблизости). В некоторых случаях может не обломиться вообще ничего, но мы сейчас говорим о плюсах) И их, на мой взгляд, достаточно.
Теперь о минусах.
1. Материальные и временные затраты. В основном организаторы стараются поощрять участников, частично оплачивая им дорогу и проживание (чаще последнее), но надо понимать, что условия этого проживания будут весьма скромны (хостел с комнатами на 4-8 человек), а за дорогу с большой долей вероятности придется платить самим. Питание тоже почти наверняка будет бюджетным (если вообще будет что-то, кроме кофе и бутербродов в перерывах). Также никто не будет возмещать вам деньги, которые вы могли бы заработать за то время, пока фестивалили (если он попадает не на выходные, набежит приличная сумма).
2. Напряженный график. Подъемы в 7 утра после отбоя в 4 - это вполне реально, если, конечно, вы не являетесь убежденным ЗОЖником и адептом спортивного режима. Но даже если вести себя прилично и не поддаваться на удочки в духе "а там Вадик вышел с гитарой", официальной фестивальной программы, как правило, достаточно, чтобы через некоторое время уморить самых стойких. Банально сидеть по несколько часов в лекционном зале - уже испытание.
3. Низкий уровень авторов. Несмотря на конкурсный отбор, на фестивали часто прорываются случайные (или очень упорные) люди. С ними можно прекрасно потрындеть за жизнь после окончания официальной части, но если вы попадаете в один семинар и вам там приходится обсуждать стихи - это нелегкое испытание для обеих сторон. Если природа не одарила вас изрядным запасом тактичности и умением делать покерфейс, можно нарваться на открытый конфликт, а также прослыть грубой, нечувствительной личностью. В свою очередь, выслушивать откровенный бред от людей, чья компетенция, мягко говоря, вызывает вопросы, тоже не слишком приятно. Но лично мне в данной ситуации больше всего жаль мастеров: в идеале они обязаны высказываться, причем объективно, но в такой форме, чтобы даже самые слабые и впечатлительные участники не рыдали потом в подушку. Мне довелось видеть чудеса дипломатии, проявленные на этом поприще, это впечатляет.
4. Вкусовщина. В плюсах упомянуты незамыленный взгляд и обратная связь от авторитетных литераторов, но надо понимать, что все они люди, хуже того - читатели. А каждому читателю свойственна субъективность. Поэтому вас запросто могут обласкать на одном фестивале или конкурсе, но утопить или вообще не заметить на другом. Кроме того, высказанные на счет вашего творчества мнения могут так сильно разниться, что станет непонятно, куда, собственно, двигаться дальше. Для внушаемого автора, у которого отсутствует некий внутренний камертон, определяющий ценность и полезность мнений, это может стать тяжелым испытанием.
5. Скандалы, интриги, расследования. Не секрет, что литературная среда - это тот еще гадюшник. На фестивалях все это обостряется благодаря большому скоплению разнохарактерных персон, пытающихся потешить свое самолюбие, конкуренции и алкоголю. Бывает, что из мелкого скандальчика вырастают дрязги, которые потом тянутся годами, а причастная публика вынуждена выбирать сторону в конфликте (кто не с нами - тот против нас). Бывает, что отдельные индивиды откалывают такие номера, что стыдно потом становится всем. Много что бывает, и если в сетевой среде в горячие моменты является модератор с карающим мечом и отправляет всех в бан, то в реале разрулить ситуацию не всегда просто. Так что этот минус тоже напрямую вытекает из "живости" общения.
Подытоживая, хочется сказать, что каждый выбирает для себя: кто-то жить не может без такого формата мероприятий, а кто-то убежден, что ноги его там не будет. Лично мне фестивальная жизнь подарила массу эмоций и опыта, а также заряд вдохновения, но при этом показалась весьма утомительной. Так что участвовать в подобных поэтических слетах имеет смысл пару-тройку раз в год, не чаще, иначе велика вероятность, что сопутствующая творчеству движуха вытеснит само творчество.