критик – это человек, который пытается самоутвердиться за счет читателя.
скажем так: отношения критика (а как еще назваться, обозревателем? оборзистом? обзористом? – смешно, да) и Автора – это своеобразный интеллектуально-заочный поединок двух неравнодушных человеков… людей, т.е.
один из них неравнодушен к своему внутреннему миру… наверно…
второй – неравнодушен к внешнему проявлению некоторых товарищей своего внутреннего мира.
вопрос «Имеет ли право критик критиковать?» лично для меня однозначен: «нет».
поехали…
алгоритм такой:
1. вы написали стих, и думаете, что он неплохой, ибо какого батона вы его потащили на конкурс?
2. я постараюсь доказать обратное, ибо овации не есть спектакль…
3. своё мнение максимальным образом постараюсь перевести на язык чисел и написать в виде обычного счета. левая половина данного счета будет обозначать баллы автору за мастерство и… прочае; правая – баллы критику за педантизм и занудства и др; например,
1-й стих: 1:0 – никаких особых замечаний, но и замечательного – мало!
2-й стих: 4:3 – несмотря на то, что данный счет также разнится одним баллом, эта вещь критику понравилась намного больше, чем первый стих.
3-й стих: 5:0 – браво, автор!
4-й стих: 9:0 – ну, тут, скорее всего, каким-то странным образом критик случайно принес на конкурс своё собственное и забыл об этом…
4. ирония – это мой ослик…
п.с. и не обращайте внимания на взбалмошные замечания, это, как было сказано выше, всего лишь попытка самоутверждения…
опечатки – возможноы…
_________________________________
1. Тридевятое царство – луна
это сотни путей – всё не то,
это шорох ушедшего сна,
это жёлтый увядший цветок –
тридевятое царство – луна…
это тяжесть опущенных век,
это в сердце непрошеный ком,
это смутный больной человек
бродит в лунной пыли босиком.
это шёпот ночных тополей,
это темный, тревожный момент,
это медь в неподвижной золе
и черты невозможных примет.
это боль возвращений – и свет,
это в прошлом – шаги и круги,
это ветер в нездешней траве
и дыхание близкой реки.
это в памяти прерванный след,
это узость карниза – держись,
это – с каждой минутой светлей,
это только девятая жизнь…
1.начнем…
парадокс. я очень настороженно отношусь к указательным местоимениям, присутствующим в поэтических опусах. Но нормально дышу в сторону т.н. «этажерочных» стихов. «Тридевятое царство – луна» написан по заданной теме, свидетельство тому – чуть заметный конструктивизм, например, в последней строке (9-ая жизнь, на мой взгляд, притянуто за уши).
2. далее.
при первом беглом свободном мимолетно-скользком прочтении понимаешь, что прилагатель-ных в стихе слишком много, а они, как известно, разжижают текст. Вот, к примеру, фраза «это смутный больной человек» слишком растянута и неинформативна совсем. Хотя, отмечу, что в стилистике данной работы наличие эпитетов, этакой воздушности, легкости бытия. Даже поэти-ческий инструментарий данного стиха, абсолютно непригодный, скажем, для гражданской лирики, уместен здесь. Вот, например, совсем простой рифморяд: луна – сна, век - человек воспринимается нормально…
3. еще…
несколько семантических придирок:
это жёлтый увядший цветок
***если цветок увял, разве он желтый? Он палевый (см. стих Клавдии)!
это только девятая жизнь…
***почему «только»? девятая жизнь – она же последняя? Или это так надо?..
это в памяти прерванный след
***вариант: не хочется мне здесь употреблять предлог, так считывается…
4. понравилось:
это медь в неподвижной золе и другое...
Общее впечатление: стих-настроение, все как-то несильно… излишне ровно, сенсуалисты были бы в восторге…
Числовое впечатление:
1:2 в пользу критика
Образное впечатление:
словно иду по утреннему лесу, лицо обволакивают паутины… поначалу – нравится, но слишком много тонкого… рвется
________________________________________________________________________
2. Боец
Мы - по Красной! Ну, надо же! Русская рать!
В каждом шаге отсветы пожарища...
Одному разрешили не в ногу шагать -
он несет боевого товарища...
Про Джульбарса слыхали? Облаял луну
накануне, до марша Победы...
Обездвижен, не ждал, что придется ему
на руках - на шинели - по следу...
Да, живой! Перед взором затихших трибун
проскулил, но прошествовал гордо!
Храбрый пес стариной напоследок тряхнул...
Белый Клык... Незабвенная морда!
А мне понравилось! Не скажу, что включу в шорт, но описанная история подкупила своей лаконичностью и завершенностью. Замечания, конечно же, есть:
Мы - по Красной! Ну, надо же! Русская рать!
***Не совсем понятно эмоциональность употребления выражения «ну, надо же» в данном кон-тексте
В каждом шаге отсветы пожарища...
*** сомнительные образы. Шаг в больше степени вызывает звуковые ассоциации, нежели визуально-ослепительные. Или это намек на то, что Красная площадь ранее называлась Пожаром?
Облаял луну
*** опять, же непонятно. Что здесь обыгрывается: в лаяньи на луну? Критика чего-то? Или это просто фраза чисто для заполнения формы?
Перед взором затихших трибун
*** вот просто не нравится мне «взор затихших»… вкусово… сорри
проскулил, но прошествовал гордо!
*** собачку ж несут на шинели-руках, как же он прошествовать мог?
Белый Клык... Незабвенная морда!
*** финал никакой. К чему здесь Белый Клык? И что это за вульгарно-ленивый эпитет «незабвенная морда»?
Общее впечатление: поначалу даже понравилось… в общем неровно, но и не безнадежно …
Числовое впечатление:
1:3 в пользу критика
Образное впечатление:
бедный песик…
3. Ты так и знай...
Джин и танго смягчают улыбки свет,
За бессонным окном бродит грустный дождь.
Вечер, в ночь обратясь, предложил сюжет,
В завершенье которого ты уйдёшь.
Мы ведь молоды, будто апрельский луч,
Отражённый озёрами талых вод,
И стекает с горящих листов сургуч,
И не жаль ничего, и мурлычет кот.
Откамлает дорожную пляску джип,
И предложит нам новые роли май,
Но шальное цветение старых лип
Вдруг напомнит о прошлом - ты так и знай.
Прикоснусь я к тебе ветром с крымских гор,
И кленовым листком упаду к ногам...
Ты не слушай меня - это просто вздор.
Что задумано - сбудется. Знаешь сам.
Первое.
Джин и танго смягчают улыбки свет,
*** не нравится мне здесь искусственное соединение физических явлений с человеческим про-явлением радости. Но сама по себе фраза – самодостаточна и симпатишна!
За бессонным окном бродит грустный дождь.
*** грустный дождь? Не, ну банально…
Вечер, в ночь обратясь, предложил сюжет,
*** здесь вот что. Смущает завершенный вид деепричастия «обратясь», ведь если вечер обратился, то он уже не вечер, а ночь. Таким образом, уместнее конструкция типа «вечер, обращаясь в ночь» и далее по тексту…
В завершенье которого ты уйдёшь.
Мы ведь молоды, будто апрельский луч,
*** почему апрельский луч молод? Точнее, почему молодостью обладает луч? Он ведь, и зимой, и летом - одним светом… Неудачный сравнительный оборот, на мой взгляд.
Откамлает дорожную пляску джип,
*** а нравится!
И предложит нам новые роли май,
*** а здесь интересный подход в описании нового года! Учись, апрель!
Но шальное цветение старых лип
*** Липы же в июле цветут? Или здесь опять проблемы моего восприятия времени и часовых поясов среднерусской полосы? Осмелюсь все же предложить автору заменить липы на вишни..
Финал. Если кратко, то не впечатлил. А если подробно, то слов нет. В плохом смысле…
Общее впечатление: в общих чертах – есть хорошие детали…
Числовое впечатление:
2:2
Образное впечатление:
грустная весенне-летняя история с прожилками осени…
4. Чапараль
Его часы спешат на семь минут,
её - всегда на десять отстают.
Синхронно если вдруг часы пойдут,
то в полдник на террасе, ровно в пять,
друг друга эти двое не найдут.
Но трапезы семейной свят закон,
и чаю /ей - с малиновым листом,
ему – всенепременно с молоком/
нальют друг другу вовремя. Опять
бабуши перепутав под столом,
до ночи разойдутся по делам -
возделывать, рыхлить и орошать…
Герань – она, он – жёсткий чапараль.
И время потечёт, как будто вспять,
колодезной водою по камням.
_________
Странное впечатление… Стихотворение-клип – обрывистое, в котором слишком много времени уделили «времени». Это даже не образы, а какие-то символы собирательные… Не скажу, что мне не понравилось, но перечитывать… ладно…
Хотя. Вот почему стих называется «Чапараль», а не «Чапараль и герань»? Разве здесь описывается некое неравенство, прерогатива первого?..
возделывать, рыхлить и орошать…
***возделывать и рыхлить – почти синонимы, не особо информативная строка…
п.с. Погуглил, вот: «Чапараль - сильный антиоксидант, противоопухолевое, обезболивающее и антисептическое вещество. Один из лучших травяных антибиотиков». Так, для информации, подчеркнул смысл волнисто чертою…
Есть что-то в этом стихе…
Финал хорош…
Общее впечатление: думаю…
Числовое впечатление:
2:1 в пользу автора
Образное впечатление:
И критик потечёт, как будто вспять,
колодезной водою по камням.
5. Две стороны
Здесь неизбежно Добро обернётся Злом,
Нет абсолютной истины в мире. Знай:
Если действительно создан был мир Творцом,
То непонятно, кому уготован рай.
Ход эволюции выработал закон:
Чтобы в живых оставаться – расти клыки,
В поисках пищи, жилища, свободных зон
Всех конкурентов порви, загрызи, сожги!
После – природе возляжь на чело венцом,
И почивай, интеллектом своим гордясь.
Двигай прогресс, гуманизмом прикрыв лицо,
Тех, кто мешает, лицом же макая в грязь –
Способ не важен! Гораздо важнее – цвет:
В белых одеждах удобней держать фасон.
Ханжествуй с пафосом в мире своих вендетт,
На индульгенции нынче высок Dow Jones*
Сколько не пыжься и ближним не делай благ,
Только за кромкой они не пойдут в зачёт.
Кайся, не кайся, а вот тебе в руки флаг,
Ветер попутный и ВэЛ Ка эС эМ значок.
_____________________
* Dow Jones – биржевой индекс.
Работа не показалась мне сильной… Все эти заглавные моральные категории, спорные философские сентенции, обыденные истины – для студентов-первокурсников даже не философских факультетов…
Ну, попробуем построчно…
Здесь неизбежно Добро обернётся Злом,
*** еще Бердяев говорил, что нет Добра и нет Зла, есть добро и есть зло…
Нет абсолютной истины в мире. Знай:
***дважды два равно 4 - относительная истина;
дважды два равно 4 в 10-ричной системе – абсолютная истина… такшт, есть истина…
То непонятно, кому уготован рай.
*** как непонятно? очень явственно и детально описано
В поисках пищи, жилища, свободных зон
Всех конкурентов порви, загрызи, сожги!
***ну, мне так казалось в юности, все оказалось гораздо проще… И ваще, жизнь – очень простая штука…
Двигай прогресс, гуманизмом прикрыв лицо,
*** очень понравилось.
Способ не важен! Гораздо важнее – цвет:
В белых одеждах удобней держать фасон.
*** тож интересно!
Ханжествуй с пафосом в мире своих вендетт,
На индульгенции нынче высок Dow Jones*
***
А вот интересная ассоциация возникла… Отдаленные экономические знания напоминают, что индекс Dow Jones охватывает 30 предприятий. Просто запомнил…
30 предприятий. 30 сребренников…
Проехали…
Кайся, не кайся, а вот тебе в руки флаг,
Ветер попутный и ВэЛ Ка эС эМ значок.
*** финал – в зачетку!
Общее впечатление:не люблю я лобового морализаторства
Числовое впечатление:
2:2 в пользу критика
Образное впечатление:
Отсутсвет…
6. Игрища божков
Да, жизнь подобна фотоснимку, с годами выцветает вся.
Любовь и голод спят в обнимку, бог знает чем питаются.
Театр, придуманный Шекспиром играет плохо вон из рук.
Любовь и голод правят миром, кто здесь "главреж", а кто "худрук"-
какая разница, панове? Играем с чистого листа!
Взамен обглоданной любови выходит похоть-"суперстар".
А голод...Рукоплещут ложи, сплошное браво и восторг.
Хлеб наш насущный, Слово Божье - преаппетитнейший хот-дог.
А вот галёрка подкачала...Не заценила всю игру.
От птичек синих и от чаек лишь горстка косточек в углу.
"Нет в них огня, перчинки, соли" - бурчит пресыщенный народ.
На пальцах жуткие мозоли натёр Небесный Кукловод.
Когда дадут в буфете пиво, рак на галёрке засвистит.
У Виктюка и у Шекспира владеет сценой трансвестит.
Сюжет античной скучной пьесы неподходящ для модных сцен.
Уже давно мужи-ахейцы не бондят по морю Елен.
Из всех искусств для нас важнейшим есть...Гладиаторский стриптиз!
И по наводке знойных женщин похищен юноша Парис.
Когда бы грек увидел это, все наши игрища божков,
он свой гекзаметр на куплеты, как требуху для пирожков,
перекрутил бы для шансона, и пел эФэМ ди-джей Цыклоп
о тяжком жребии Ясона и о коварстве Пенелоп.
Но боже ж мой, какая мука: в пиццотый раз услышать "Bell"!
Пусть одиночество и сука - где одиночество-кобель?
Любовь, свобода, голод, братство и равенство во всей красе,
от них так хочется стреляться в российской лесополосе -
не так, как в Лондоне, Париже, Нью-Йорке, где ещё - Бог весть...
-"Ты видишь суслика?"
-"Не вижу..."
-"И я не вижу. А он - есть."
________________
Такс… тут работы – непочаты край… хотелось мне отписаться банальными фразами, дать стиху 2-3 место и забыть… Ибо не люблю я долгих проекций…
Ладно, потратим вечер…
Первое впечатление – зачем стока букоф и словес? Ну, все ж понятно «к чему и зачем» уже на 5-й строке стиха, и никакого развития действия в дальнейшем нет… Разве есть?
Просто вопросы…
1. Театральная фактура, зачем фотоснимок? Лучше афишу использовать…
2. Да всё выцветает! разве удачное сравнение выцветания?
3. После играет разве не надо запятой?
4. Не нравится мне, что театр играет, а не в театр играют…
5. «главреж»… «худрук»… а в чем принципиальная разница?
6. Разве «всю» вставлено не для латания ритмических дыр?
7. «жуткие мозоли» – графоманские эпитет.
8. Травести и трансвестит – разные вещи, разве не так?
9. Зачем слушать то, что не нравится в пиццотый раз?
10. финал… причем здесь это всё? театру бы…
в остальном – хорошо. особенно:
От птичек синих и от чаек лишь горстка косточек в углу. – это
Когда дадут в буфете пиво, рак на галёрке засвистит.
Общее впечатление: ?
Числовое впечатление:
?:?
Образное впечатление:
?
7. Ландышевая горка
Дымом палевым и горьким
пахнет поздняя весна,
вновь на Ландышевой горке
слышен скрип веретена.
Крутит Макошь веретёнце,
жизнь разматывает вспять,
тает медленно на солнце
крепкой памяти печать.
Паучок-золотошвейка
тянет скань, готовит впрок.
Ожил старый муравейник,
ростом с маленький стожок.
Видно, с осени в иголки
прядка сена вплетена.
Телом розовым и долгим
к небу тянется сосна.
/любы, любы, любы, любы
ей пока ещё цветы,
ходят где-то лесорубы,
как ходил когда-то ты.../
Ей пока иголку в сене
не приходится искать.
День погожий и весенний.
Вёдро. Божья благодать.
1.
Первое, что удивляет – рубрика, которую автор выбрал для данной работы. Любовная? В принципе, любовь к «Ландышевой горке» исключает все мои категориальные претензии. Первое впечатление – неплохое, у автора, как известно, богатый словарный запас, что помогает ему жонглировать словами в описаниях смысла. Со вторым впечатлением будем разбираться.
2.
Дымом палевым и горьким
пахнет поздняя весна,
***интересное – и точное! - сочетание эпитетов!
вновь на Ландышевой горке
слышен скрип веретена.
Крутит Макошь веретёнце,
***не понравилось мне здесь эта однокоренная конструкция…
Ожил старый муравейник,
ростом с маленький стожок.
***рост, вроде, это качественная характеристика живого существа? Здесь, всё же, уместнее слово «размер», но слово «размер» не вписывается в размер…
Видно, с осени в иголки
прядка сена вплетена.
***ну, поначалу строка показалась очень интересной. А в итоге? Получается, что иголки (хвойные, я так понимаю) это итог прядильной метаморфозы сухой травы? Или?
Телом розовым и долгим
к небу тянется сосна.
*** я работаю в сосновом лесу… вышел специально посмотреть… не вижу я розовых сосен…
Ей пока иголку в сене
не приходится искать.
*** я не понял этих словесных игольчатых игр
Вёдро. Божья благодать.
*** ну, вёдро – это сухая и ясная ЛЕТНЯЯ погода, а здесь – весна… хотя, незначительно всё это…
Общее впечатление: неплохо, в общем. Легкое, невесомое… Про любовь – всё равно непонят-но…
Числовое впечатление:
3:2 в пользу автора
Образное впечатление:
Ландышево-капицево…
8. Жёлтое
Мне снился свет...
Распахнутая дверь,
влекущая к истокам и ответам,
простуженно скрипела - "Верь/Проверь".
Блестело лаком дерево паркета
и отражалось сполохом огня
в глазах у кошки с именем Багира.
Побег гардин в окошко, на сквозняк...
Среди травы желтеющим пунктиром
дорожка (из песка ли? кирпича?)
в страну, где исполняются причуды,
где с высоты отцовского плеча
не страшен мир...
А худшее - простуда,
когда из дома я не выхожу,
пью с молоком противный гоголь-моголь.
Где жёлтым расцветает абажур
и лето длится бесконечно долго.
мне очень понравилось… в общем, это моя тема: наличие некоего смыслообразующего понятия., вокруг которого всё цементируется… и в тональность мою попали…
предвкушаю не очень высокую оценку данной работы моими коллегами, но это моё стихо.
смутило:
в глазах у кошки с именем Багира.
*** вроде, у кошек не имена, а клички… незначительный штрих-замечание
простуженно скрипела - "Верь/Проверь".
*** не нравится мне здесь это "верь/проверь"… вот не нравится и всё…
пью с молоком противный гоголь-моголь.
***и так противно, еще и с молоком… ))
Простуду на желтуху может заменить? но, возможно, перебор желто будет…
Общее впечатление: хорошо… очень…
Числовое впечатление:
4:1 в пользу автора
Образное впечатление:
Не фиолетовое…
9. последняя строка осени
Осень отправила в зиму последние письма.
Стало прохладно в кроссовках мотаться по саду.
Только шуршит под ногами подстилочка лисья,
Будто читают чуть слышно чуднУю шараду.
Осень ещё остаётся в листе календарном,
В холоде пряча последние красные числа.
Я их считаю, как школьник, но крайне бездарный.
В инеи ветка над корочкой листьев повисла…
Выдохну стих вместе с облачком пара заметным
И побыстрее в тепло, дуя ветром в ладони.
Ох, уж мне эти природные эксперименты!
Я побежал по листве, а строка знай долдонит…
Я донесу до стола, до тепла эту строчку,
И отогревшись, отправлюсь на поиски смысла…
Я записал на листе, но возможно, неточно:
«Осень отправила в зиму последние письма.»
______________
Ну, поехали…
Во-первых, стихи про осень должны быть ваще ТАКИМИ классными, что лучше про нее ваше не писать ничего уж…
Осень отправила в зиму последние письма.
*** листья как последние письма осени я видел неоднократно… вроде у Вероники Сенькиной. что здесь имеется в виду, уже не важно – образ засвечен.
*** и после «письма» я бы поставил запятую.
Стало прохладно в кроссовках мотаться по саду.
Только шуршит под ногами подстилочка лисья,
*** ну, если шуршат листья, то в кроссовках мотаться по саду - еще не холодно…
Ну, разве это поэтично?
Будто читают чуть слышно чуднУю шараду.
*** мдя. Шарады разгадывают, а не читают… читают, конечно, но всё ж - разгадывают)
Осень ещё остаётся в листе календарном,
*** на любителя…
В холоде пряча последние красные числа.
*** это как и что?
В инеи ветка над корочкой листьев повисла…
***ветка повисла над тем, что висит на ней? Ладно, веток много, придираюсь… но не нравится всё равно…
И побыстрее в тепло, дуя ветром в ладони.
*** разве можно дуть ветром?
Я записал на листе, но возможно, неточно:
«Осень отправила в зиму последние письма.»
*** я люблю закольцованности, это почти единственный плюс стиха. Но точка – не к месту… такой вот финал…
Общее впечатление: холодно
Числовое впечатление:
4:1 в пользу критика
Образное впечатление:
См. «общее»
продолжение континуед...
серьезно:
1. реально загружена невиртуальная жизнь
2. продолжение на следующей неделе...
3. ну...