"
Если вы ущипнули себя, но видение не исчезло - ущипните видение"© Что ж - постараюсь «ущипнуть» своё видéние/вúдение)) Кто и как видит, чувствует стихи – дело тёмное, не всегда осознанное. Для меня это действо похоже на апперцептивный тест. Читаю текст, и моментально возникает образ/ слово/мелодия. От чего это зависит – Бог его знает. Говорят, что за внезапными ассоциациями скрывается наша личность, а картинки – верный путь вытащить её из «норки» подсознания и охарактеризовать: какая личность – такие ассоциации. Или словами Верки Сердючки: «Какая семья, такое и солнышко»)))
Итак, я перед читателем-психиатром как на ладони. Жирным шрифтом выделено кодовое слово/образ, возникшее при чтении произведения.
1.«Соломенный плащ обезьяны». Олег Юшкевич суша над небом, над сушей - полоска васаби:
изнемогая, уставшее солнце уходит.
брызги оливковых волн, одинокие крабы,
вечер. и воздух – насыщен, загадочен, йодист…
скалы скончались, как будто они скалозавры -
в позе застывшие, в бозе почившие звери…
рай нерожденных стихов, умерщвленных метафор,
шум тишины, понимание смыслов и меры.
блажь облаков, облака – шаловливые дети,
путают воды и выси, вплетая картинно
легкость давлений морских и лазурные клети.
еле заметное солнце – уже паутинка…
............................................
медленно движется странник, седой, но не старый
(словно несолнечный склон голубой Фудзиямы).
посох и сверток в руках – мемуары в муарах,
шаг - неритмичен, дыханье и время – местами…
истина там - за пределами слов и изъянов,
восемь и сто человеческих жизней – до срока…
падает свиток – «Соломенный плащ обезьяны» -
и умирает создатель последнего
хокку…
На этот стих я уже писала рецензию, потому просто её скопирую в обзор.
Гонби. Когда-то мне очень хотелось научиться писать тушью китайскую миниатюру. Впрочем, и сейчас не оставляю надежд, что наступит такое время... Так вот - стих мне напоминает стиль "гонби", который отличается хорошо прописанными деталями; наличие облаков, воды, скал - характерно для китайского понимания слова "пейзаж", которое, собственно, и означает - "картина, на которой изображены горы и вода". А философское наполнение стиха делает эту картину совершенной)
2.«Июльские сны». Алекс Фо Октябрь за окном рвёт остатки кленового пледа,
И дождь барабанит по крышкам квартирных кастрюль,
А тут, в уголке – прикорнувшее рыжее лето,
Сухой хворостинкой шуршащий по стёжке июль.
Там − иней к утру выползает, колюч и неслышим,
На лужицах стынет хрустящий невидимый лак,
А здесь – по дремучей траве пробираются мыши,
Пищат и зовут на пушисто-духмяный чердак.
Там странные белые мухи кружатся над полем –
Наверно, болеют – покорны, слабы и скучны…
А в мире коврово-домашнем, под солнцем настольным,
Котёнок по крышам уходит в июльские сны…
Иероглиф. Иероглиф «кошка». Странные эти японцы: назвать кошкой то, что называется «собакой, гуляющей по полю». Причём по рисовому полю. Сам иероглиф выглядит так:
Что же, собственно, вызвало такие ассоциации? Отправными словами стали: «прикорнувшее рыжее лето», «белые мухи кружатся над полем», «котёнок …уходит в июльские сны». Так как знатоки японской письменности предполагают, что кошка=собаке=любому пушному зверьку, то с возникновением «прикорнувшей» части, вроде, понятно. В иероглифе квадратик, означающий поле, очень похож на окошко. Вот в него, как окно времени, и уходит котёнок-лето. А что касается снежинок, то мне они всегда напоминали разваренный рис, а не мух))) Эх, мало во мне романтики)))
3.«Тень этой птицы». Светлана Алексеева (Братислава) Тень этой птицы летала отдельно:
по мрачноватым гудящим котельным,
вдоль полустанков, листвой занесенных,
сквозь запылённые стекла вагонов...
То коридором скользила больничным,
в пульсе прерывистом билась по-птичьи,
то в полумраке усталого лифта
виделась в странном плетении шрифта.
То ночевала в клубочках омелы,
то разрывала порядок замшелый,
падала в рифмы и билась о строки
тень не осознанной птицы Тревоги.
Вагнер. "Чёрные птицы слетают с луны, чёрные птицы - кошмарные сны" ©. Позже подумалось, что при чтении стиха Светланы должны были бы возникнуть эти строчки. Но нет, ассоциации отослали меня не к Нау, а к Рихарду Вагнеру, к его «Пути в Вальхаллу». Возможно, причиной тому слова самого композитора: «в детстве звук квинты сливался для меня с таинственным миром призраков». Или – что скорее всего – ритм музыкального произведения. Многие скажут, что в нем звучит триумфальность. Видимо, я слышу иначе: словно юла, вращается и набирает темп Тревога. Каждая строчка стиха, как взмах крыла, как метание тени птицы, автоматически воспроизводит в памяти ритм «Пути в Вальхаллу».
4.«В эпоху взрослости». Лола Ува В эпоху взрослости нет места сопливым сказкам,
Возникли трудности – лучше держи удар.
Здесь фею-крёстную успешно заменит КАСКО,
(Вот только с тыквой не стоит ходить туда.)
Забудь о правилах, акценты слегка сместили.
Ребрендинг Золушки: "Не ожидай чудес!"
Работай, милая! Бесплатно - в привычном стиле.
Тяни до пенсии, после ходи в собес.
Ругай правительство, инфляцию, пьянки мужа,
Вздыхай тоскливо, мол, что-то пошло не так.
Зри мыльнооперный рекламновостийный ужас
(Засохший пряник - порою больней кнута.)
Эпоха гласности нарочно сгущает краски,
«Слоны» рождаются чаще из ничего…
Но в куче вымыслов нет места счастливой сказке
И во взрослении это грустней всего.
Неопределённость. В детстве всё казалось определённым и понятным, приклеенные ярлыки чётко указывали: «можно», «нельзя», «хорошо», «плохо», а сказки всегда заканчивались победой добра над злом. Со взрослением жизнь постепенно усложнялась, становясь не настолько однозначной, как прежде, а зло - хитрей, изворотливей)) Мне почему-то вспомнился гейзенберговский принцип неопределённости. Гейзенберг заметил, что наблюдения (визуальные измерения) влияют на предмет наблюдения, а взаимодействие с какой-то формой энергии, например, светом, позволяет увидеть образ объекта и его положение в пространстве. Применяя этот принцип к стихотворению Лолы, можем предположить, что на взросление воздействуют наши «наблюдения» - обстоятельства, события, общения, а полученная информация и размышления проливают свет и изменяют былые представления.
5.«Лето медным августом накрылось». Аэль Дороро Ярко-желтогрудых листьев легкокрылость
Вдохновляет ветер на стихи без слов;
Леди Лето медным августом накрылось,
Предъявив с усмешкой смету на тепло...
Станет ведьма Осень бешеной лисицей,
Посчитав за мёртвых выживших цыплят;
Не впервой под брюхом божьей колесницы
Мне колючки-стрессы аурой цеплять...
Сортирую в рифму горечи оттенки,
Излечить пытаясь творческий запор.
Люди-дуболомы пьянствуют за стенкой,
Проклинают всуе кризис и террор...
Горизонта мрачен предзакатный клирос,
А к душе как будто присосался клоп...
Это Лето медным августом накрылось,
Предъявив с усмешкой смету на тепло.
Мины. Есть такая компьютерная игра про минное поле. Задача - пройти все ходы, не подорвавшись. При освобождении очередной ячейки на ней появляются сведения, информирующие о количестве оставшихся взрывных устройств и ходов. Внимательный игрок сумеет спрогнозировать, где находится следующая опасная зона. Чем больше квадратов открыто, тем точнее местонахождение самой мины. Аэль под перечислением стрессовых факторов умело прячет приметы наступающей осени, но всё равно – бабаххх! - «Лето медным августом накрылось»©
6.«О с т р о в и т я н к а». Вика Виктория Я островитянка с далёких островов Тринидад и Тобаго,
Носят наизнанку там платья, воспротивишься - побьют батогами.
Там не видно птиц, на деревьях - перелётные летучие мыши,
А наследный принц акварели и прошения для подданных пишет.
Кто-то на рассвете разносит по домам свежий запах сандала.
Взрослые и дети обязаны по улицам ходить без сандалий,
Чёрные коты всем идущим без сандалий уступают дорогу,
Там без суеты покидает в полдень небо синий месяц двурогий.
Если на Тобаго светает, Тринидад погружается в спячку,
Ромовые бабы по ромовым гулящим мужикам там не плачут,
Сладкую ваниль добавляют по традиции в похмельное пиво.
Сказка или быль? Ты узнай у тринидадок и тобагцев счастливых.
Тональность.«Если вы хорошо справились со своей работой, любой зритель по выбранному вами цвету безошибочно определит, освещена ли эта сцена светом зари или полуденным солнцем» - так говорил художник Чарльз Готорн. Мне кажется, что после этой цитаты уже и не надо объяснять, почему возникли такие ассоциации. А причина употребления слова «тональность», а не «тон», такова: на мой взгляд, в стихотворении не просто слова , это – система «ладовых» значений, складывающихся в солнечную тональность; каждое слово, каждый образ работает на гармоничное восприятие целого. И это – мажорная тональность счастья. Хотелось бы мне пожить в этом мире «наизнанку»))
7.«Книжные люди». Анна Хайль Там, где шепчутся тени ушедших эпох,
расползаясь под вечер бродяжить в углах,
там, где воздух спрессован –
и каждый глоток
упоительно тленом бумаги пропах,
там, где время,
незримый, но опытный маг,
не скупясь рассыпает пылинки минут, –
там на улицах-полках в уютных томах
пожелтевшие книжные люди живут.
В закартонных мирках
свой порядок царит –
человечки растят шаловливых детей,
и влюбляются насмерть, и плачут навзрыд
от чернильной тоски,
от бумажных потерь.
Уважают кто скромность,
кто глянцевый шик,
воспевают в стихах благородство и риск –
и украдкой судачат о драмах чужих –
кто попал в переплёт,
кто расклеился вдрызг.
Ненавидят,
грустят,
побеждают врагов,
чьи-то судьбы сминают,
обходят мораль...
И вполшелеста молят всесильных богов
о счастливом билете в мелованный рай,
и парят от любви,
и срываются вниз...
А когда по стенам растекается день –
удивлённо взирают с открытых страниц
на других – но по-своему книжных людей.
7 долин. «7 долин» – это учение суфи, которое рассказывает о совершенствовании человека – от «человека в возможности» к человеку «в действительности». Суфи различают людей знающих и людей познающих. Знающий человек – это сосуд, наполненный «многими философиями и системами» ©. Его путь к совершенству завершён. А вот путь познающего иной – он продолжается, а знания позволяют идущему развиваться. Мне видится в стихотворении Анны мир знающих «книжных людей» - на полках. А тем, на кого они «взирают с открытых страниц» ©, предстоит выбрать свою дорогу – отказаться или решиться пройти «долины» познания и подняться над самим собой.
8.«Виртуальные ангелы». Николай Даниш У Неё не всё в этой жизни - ладом,
У Неё период сейчас такой,
Что до чёрта нужен хоть кто-то рядом,
Кто бы мог от бед заслонить собой.
Кто бы мог, хотя бы, не дать сорваться,
Поддержать, приняв на себя удар…
Молода ещё – Ей слегка за двадцать –
И в мужья Господь никого не дал…
Ты решишь, что это немного странно,
Но в Сети случаются чудеса:
К Ней ввалился в «Скайп» виртуальный Ангел -
Залетел транзитом, на полчаса.
Не хотел снимать даже нимб в прихожей,
Так спешил, боясь опоздать в астрал,
Но взглянул, как только Хранитель может,
И внезапно всё про Неё узнал.
Оказалось, тут Он всего нужнее:
Нехороший может настать момент…
В общем, Он решил оставаться с Нею,
Потому что «это – его клиент».
Примостился слева, в углу экрана,
И осенней ночью, открыв портал,
Позволял Ей всё, что она желала,
Даже брал с собой полетать в астрал,
В параллельный мир, где сбывались грёзы,
Врачевал Ей душу, берёг, хранил…
А в реале ветер качал берёзы,
И ломился в окна, что было сил.
А Она в реале хотела с ним быть,
Ведь не в грёзах счастье Её, да снах!
Но однажды ночью вернулась… с нимбом,
Босиком, и с белым пером в руках.
***
Горько пахнет листьев сожжённых пепел,
Из портала, с неба ли - донесло:
- Don’t worry, милая, и… be happy!
Научись летать и твори добро!
Барьер. У болгарского писателя Павла Вежинова есть замечательная повесть, которая называется «Барьер». В ней рассказывается о девушке Доротее, обладающей сверхъестественными способностями – она умеет летать, и об уставшем композиторе, не способном удивляться и радоваться жизни. И лишь уход из жизни Доротеи открывает глаза разуверившемуся во всём герою «на самого себя, на свою оскудевшую чувствами душу, на свою нормальность и её странность» ©. Понимает, что рядом с ним был не плод его больного воображения, а удивительное живое существо, подобное ангелу. После прочтения стих-ния Николая, как и после повести Вежинова, задумалась: так что же такое - «быть нормальным»?
9.«Как холодно». Ирина Мельник Как холодно. Но мне милее снег -
Белее гипса город - несгибаем.
Гляжу в иллюминаторы трамвая
И верую – не быть вовек весне.
В причудливости вырезов оконных
Не грезятся малиновки, скворцы..
Зимою нарисованы рубцы -
Молюсь в иллюминаторы – иконы.
Душа выходит паром изо рта,
И мИрры заоконные - с копейку.
(Хотя трамвай - вагон и не купейный,
Но чаю не дождешься ни черта!
И контролер не сыплет сверху манной -
И с ним-то черт.)
Какая красота –
Пушистые округлости моста
В насквозь промерзшей пропасти туманной,
Седые, но прямые фонари,
Не согнутые пьяными ветрами,
И где-то там, в ледовой панораме,
Осколок солнца медленно горит.
Ледышками неправильные свечи
Причудливо украсили карниз
И рады бы на нас свалиться вниз,
Готовые сложиться в слово «Вечность»
И, так сказать, закончить жизни станс.
Зимы «обыкновенное жестоко»
Затягивает нас в метельный кокон.
Как холодно.
А будет ли весна?
Пьяцца Кордузио. К своему стыду, признаюсь, что автор этой картины мне неизвестен. А возможно, не только мне, ибо картина выполнена по старым иллюстрациям, но её можно увидеть в некоторых книгах по технике акварели. Как и в этой картине, в стихотворении Ирины чётко ощущается дух города. Только зимнего. Некоторые элементы, отрывающие нас на мгновение от удивительной панорамы Питера («Хотя трамвай - вагон и не купейный, Но чаю не дождешься ни черта!») вносят определённый реализм в эту мистерию. Акварельная картина.