Медленнее всего разрушаются кости. Их тление длится тысячелетиями, что весьма радует ученых-антропологов.
Но Марта не была ученым-антропологом, и созерцание костей не приносило ей особой радости. Тем более обидно, что однажды с утра она вдруг обнаружила, что кожа на ее локтях изодрана, и в прорехах торчат оголенные кости. «Слишком откровенно», - подумала Марта и просто зашила прорехи крепкими нитками. Надела поверх швов тщательно отглаженный деловой костюм и побежала на автобус: штрафы за опоздание были суровыми.
- Спасибо за звонок! Хорошего Вам дня! – Марта нажала на кнопку завершения вызова. «Урод картавый», - процедила сквозь зубы.
Весь день она не могла сосредоточиться. Все шло кувырком. В 11:00, как всегда, Марта пила кофе из автомата в холле на первом этаже. Выбирала самый дешевый и гадкий. Вообще-то она не любила кофе: предпочитала коктейль «Пина Колада». Но каждый день в 11:00 она вставала с места и шла к автомату, как под гипнозом: отдавала дань кофейному богу, чтобы заслужить его милость. Кофейный бог был самым стабильным, самым незыблемым из всех богов.
Но именно сегодня автомата на месте не оказалось. И Марта бежала по коридору в ужасе и бешенстве: никто не хочет злить свое божество. Она летела на запах, как гончая, учуявшая лисицу. Руки ее дрожали. Пропажа обнаружилась в отделе кредитования. Автомат решили перенести поближе к клиентам. Наливая эспрессо, Марта чувствовала, что швы на локтях расходятся. Ничего, до вечера как-нибудь выстоим.
Спала Марта беспокойно. Ей снился странный сон.
Будто все наши вытесненные воспоминания хранятся в костях. Все, что мы помним и знаем, весь эмпирический опыт с момента рождения. Вся информация о наших личных качествах, глубинных страхах, мечтах, о нашем предназначении, заключена в костях, как уникальный код идентификации.
Будто в полнолуние все женщины мира сбрасывают кожу, мясо и прочие условности, и улетают из дома через окно. На высокой горе, под луной, мчится хоровод скелетов. Я помню, ты помнишь, она помнит. Я помню, ты помнишь, она помнит. Это праздник памяти. Памяти костей.
Начинается время индивидуального танца. Звучит музыка, и каждая слышит ее по-своему. Скелеты изгибаются в безумных, причудливых движениях. Такое было в детстве, на уроках танца: импровизация. Ты просто движешься вслед за музыкой. Не думая, как это выглядит со стороны. Вот кто-то тянется макушкой вверх, медленно поднимая к небу полусогнутые руки. Сейчас она – цветок, готовый распуститься бутон. Снова и снова. Другая двигается резко, размашисто – в ее голове явно звучит жесткий рок. Она пляшет с невидимой гитарой. Плечи трясутся – кажется, еще миг, и ее косточки разлетятся по всей горе.
Их шкурки остаются в это время валяться в теплых, уютных кроватях. Подписанные, как спальные мешки, чтобы не перепутать потом в спешке. Домохозяйки, кассирши, операторы колл-центров, многодетные матери – все они ходят и маскируют волосами крошечную надпись за левым ухом – свои инициалы. Чернила въедаются в кожу, как ее потом не три.
Импровизируй, Марта. Ведь ты же все помнишь.
Марта проснулась и увидела, что швы на локтях разошлись. Более того, обнаженные кости пялились на нее теперь и в районе коленных суставов. Девушка, вздохнув, взяла нитки и снова все зашила. Утреннее шитье, костюм, тесные туфли, давка в автобусе, опоздание, штраф, отрицание, гнев, торг, депрессия, перекур.
Марта снова была сама не своя. Она чувствовала себя дико, как в чужом сне. Коллеги в курилке, как всегда, оживленно щебетали.
... - Представляете, девки, я вчера на рынке прикупила отличные трусы, всего за тридцать рублей! Взяла пять штук сразу! - Танечка приспустила юбку, продемонстрировав "отличные трусы". Белые, в веселенький цветочек. При взгляде на эти трусы призрачная надежда на счастливое будущее испускала предсмертный хрип.
- А я сегодня проснулась, а у меня кожа на локтях и коленях содрана, и в прорехе кости торчат. Ну я сшила края кожи нитками телесного цвета и пошла на работу, - Марта решила, что, раз уж все делятся интимным, можно и ей поведать свой секрет.
Девушки на миг обернулись на нее, застыв от неожиданности. Их взгляд выражал недоумение. Они пожали плечами и вернулись к беседе о трусах.
«Значит, это происходит только со мной», - обреченно подумала Марта.
Сегодня паломничество к кофейному богу было совершено не только в 11:00, но и в 15:00, и в 17:00. Практически сеанс непрерывной молитвы. Кровь Марты состояла наполовину из эспрессо – наполовину из капучино. Она кипела и пенилась.
…Строго раз в месяц Марта жертвовала сто рублей на клоунотерапию для детей-аутистов или нечто подобное. Это давало ей право чувствовать себя состоявшимся членом общества. Общество представлялось Марте огромной кассой взаимопомощи: если у нее вдруг сгорит дом, откажут руки или ноги – и для нее тоже скинутся. А если Марта умрет – выхлопочут для нее гроб. Из сосны или дуба. Беспокоиться не о чем.
Но каждый день теперь Марта просыпалась и видела голые свои кости, торчащие отовсюду. Все утро она прятала их, накладывая новые и новые швы. Она пропускала свой автобус. Платила штрафы. Тревога нарастала.
Она снова видела непонятные сны про танцующих на горе скелетов. Иногда Марта замечала, что руки ее сами собой двигаются в каком-то непонятном танце. Очень знакомом. То ли фламенко, то ли…
И она вспоминала.
Вспоминала, как в детстве мечтала стать Матой Хари, с которой тайно себя ассоциировала. Мата-Марта, очень похоже. Они даже внешне были как близняшки. Но ведь это у всех так: мечтаешь стать танцовщицей, куртизанкой и шпионкой, а потом говоришь в микрофончик, широко улыбаясь: «Ваш звонок очень важен для нас!..» (да какого черта, ты всех тут задолбал, не звони нам больше никогда, гнусавый ты заика).
Это у всех так. Всегда. Правда же, ну?.. Правда?..
Вспоминала, как на собеседовании задали вопрос о мечтах и целях, и Марта чеканным голосом сообщила, что всю жизнь мечтала читать вслух сказки ребятишкам из детских домов. Ну и, конечно, работать в крупнейшем интернет-магазине бытовой техники (это ничего. Все так говорят. Все. Потому что – белая зарплата выше средней по рынку, соцпакет, бесплатные печеньки…)
Вспоминала, что была когда-то влюблена. В художника. Глаза его были карими, кровь кипела. Он смотрела на нее так, что у Марты краснели щеки, а внизу живота становилось горячо. Они танцевали. О, как они танцевали!.. А действительно – как?.. Они ведь никогда этому не учились. Но танцевали повсюду: на набережной, на площади, в парке. В длинной скучной очереди. Люди смотрели на них и улыбались. С их лиц пропадало напряжение – будто они весь день мучились, пытаясь вспомнить, выключен ли дома утюг. А потом вспоминали, что нет у них никакого дома.
Художник ничего не рассказывал о себе. Он рассказывал Марте о ней. Он выключал свет, она стояла, дрожа, спиной к нему. Он водил пальцами по ее шейным позвонкам, по плечевым косточками, по лопаткам, позвоночнику, спускаясь пальцами все ниже. Он безошибочно считывал самое ее сокровенное, нутряное. То, чего Марта даже не помнила. Он слушал ее кончиками пальцев – вот здесь они спотыкаются, вот здесь – зазубрина, а здесь – искривление. А здесь достаточно слегка надавить, чтобы вызвать крик боли.
- Вместо колыбельной мама пела тебе в детстве: «Границы ключ переломлен пополам, а наш батюшка Ленин совсем усоп…», а отец пел: «Выйду ночью в поле с конем…»… Ведь так?
- С котом, - вдруг вспоминала Марта. – Он пел «Выйду ночью в поле с котом». У нас был кот, они ночью с отцом вечно на кухню шастали.
- Когда родители погибли, ты гоняла эти две песни по кругу. Целыми сутками. Ходила в наушниках и слушала. А сейчас терпеть их не можешь…
Художник разворачивал Марту лицом к себе и легко скользил пальцами по ее выступающим ребрам.
- Помнишь, как вы качались во дворе на качелях, и кто-то из старших ребят бросил в тебя зажженную спичку?.. И она потухла за мгновение до того, как коснулась твоего колена. Ты жутко испугалась, правда?.. – говорил он.
- Я любил бы тебя, даже будь я слепоглухонемым, - еле слышно, касаясь ключицы.
- Грохот консервных банок, привязанных мальчишками к хвосту дворового кота, - качал головой он, обводя пальцами выступающую косточку на запястье.
- Ты так сильно боялась грозы, что пряталась за диваном, а живот прилипал к позвоночнику, - шептал он.
- Да, черт возьми. Да, да! – стонала Марта.
Он рисовал ее каждую неделю. Для какого-то своего проекта: он хотел запечатлеть процесс незаметных сдвигов, изменений в Марте и в своем отношении к ней. Сделать его наглядным. И сделал.
И однажды сказал ей, печально покачав головой:
- Ты уже не та девушка, с которой я когда-то познакомился. Я хотел любить ее, а ты пытаешься ее ото всех спрятать. Затолкать в пыльный ящик.
Марта, пошатываясь, выбежала из его подъезда. Она вдруг поняла, что забыла выключить утюг.
…Больше полутора часов требуется, чтобы сжечь труп человека в крематории полностью, вместе с костями. С учетом сверхвысоких температур. Кости крайне тяжело поддаются уничтожению.
Большинство же вещей гораздо более эфемерны, и потерять их можно за считанные минуты. Например, гордость, репутация, уверенность в завтрашнем дне, рабочее место, религия.
В пятницу, в 11:00, Марта стояла у кофе-автомата и предавалась еретическим мыслям. Почему нельзя нажать на кнопку и получить стаканчик морского ветра?.. Или порцию луговых цветов, пахнущих медом? Чтобы зарыться в них лицом и вдохнуть запах. Стаканчик палых осенних листьев, кружащихся в ритме вальса, пожалуйста.
Кофейный идол, осуждающе фырча, выдавал черную отвратительную жижу примерно на четверть стаканчика. Марта кидала все новые и новые монетки в прожорливую пасть, тыкала кнопки «капучино», «латте», «мокко», но автомат продолжал плеваться черной жижицей. Так Марта поняла, что кофейный бог – существо мстительное, как и все другие боги.
Она так торопилась к автомату, что не заметила, как все швы, сделанные на скорую руку, разошлись. Ее плоть соскользнула с костей, как костюм не по размеру. Остался голый скелет.
А вот другие сотрудницы очень даже это заметили. И сообщили начальству. Марту тут же уволили за непристойное поведение. «Неслыханный эксгибиционизм», - шептались за спиной. Ее схватили у кофе-автомата и выволокли на улицу, не дав объясниться.
Беззащитную Марту поймали прямо в месте ее тайной молитвы, навсегда осквернив священнодействие походов за эспрессо и капучино. Это было низко и подло. А кофейный бог просто отвернулся, чтобы не видеть. Он всегда так делал. Марта не ошибалась: он был самым стабильным из всех богов.
Марта плакала и бежала. Дворами, закоулками, потаенными тропами. Все, кого она встречала по дороге, шарахались от нее. Она нашла на свалке огромную картонную коробку и просидела там, скрючившись, несколько часов. Ей было стыдно. Хотелось прикрыть кости.
Наконец, на улице стемнело. Марта вылезла из коробки и продолжила бежать. «Главное, чтобы близкие поддержали меня, - решила девушка. – А работу я новую найду. В школе, например. Учебным пособием.»
Первым делом Марта посетила своего любовника, с которым последние два года находилась в вялотекущих, но очень серьезных отношениях. Она долго колотила в дверь, кричала, умоляла открыть ей. Мужчина смотрел в глазок и не узнавал ее. Дверь он так и не открыл, зато вызвал полицию.
Марта впала в отчаяние. Накрапывал дождь. Обнаженные кости мерзли. Она навестила всех своих близких друзей, стучалась в их двери, но ни один не узнал ее и не пустил на порог. В одном из домов на нее даже спустили собак. А кое-кто решил, что сама смерть явилась за ним. И заявил, что никого нет дома.
Марта плелась по дороге где-то на окраине города и думала, что жизнь ее кончена. Ни работы, ни семьи, ни друзей. Теперь точно все.
И вдруг она увидела знакомый дом. Ветхий, из красного кирпича. Здесь ничего не изменилось: вот белье, развешанное на веревке перед подъездом. Оно будто провисело здесь все семь лет. А вот черный пес с оторванным ухом – надо же, не издох. Марта вспомнила номер квартиры и решила позвонить в дверь. Чем черт не шутит.
Художник открыл ей сразу. Широко улыбнулся:
- Долго же тебя не было. Но теперь это ты, Марта: и ты так же хороша, как в день нашего знакомства. Проходи, солнце. Будешь чай с ромашкой?..
Комната была забита грудами странных, однотипных рисунков. Вот холодильник с пустой полкой, вот прокисший творог, вот мухи усеяли яблоко, вот засохший бутерброд, вот черный пес жует занавеску.
- Что это? – спросила Марта.
- Это продолжение моего проекта, - пояснил мужчина. – Каждую неделю я рисовал свою жизнь без тебя. Чтобы отследить динамику. Динамика меня не радует.
И они снова стояли в темноте, и он гладил кончиками пальцев каждую ее косточку. Марта стала намного чувствительнее, и он едва касался, чтобы не причинить ей боли. Но она доверяла художнику: он отлично знал анатомию. Он мог отличить трапециевидную кость от трехгранной. Он мог с закрытыми глазами разобрать Марту и собрать обратно.
Где-то в офисном коридоре уборщица нашла и выбросила в мусорный ящик шкурку с еле заметной надписью за левым ухом «Марта И.».
Они снова танцевали. Под музыку и без. Марта представляла себя то распускающимся бутоном, то рок-звездой. Не уметь танцевать – это весело.
Когда она засыпала в кровати с художником, то чувствовала, как огромное напряжение, лишающее ее покоя, исчезло. Будто всю жизнь она пыталась вспомнить, выключен ли дома утюг. А потом вспомнила, что нет у нее ни дома, ни семьи, ни работы, ни религии, ни тела. Да и утюга, если честно, нет.
Только кости, и ничего больше.